Артикс - логотип
Фемида
Наши телефоны. Адрес. E-mail.
Текущий прайс на программы семейства Консультант Плюс. Заявка на  демонстрацию  программ  и покупку программ.
Прайс на антивирусные программы. Заявка на приобритение антивирусов.
Прайс листы на программное обеспечение !C, Microsoft и др.
Недельные обзоры законодательства РФ (с 1999 года).
Комментарии важнейших документов (с 1999 года) специалистами Консультант Плюс.
Новости правовых систем. Информация о скидках.  Акции по правовой поддержке юридических и физических лиц. Объявления о вакансиях в нашей компании.
Напишите нам письмо !
Маленькие хитрости - настройка и оптимизация программ Консльтант Плюс.
Ссылки на страницы, где можно найти нормативные документы.
 
Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru


Комментарии важнейших нормативных документов законодательства РФ.

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Изменения в законодательстве о лицензировании  

      2 июля 2005 г. Федеральным законом N 80-ФЗ внесен целый ряд изменений в законодательные акты, регулирующие вопросы лицензирования, а именно в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Следует отметить, что характер изменений представляет собой как редакционные правки существующих норм, так и практически новое толкование отдельных положений.

   Итак, рассмотрим изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

   Прежде всего, само понятие "лицензирование" изложено в новой, расширенной редакции. Теперь к полномочиям лицензирующих органов, помимо предоставления лицензий, переоформления необходимых документов, возобновления, прекращения или аннулирования их действия, контроля за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий, относятся вопросы приостановления действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, а также ведение реестров лицензий и предоставление заинтересованным лицам в установленном порядке необходимых сведений.

   В последнем случае это означает, что лицензирующие органы должны формировать открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, технические регламенты, но за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством РФ ограничен.

   В заявлении на получение необходимой лицензии соискатель - юридическое лицо теперь должен указывать государственный регистрационный номер, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, организационно-правовую форму, наименование, включая сокращенное и фирменное, свое местонахождение, а также адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

   Если лицензиат является индивидуальным предпринимателем, то он указывает свои паспортные данные, основной государственный регистрационный номер и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о нем в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

   И в том, и в другом случае в заявлении должны содержаться сведения об идентификационном номере налогоплательщика, в том числе данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе, а также вид деятельности, которую соискатель лицензии намерен осуществлять. Лицензиатам следует иметь в виду, что к заявлению в обязательном порядке должны быть приложены копии учредительных документов юридического лица, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, а также копии документов, предусмотренных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, свидетельствующих о возможности выполнения лицензиатом определенных требований и условий.

   Лицензирующий орган должен принять решение о предоставлении лицензии или об отказе (с обязательным указанием причин отказа), в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (в прежней редакции такой срок составлял шестьдесят дней).

   Согласно внесенным изменениям, в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования, но только при условии заключения соискателем лицензии договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у него сертификата соответствия осуществляемого лицензируемого вида деятельности международным стандартам.

   К таким видам деятельности относятся:
- перевозки грузов и грузобагажа морским, водным, воздушным и железнодорожным транспортом;
- погрузочно-разгрузочная деятельность опасных грузов в портах и на железнодорожном транспорте;
- перемещение грузов без заключения договора перевозки по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей или возврата их на железнодорожные выставочные пути, а также осуществление буксировок морским транспортом;
- эксплуатация пожароопасных производственных объектов и деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления и необходимых документов. Кстати, лицензиатам, претендующим на упрощенный порядок лицензирования, следует иметь в виду, что срок действия договора страхования гражданской ответственности или срок действия сертификата соответствия должен быть не меньше срока действия выданной лицензии.

   Изменениям подвергся и порядок приостановления действия лицензии. Теперь в случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за допущенные нарушения лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на вынесенный срок административного приостановления деятельности лицензиата. Кстати, срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. Если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение, повлекшее за собой административное приостановление деятельности, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

   В новой, сокращенной, редакции теперь изложен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Уменьшение лицензируемых видов деятельности стало возможным за счет исключения таких видов деятельности, как эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта, переработка и хранение нефти, газа и продуктов их переработки. Не вошла в новый перечень деятельность по эксплуатации газовых и тепловых сетей, деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также связанная с производством дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств. Не требуются лицензии на перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом, на публичный показ аудиовизуальных произведений в кинозале, производство табачных изделий, ветеринарную деятельность и т.д.

   Кстати, лицензирование отдельных видов деятельности, хотя и оставшихся в новом перечне, теперь носит узкоспециализированный характер. Так, ранее, при проведении погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем водном транспорте, железнодорожном транспорте и морских портах требовалось обязательно наличие лицензии. Теперь же данное требование распространяется только на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам.

   Однако следует отметить, что отдельные виды лицензируемой деятельности в новом перечне не только не были сокращены, но наоборот, даже расширены. Например, в прежней редакции перечня лицензия была необходима при организации и содержании тотализаторов и игорных заведений. Теперь обязательному лицензированию подлежит деятельность по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению азартных игр и пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, то есть деятельность казино, а также деятельность по организации и проведению азартных игр и пари просто с использованием игрового оборудования (в последнем случае под эту категорию подпадают многочисленные игровые салоны и т.п. заведения).

   Соискателям лицензий следует иметь в виду, что согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с 1 января 2006 г. будет прекращено лицензирование деятельности по сюрвейерскому обслуживанию морских судов, по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и технических средств на железнодорожном транспорте, а также осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов. С указанной даты не будет требоваться лицензия на оценочную и аудиторскую деятельность. Разведение племенных животных, производство племенной продукции и элитных семян тоже могут осуществляться без соответствующих лицензий.

   Но и это еще не все. Так, с 1 января 2007 г. должно быть прекращено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, а также проектирование и строительство зданий и сооружений и проводимые перед этим инженерные изыскания.

   Дополнительно изменения расширяют перечень лицензируемых видов деятельности, лицензирование которых будет прекращено со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

   В заключение следует отметить, что отныне должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей, а также совершения противоправных действий будут нести ответственность в соответствии с законодательством РФ. При этом сами лицензирующие органы обязаны сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены действиями или бездействием конкретного должностного лица, о мерах, принятых в отношении него.

   Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, характеризуются, прежде всего, установлением в ряде статей ответственности за грубые нарушения условий, предусмотренных выданной лицензией. Теперь санкции в виде административного штрафа или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток будут налагаться на грубых нарушителей лицензируемых работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (статья 8.40 КоАП РФ), а также в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (статья 9.1 КоАП РФ).

   Аналогичные санкции могут быть наложены за грубое нарушение лицензионных условий, допущенных при осуществлении деятельности в области защиты информации (статья 13.12 КоАП РФ), деятельности по трудоустройству граждан РФ за пределами РФ (статья 18.13 КоАП РФ), просто предпринимательской деятельности, если она лицензируется (статья 14.1 КоАП РФ), а также деятельности, не связанной с извлечением прибыли, но осуществляемой с грубым нарушением требований или условий лицензии, если ее наличие обязательно (статья 19.20 КоАП РФ). Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ отдельно в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

   Следует иметь в виду, что и в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", помимо рассмотренных, одновременно были внесены и иные изменения и дополнения, которые, однако, в большей части являют собой редакционные правки применяемых норм.

   В заключение необходимо отметить, что отдельные изменения, внесенные Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ в части приостановления действия лицензий, их возобновления или аннулирования, вступают в силу с 1 июня 2006 года, а в отношении деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию - с 1 января 2007 года.

(По материалам аналитического обзора, подготовленного компанией КонсультантПлюс )

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Артикс, Региональный Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва , ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86 , fax (495) 721-35-86
Артикс © 1999-2013
Design © Korotkevich B.