Новые правила оказания услуг
по перевозкам пассажиров на железнодорожном транспорте
Постановлением
Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 утверждены "Правила
оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров,
а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних
и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности"
(далее - "Правила"). Аналогичные "Правила" от 11 марта 1999 года признаны
утратившими силу.
Издание новых "Правил" вызвано принятием основополагающего
акта - Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного
транспорта Российской Федерации", заменившего Федеральный закон от 08.01.1998
N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".
Новые "Правила" так же, как и новый "Устав", направлены
на улучшение качества услуг железных дорог, уточнение прав и обязанностей
сторон по договору перевозки. В целях стимулирования конкуренции в сфере
железнодорожных перевозок "Правила" предоставляют больше возможностей
для самостоятельного выбора перевозчиками и пользователями их услуг
различных форм взаимоотношений.
Рассмотрим новые правовые нормы, отличающие "Правила" от
аналогичного документа 1999 года.
Перевозчик должен обеспечивать предоставление пассажирам
и другим пользователям своих услуг (например, грузоотправителям, грузополучателям)
в наглядной и доступной форме информацию о порядке предоставления услуг
и сведения о себе по установленному перечню. Теперь в состав этих сведений
должны включаться и сведения о выданной перевозчику лицензии. Предусмотрена
возможность выдачи за плату пользователям услуг перевозчика справок
в письменной форме, в том числе справок, не связанных с оказанием услуг.
Увеличен срок, в течение которого пассажир имеет право
возобновить действие билета, при условии доплаты стоимости плацкарты,
вследствие опоздания на поезд - с 3 до 12 часов, вследствие болезни
или несчастного случая - с 3 до 5 суток с момента отправления поезда,
на который приобретен билет.
Пассажир имеет право до отправления поезда дальнего следования
возвратить билет в кассу и получить деньги в полном или частичном размере
стоимости проезда, в зависимости от времени, оставшегося до отправления
поезда. Для получения полной стоимости проезда, состоящей из стоимости
билета и стоимости плацкарты билет необходимо возвратить не позднее
чем за 8 часов, оставшихся до отправления поезда; для получения стоимости
билета и 50-ти процентов стоимости плацкарты - не позднее чем за 2 часа
до отправления поезда; для получения стоимости только билета его можно
сдать менее чем за 2 часа до отправления поезда. По ранее действовавшим
правилам для получения полной стоимости проезда билет надо было возвратить
в кассу не позднее чем за 15 часов до отправления поезда, для получения
стоимости билета и 50-ти процентов стоимости плацкарты - не позднее
чем за 4 часа до отправления поезда; сдав билет в кассу, соответственно,
менее чем за 4 часа до отправления поезда, можно было получить только
его стоимость.
В "Правила" включено заметное новшество, касающееся услуг
камеры хранения. Установлено, что ручная кладь, не востребованная по
истечении 30 дней с даты прекращения внесения платы за ее хранение,
подлежит реализации в том же порядке, который установлен для реализации
невостребованных железнодорожных грузов.
Срок доставки багажа и грузобагажа определяется временем
следования поезда до железнодорожной станции назначения. Если багаж
подлежит перегрузке в пути следования, то к сроку его доставки прибавляются
одни сутки на каждую перегрузку багажа.
По соглашению между пассажиром и перевозчиком за дополнительную
плату может осуществляться перегрузка багажа пассажира с одной железнодорожной
станции на другую железнодорожную станцию с использованием автомобильного
транспорта. При такой перегрузке багажа срок его доставки исчисляется
с прибавлением 2 суток на перегрузку. Перегрузка грузобагажа в пути
следования и его переадресовка новыми "Правилами" не допускается.
Багаж, доставленный с перегрузкой в пути следования и не
востребованный в течение 30 дней с момента письменного уведомления получателя,
подлежит реализации в порядке, предусмотренном для реализации невостребованных
грузов. По ранее действовавшим правилам багаж, доставленный с перегрузкой
в пути следования, подлежал реализации в случае его невостребования
в течение 30 дней с даты прибытия.
"Правила" воспроизвели нормы упоминавшегося "Устава железнодорожного
транспорта РФ" от 10.01.2003, регулирующие порядок рассмотрения заявки
пользователя - физического лица (грузоотправителя) на перевозку груза
и установившие срок ее рассмотрения перевозчиком и направления на согласование
с владельцем инфраструктуры, связанной с железной дорогой (2 дня), а
также установившие право перевозчика отказать в согласовании заявки,
в частности, в случае обоснованного отсутствия технических и технологических
возможностей осуществления перевозки. Отказ в приеме и согласовании
заявки может быть обжалован в судебном порядке. В разделе "Правил",
регулирующем порядок перевозки принадлежащих физическим лицам грузов,
также следует отметить новые нормы, стимулирующие надлежащее выполнение
железной дорогой и пользователем ее услуг договорных обязательств.
До внесения грузополучателем на станции назначения всех
причитающихся перевозчику платежей вагоны и контейнеры, не выданные
грузополучателю, находятся на его ответственном простое, и с него взимается
плата за пользование ими. В то же время в случае, если перевозчик не
уведомляет о прибытии груза, грузополучатель освобождается от платы
за пользование вагонами или контейнерами и платы за хранение груза до
получения уведомления о его прибытии.
Прибывший в вагонах или контейнерах груз хранится на железнодорожной
станции назначения бесплатно в течение 24 часов. Срок бесплатного хранения
исчисляется с 24 часов дня обеспеченной перевозчиком выгрузки груза,
при этом в новых "Правилах" появилось уточнение - груз должен быть выгружен
не только из вагонов, но также из контейнеров; кроме того "Правила"
предусмотрели, что срок бесплатного хранения может исчисляться с 24
часов дня подачи перевозчиком вагонов или контейнеров с грузом к оговоренному
сторонами месту для выгрузки груза самим грузополучателем.
Еще одним новшеством "Правил" является выделение норм,
регулирующих порядок предъявления и рассмотрения претензий к перевозчику,
в самостоятельный раздел.
(По материалам аналитического обзора, подготовленного
компанией КонсультантПлюс
)