Особые экономические зоны в Российской Федерации.
27 августа 2005 года вступит в силу Федеральный
закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской
Федерации".
Особая экономическая зона (ОЭЗ) - часть территории Российской
Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской
деятельности. ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей
экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции
и развития транспортной инфраструктуры.
ОЭЗ создается на двадцать лет и этот срок продлению не
подлежит. На территории РФ могут создаваться ОЭЗ двух типов: промышленно-производственные
ОЭЗ и технико-внедренческие ОЭЗ.
Промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках
территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных
километров. Технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на двух
участках территории, общая площадь которых составляет не более двух
квадратных километров.
ОЭЗ не может находиться на территориях нескольких муниципальных
образований и не должна включать в себя полностью территорию какого-либо
административно-территориального образования. Требования по ограничению
территории ОЭЗ обусловлены необходимостью концентрации затрат на обустройство
инфраструктуры зоны и прилегающих к ней территорий, а также концентрации
инвестиционных, трудовых и иных ресурсов.
На территории ОЭЗ не допускаются виды экономической деятельности,
успешно развивающиеся и без специальной государственной поддержки и
особо оговоренные в Законе, а именно: добыча полезных ископаемых и металлургическое
производство; переработка полезных ископаемых и переработка лома черных
и цветных металлов; производство и переработка подакцизных товаров (за
исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Решение о создании ОЭЗ
принимается Правительством РФ и оформляется постановлением Правительства
РФ на основании совместной заявки высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ и исполнительно-распорядительного органа муниципального
образования. Отбор заявок на создание ОЭЗ одного типа осуществляется
на конкурсной основе.
Конкретные мероприятия, связанные с созданием ОЭЗ (объем
и сроки финансирования, направленного на создание инфраструктуры, размеры
принадлежащих РФ, субъекту РФ и муниципальному образованию долей в праве
общей долевой собственности на объекты инфраструктуры, порядок формирования
органа, координирующего деятельность органов власти разных уровней по
развитию ОЭЗ - наблюдательного совета ОЭЗ, и т.д.), и обязательства
сторон по их осуществлению указываются в соглашении, заключаемом Правительством
РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием.
Управление особыми экономическими зонами возлагается на
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять
функции по управлению ОЭЗ, и его территориальные органы. (Указом Президента
РФ от 22.07.2005 N 855 образовано Федеральное агентство по управлению
особыми экономическими зонами, подведомственное Минэкономразвития РФ.)
В полномочия органов управления ОЭЗ, в частности, входят регистрация
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов
ОЭЗ, контроль за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной
или технико-внедренческой деятельности, управление и распоряжение объектами
недвижимости, расположенными на территории ОЭЗ и находящимися в государственной
или муниципальной собственности, и т.д.
Резидентами промышленно-производственной ОЭЗ признаются
коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, а резидентами
технико-внедренческой ОЭЗ - индивидуальные предприниматели и коммерческие
организации, также за исключением унитарных предприятий, зарегистрированные
на территории муниципального образования, в границах которого расположена
ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной
или технико-внедренческой деятельности.
Среди условий, предъявляемых к претендентам, подающим заявку
на заключение соглашения о ведении соответствующей деятельности, можно
отметить сумму инвестиций, которые должен осуществить резидент промышленно-производственной
ОЭЗ. По соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности
резидент ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме,
эквивалентной не менее десяти миллионов евро, при этом не менее одного
миллиона евро - в течение года с даты заключения соглашения.
Для достижения заявленных в Законе целей в особых экономических
зонах, как уже упоминалось, устанавливается особый режим осуществления
предпринимательской деятельности.
Резидентам ОЭЗ в приоритетном порядке предоставляются на
условиях аренды земельные участки и объекты государственного или муниципального
имущества. Законом жестко регламентирован порядок деятельности на территории
ОЭЗ различных органов государственного контроля. Однако основными льготами
для резидентов ОЭЗ несомненно являются таможенные и налоговые льготы.
На территории ОЭЗ устанавливается таможенный режим "свободной
таможенной зоны", при котором иностранные товары размещаются и используются
в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных
пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и
ограничений экономического характера, установленных в соответствии с
законодательством Российской Федерации о государственном регулировании
внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются
на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом
экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Под
таможенный режим свободной таможенной зоны товары помещаются резидентами
ОЭЗ только в целях ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой
деятельности. Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ установлены Федеральным
законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные
акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических
зонах в Российской Федерации", вступающим в силу с 1 января 2006 года.
Изменения, внесенные этим Законом, в частности, в Налоговый кодекс РФ,
заключаются в следующем.
Главы Кодекса, регулирующие применение налога на добавленную
стоимость и акцизы, дополнены нормами, устанавливающими освобождение
от налогообложения товаров, помещенных под таможенный режим свободной
таможенной зоны, и порядок такого освобождения (в отношении подакцизных
товаров, перемещаемых за пределы ОЭЗ либо передаваемых лицам, не являющимся
резидентами ОЭЗ, - также и порядок налогообложения). Для организаций
и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой
ОЭЗ и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории
технико-внедренческой ОЭЗ, установлена пониженная ставка единого социального
налога (14%).
При налогообложении налогом на прибыль организаций резиденты
ОЭЗ получили льготы по расчету сумм амортизации, определению расходов
на научные исследования и опытно-конструкторские разработки и по переносу
убытков на будущие налоговые периоды.
Налогоплательщики-организации, имеющие статус резидента
промышленно-производственной ОЭЗ, вправе в отношении собственных основных
средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент,
но не выше 2.
Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские
разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные
налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими
на территориях ОЭЗ, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в
котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Налогоплательщик
вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем
налоговом периоде убытка. При этом совокупная сумма переносимого убытка
ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 процентов
налоговой базы. Установлено, что это ограничение не применяется в отношении
налогоплательщиков-организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной
ОЭЗ.
Кроме того, организации - резиденты ОЭЗ освобождаются от
налогообложения налогом на имущество организаций в течение 5 лет с момента
постановки имущества на учет и от налогообложения земельным налогом
- сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный
участок, который предоставлен резиденту ОЭЗ.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)