О регулировании деятельности органов,
осуществляющих государственную регистрацию
В соответствии с Федеральным законом
от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" Министерством юстиции РФ подготовлен ряд документов,
регулирующих деятельность органов по государственной регистрации.
Напомним, что государственная регистрация прав на недвижимое
имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания
и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения),
перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Регистрация является
единственным доказательством существования зарегистрированного права,
которое может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная
регистрация прав осуществляется уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти по месту нахождения недвижимого имущества в пределах
регистрационного округа.
Так, Приказом Минюста РФ от 3
декабря 2004 г. N 183 утверждено "Общее положение о территориальном
органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской
Федерации" (вступает в силу с 1 января 2005 г.).
Согласно утвержденному Положению, задачами территориального
органа, помимо государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, являются деятельность по государственной регистрации
общественных и религиозных объединений, осуществление контроля и надзора
в сфере адвокатуры и нотариата, а также за деятельностью саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих.
В целях реализации указанных задач территориальный орган
Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской
Федерации (Росрегистрация) наделяется обширными полномочиями, начиная
с проверки законности сделок с недвижимым имуществом и заканчивая рассмотрением
жалоб и заявлений граждан, организаций и должностных лиц. К его компетенции
относятся, в том числе, ведение реестра адвокатов с выдачей соответствующих
документов, ведение реестра лицензий на право нотариальной деятельности,
а также участие в работе соответствующих квалификационных комиссий по
приему экзаменов у лиц, претендующих на звание адвоката и нотариуса.
Согласно Положению территориальный орган уполномочен на проставление
апостиля на официальных документах, предназначенных для использования
за границей, удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его
печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими
лицами в компетентные органы других государств, и обеспечение исполнения
международных обязательств РФ в части истребования с территории государств
- членов СНГ, стран Балтии и Российской Федерации копий наследственных
дел и материалов по ним.
Территориальный орган Росрегистрации принимает решение
о государственной регистрации региональных отделений политических партий,
местных общественных объединений и их структурных подразделений, централизованных
религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на
территории субъекта РФ, осуществляет за ними контроль, вплоть до направления
своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях.
Территориальные органы имеют право запрашивать, а органы
государственной власти и местного самоуправления, организации, независимо
от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностные
лица, а также общественные объединения, политические партии и религиозные
объединения обязаны представлять все документы и иные материалы, необходимые
для принятия соответствующих решений.
Обращение в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката,
о дисквалификации арбитражного управляющего, о ликвидации региональных
отделений политических партий, общественных объединений, религиозных
организаций и иных юридических лиц также отнесено к правам территориального
органа Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) РФ.
Приказами Минюста РФ от 3 декабря 2004 г. N 184 и от 3
декабря 2004 г. N 186 утверждены "Порядок назначения Министерством юстиции
Российской Федерации главных государственных регистраторов" и "Порядок
назначения государственных регистраторов Федеральной регистрационной
службой и территориальными органами Федеральной регистрационной службы"
соответственно.
Следует иметь в виду, что на должность государственного
регистратора назначаются лица:
- имеющие высшее юридическое образование и опыт работы
по юридической специальности не менее трех лет или опыт работы в органе,
осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее двух лет,
прошедшие специальные курсы;
- имеющие иное высшее образование и опыт работы в органе,
осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее трех лет,
прошедшие специальные курсы;
- сдавшие квалификационный экзамен в соответствии с установленными
требованиями.
Главные государственные регистраторы назначаются на должность
и освобождаются от должности Министерством юстиции РФ, а государственные
регистраторы - директором соответствующей Службы. Рассмотрение документов,
необходимых для назначения на должность, осуществляется на коллегиальной
основе: в первом случае - комиссией Минюста РФ по назначению главных
государственных регистраторов, во втором - комиссией Службы по назначению
государственных регистраторов. Решение комиссии принимается большинством
голосов. Кстати, освобождение от должности осуществляется только на
основании личного заявления, без дополнительного рассмотрения на заседании
комиссии.
Согласно Приказу Минюста РФ от 3 декабря 2004 г. N 185
с 1 января 2005 г. создаются 78 регистрационных округов, на территории
которых действуют территориальные органы Федеральной регистрационной
службы. Регистрационные округа созданы по республиканскому, краевому,
окружному и областному принципу, при этом Москва представляет собой
отдельный округ, на территории которого будет действовать Главное управление
Федеральной регистрационной службы.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)