Артикс - логотип
Фемида
Наши телефоны. Адрес. E-mail.
Текущий прайс на программы семейства Консультант Плюс. Заявка на  демонстрацию  программ  и покупку программ.
Прайс на антивирусные программы. Заявка на приобритение антивирусов.
Прайс листы на программное обеспечение !C, Microsoft и др.
Недельные обзоры законодательства РФ (с 1999 года).
Комментарии важнейших документов (с 1999 года) специалистами Консультант Плюс.
Новости правовых систем. Информация о скидках.  Акции по правовой поддержке юридических и физических лиц. Объявления о вакансиях в нашей компании.
Напишите нам письмо !
Маленькие хитрости - настройка и оптимизация программ Консльтант Плюс.
Ссылки на страницы, где можно найти нормативные документы.
 
Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru


Комментарии важнейших нормативных документов законодательства РФ.

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

В ноябре 2002 вступит в силу Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который заменит действующий в настоящее время и имеющий аналогичный предмет регулирования Закон СССР от 24.06.1981 N 5152-Х "О правовом положении иностранных граждан в СССР". Новый Закон достаточно полно и подробно урегулировал социально - экономические отношения, возникающие в связи с нахождением иностранных граждан на территории Российской Федерации, и прежде всего, сферу их трудовой деятельности. Такие аспекты взаимодействия российского государства с иностранцами как отношения, связанные с охраной здоровья, предоставлением политического убежища, неприкосновенностью личности и свободой совести, напротив, выведены за рамки Закона, и в дальнейшем будут регулироваться другими нормативными правовыми актами национального и международного законодательства. Закон выделяет три правовых режима нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание. Эти режимы различаются между собой условиями и порядком их приобретения, способами оформления, сроками действия и объемом полномочий иностранных граждан. Режим временного пребывания возникает на основании визы либо в порядке, не требующем визы. В первом случае срок временного пребывания ограничен сроком действия визы, во втором - непосредственно Законом, и, как правило, не может превышать 90 суток. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой или гражданско - правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), продлевается на срок действия договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается органами внутренних дел. В отличие от временного пребывания, которое не предполагает прямого ограничения численности находящихся на территории России иностранных граждан, разрешение на временное проживание может быть выдано только в пределах устанавливаемой Правительством Российской Федерации квоты. Ограничения, связанные с квотой, в частности, не распространяются на лиц, которые родились на территории РСФСР и состояли в прошлом в гражданстве СССР или родились на территории Российской Федерации, а также на лиц, имеющих нетрудоспособного родителя - гражданина России и нетрудоспособных лиц, которые имеют дееспособного сына или дочь - граждан России. Кроме того, ограничения не относятся к лицам, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, а также к лицам, инвестировавшим средства в российскую экономику. Заявление о предоставлении права временного проживания подается в органы внутренних дел либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания иностранного гражданина. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Оно оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. В отличие от режимов временного пребывания и временного проживания, возникновение которых не обусловлено какой-либо последовательностью, и любой из них может возникнуть у иностранного гражданина непосредственно, режиму постоянного проживания обязательно должно предшествовать временное проживание иностранного гражданина на территории России как минимум в течение одного года. Основанием для постоянного проживания иностранного гражданина на территории России является вид на жительство. Заявление о предоставлении вида на жительство подается в органы внутренних дел не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Срок действия вида на жительство составляет 5 лет. По истечении этого срока он может быть продлен еще на 5 лет либо может быть поставлен вопрос о приобретении гражданства Российской Федерации. Отметим, что в соответствующих случаях иностранные граждане могут приобрести гражданство Российской Федерации до истечения пятилетнего срока постоянного проживания и даже без него (см. ст. 13 и 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"). Закон устанавливает перечень оснований для отказа в предоставлении разрешения на временное проживание (ст. 7) и постоянное проживание (ст. 9). Для каждого из названных режимов перечень свой, но в целом они обладают общими признаками. Как отмечалось, наиболее важные изменения связаны с использованием труда иностранных граждан на основании трудовых договоров и гражданско - правовых договоров, таких, как договор подряда. Статья 13 Закона устанавливает условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях. Сразу же обратим внимание на то, что из всех пунктов этой статьи лишь пункт 1 распространяется на все вышерассмотренные правовые режимы. Остальные положения статьи, как и подавляющее большинство других закрепленных в Законе норм о труде, регулируют отношения только с участием временно пребывающих на территории России иностранных граждан. Отношения, связанные с трудом временно пребывающих на территории России иностранных граждан, могут возникать и развиваться лишь при одновременном соблюдении установленных Законом условий. Так, у работодателя (заказчика) должно быть разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников, у работников - разрешение на работу (п. 4 ст. 13), а в случаях, когда иностранец находится за рубежом, - еще и приглашение на въезд в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности (ст. 16). Разрешение на использование иностранных работников выдается по заявлению работодателя (заказчика) органами внутренних дел на основании заключения органов занятости, а в отдельных случаях - органов, ведающих вопросами транспорта (п. 3 ст. 18). Закон предусматривает квотирование приглашений на въезд в Россию. Таким образом что вышеназванное различие между режимом временного проживания и режимом временного пребывания, когда он используется для осуществления трудовой деятельности, носит весьма условный характер. Временно пребывающему в Российской Федерации иностранному гражданину разрешение на работу выдается органом внутренних дел (п. 5 ст. 18). Разрешение на работу тем иностранным гражданам, которые находятся за пределами Российской Федерации, выдается работодателю (заказчику), имеющему разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Одновременно с разрешением выдается приглашение на въезд в Российскую Федерацию (п. 2 ст. 18). В силу статьи 20 Закона иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия. При этом статья 24 Закона обязала администрацию гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, информировать органы внутренних дел о дате приезда и сроке пребывания иностранного гражданина в данной организации, а также о дате выезда. В заключение отметим, что контроль за трудовой деятельностью иностранных работников будет осуществляться органами внутренних дел. В случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско - правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, выданное данному иностранному работнику, может быть аннулировано.

(По материалам аналитического обзора, подготовленного компанией КонсультантПлюс )

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Артикс, Региональный Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва , ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86 , fax (495) 721-35-86
Артикс © 1999-2013
Design © Korotkevich B.