Артикс - логотип
Фемида
Наши телефоны. Адрес. E-mail.
Текущий прайс на программы семейства Консультант Плюс. Заявка на  демонстрацию  программ  и покупку программ.
Прайс на антивирусные программы. Заявка на приобритение антивирусов.
Прайс листы на программное обеспечение !C, Microsoft и др.
Недельные обзоры законодательства РФ (с 1999 года).
Комментарии важнейших документов (с 1999 года) специалистами Консультант Плюс.
Новости правовых систем. Информация о скидках.  Акции по правовой поддержке юридических и физических лиц. Объявления о вакансиях в нашей компании.
Напишите нам письмо !
Маленькие хитрости - настройка и оптимизация программ Консльтант Плюс.
Ссылки на страницы, где можно найти нормативные документы.
 
Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru


Комментарии важнейших нормативных документов законодательства РФ.

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Перечень основных изменений в налоговом законодательстве с января 2007 года

Скачать (448 kb)

Содержание :

 

   Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки, привлечение к налоговой ответственности (часть первая НК РФ) (..)

   Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ

   Исчисление сроков

   1. Сроки, установленные НК РФ в днях, нужно рассчитывать в рабочих днях, за исключением тех случаев, когда в самом Кодексе прямо определено, что сроки определяются в календарных днях (ст. 6.1 НК РФ).

   Уплата налога, начисление пеней

   2. При просрочке уплаты авансовых платежей (любых, независимо от того, определяются они на основе налоговой базы или иным образом) налоговый орган начислит пени, однако штрафы не взыскиваются (ст. 58 НК РФ).

   3. Если налогоплательщик следовал письменным разъяснениям Минфина РФ или налоговых органов, он освобождается не только от штрафов, но и от пеней (п. 8 ст. 75 НК РФ). Однако для того, чтобы разъяснения освобождали от взыскания штрафа и начисления пеней, они должны соответствовать определенным условиям, главные из которых - по смыслу и содержанию они относятся к тому периоду, когда образовалась недоимка (вне зависимости от даты разъяснений), а также даны самому налогоплательщику или неопределенному кругу лиц.

   4. Если в платежном поручении на уплату налога была обнаружена ошибка, например, в КБК (за исключением неправильного указания номера счета Федерального казначейства или наименования банка получателя), можно подать заявление об уточнении платежа, и налоговый орган произведет перерасчет пеней (п. 7 ст. 45 НК РФ). 5. Срок исполнения требования об уплате налога не может составлять менее 10 дней (п. 4 ст. 69 НК РФ). Требование может быть направлено по почте только в том случае, если вручить его лично невозможно (абз. 2 п. 6 ст. 69 НК РФ).

   6. Взыскать налог в бесспорном порядке с валютных счетов налоговый орган имеет право только в случае недостатка средств на рублевых счетах (абз. 2 п. 5 ст. 46 НК РФ).

   7. Налоговый орган может обратиться с исковым заявлением о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в течение 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ), причем данный срок может восстанавливаться судом. Решение о взыскании налога за счет имущества налоговый орган может принять в течение года с момента истечения срока исполнения требования (п. 1 ст. 47 НК РФ).

   8. Налоговые органы имеют право взыскивать в бесспорном порядке суммы налогов, пеней и штрафов (в случаях, предусмотренных НК РФ) (п. п. 1, 9 и 10 ст. 46 НК РФ).

   9. Средства на счете, операции по которому приостановлены налоговым органом, в сумме, превышающей недоимку, можно использовать для осуществления хозяйственной деятельности (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ). Если налоговый орган приостановил операцию по нескольким счетам, общая сумма на которых превышает сумму недоимки, можно подать заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога (п. 9 ст. 76 НК РФ).

   Зачет и возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм

   10. Возможно осуществить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм авансовых платежей и штрафов (п. 14 ст. 78 НК РФ).

   11. Срок на проведение зачета увеличивается до 10 рабочих дней, а заявление о проведении зачета можно будет подавать в течение трех лет с момента излишней уплаты (п. 4, п. 5 ст. 78 НК РФ).

   12. Налоговый орган обязан вернуть проценты, не перечисленные налогоплательщику в связи с нарушением срока возврата, рассчитанные за период после истечения месяца со дня подачи заявления и по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика (п. п. 10, 11 и 12 ст. 78 НК РФ).

   13. Возможно осуществить возврат излишне взысканных авансовых платежей и штрафов (п. 9 ст. 79 НК РФ). 14. Месячный срок на подачу заявления о возврате излишне взысканного налога в соответствии с п. 3 ст. 79 НК РФ теперь исчисляется также с момента вступления в силу решения суда (а не только с момента, когда лицо узнало об излишнем взыскании) (п. 3 ст. 79 НК РФ).

   15. Осуществить возврат налоговый орган обязан в течение 1 месяца со дня получения заявления налогоплательщика (п. 5 ст. 79 НК РФ). При возврате налога позже предусмотренного срока налоговый орган должен самостоятельно произвести пересчет процентов, подлежащих уплате налогоплательщику, исходя из фактической даты возврата (п. 7 ст. 79 НК РФ).

   Камеральные проверки

   16. При выявлении нарушения налоговый орган обязан составить акт проверки в течение 10 дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).

   17. Поскольку камеральной проверкой может быть охвачен любой период, а не только три предшествующих года, камеральная проверка может быть проведена и при подаче уточненных деклараций за более ранние периоды (изменения в ст. 87 и 88 НК РФ).

   18. У налогоплательщика есть право в течение пяти дней со дня, когда налоговый орган сообщит о выявленных ошибках, представить необходимые пояснения, которые обязательно должны быть рассмотрены (п. 4 и 5 ст. 88 НК РФ). 19. При проведении проверки по НДС налоговый орган может требовать любые документы, подтверждающие вычеты, в том числе и первичные учетные документы (п. 8 ст. 88 НК РФ). При проведении проверок по иным налогам - только те документы, которые по правилам НК РФ должны подаваться вместе с налоговой декларацией (п. 7 ст. 88 НК РФ).

   Выездные проверки

   20. Время проведения выездной налоговой проверки - два месяца и не зависит от времени фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Выездная проверка может быть продлена до четырех месяцев (в исключительных случаях - до шести) (п. 6 ст. 89 НК РФ).

   21. Налоговый орган может приостановить выездную проверку на срок не более шести месяцев и в прямо установленных Кодексом случаях (п. 9 ст. 89 НК РФ).

   22. В течение одного календарного года не может проводиться более двух выездных проверок вне зависимости от проверяемого налога и периода. Исключение из этого - только по решению руководителя ФНС России (п. 5 ст. 89 НК РФ).

   23. Налоговый орган может провести повторную выездную проверку при подаче уточненной декларации, по которой сумма налога меньше первоначально заявленной (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

   24. Налоговый орган может направить акт о проведении проверки по почте только в том случае, если проверяемое лицо уклоняется от его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ).

   25. Срок подачи возражений по акту налоговой проверки увеличен с двух недель до 15 рабочих дней. Если налогоплательщик не подал возражения, это не лишает его права давать свои пояснения уже на стадии рассмотрения материалов (п. 6 ст. 100 НК РФ).

   Истребование документов

   26. Налогоплательщик обязан представить документы по требованию налогового органа в течение 10 дней со дня вручения требования. Если возможности изготовить копии документов в указанный срок нет, нужно на следующий день после получения требования уведомить об этом проверяющих и указать срок, когда документы могут быть представлены (п. 3 ст. 93 НК РФ)

   27. Начиная с 2010 г. налоговый орган не вправе требовать те документы, которые ранее ему уже представлялись (п. 5 ст. 93 НК РФ, п. 3 ст. 7 Закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

   28. В случае если у организации истребуются документы об ином налогоплательщике или информация о конкретных сделках, требование о представлении этих документов должно быть направлено тем налоговым органом, в котором организация состоит на учете (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

   Привлечение к ответственности и обжалование решения

   29. Налогоплательщика обязаны известить о рассмотрении материалов проверки вне зависимости от того, представил ли он письменные возражения по акту или нет (п. 2 ст. 101 НК РФ).

   30. Налоговый орган имеет право уже на стадии рассмотрения материалов проверки принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, максимальный срок проведения которых - один месяц (п. 6 ст. 101 НК РФ).

   31. В течение 10 дней со дня вручения решения налогоплательщику это решение можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2 НК РФ). Решение при этом можно исполнить и до вступления в силу, на право подачи апелляционной жалобы это не влияет. После вступления решения в законную силу решение можно обжаловать в течение года со дня вынесения (абз. 3 п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ).

   32. В случае если налоговый орган нарушил право лица на участие в процессе рассмотрения материалов, не дал возможности представить объяснения - решение налогового органа подлежит обязательной отмене. При иных нарушениях отмена возможна, только если нарушения привели или могли привести к принятию неправомерного решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

   33. Если налогоплательщик в ходе выездной проверки препятствует налоговым органам в доступе на свою территорию, течение срока давности привлечения к ответственности - три года - будет приостанавливаться (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).

   34. С 2009 г. решение налогового органа можно будет обжаловать в суд только в том случае, если сначала оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 101.2 НК РФ, п. 16 ст. 7 Закона).

   Налоговые декларации

   35. В 2007 году налогоплательщики с численностью работников свыше 250 человек (а начиная с 2008 г. - с численностью свыше 100 человек) должны представлять отчетность в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ, п. 8 ст. 7 Закона).

   36. Налогоплательщики, применяющие спецрежимы, не обязаны представлять отчетность по тем налогам, от уплаты которых они освобождены. При отсутствии хозяйственной деятельности в периоде налогоплательщик будет подавать декларацию по упрощенной форме (п. 2 ст. 80 НК РФ).

   37. Крупнейшие налогоплательщики должны представлять отчетность по месту их учета в качестве крупнейших (абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ).

   38. Привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление расчетов авансовых платежей нельзя (п. 1 ст. 80 НК РФ, ст. 119 НК РФ).

   Другие изменения

   39. Сообщать в налоговый орган об открытых или закрытых счетах необходимо в течение 7 рабочих дней с момента открытия либо закрытия счета (п. 2 ст. 23 НК РФ).

   40. Налоговые органы обязаны по заявлению налогоплательщика выдавать справки о состоянии лицевого счета, копии решений, принятых в отношении налогоплательщика, а также проводить сверку уплаченных налогов по инициативе налогоплательщика (пп. 10, 11, 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).

  

   41. Иные изменения.

   Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ) (..)

   Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ; Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ; Федеральный закон от 03.11.2006 N 176-ФЗ; Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ; Федеральный закон от 03.11.2006 N 180-ФЗ; Федеральный закон от 10.11.2006 N 191-ФЗ

   1. При совершении товарообменных операций, проведении взаимозачета или использовании в расчетах ценных бумаг покупатель обязан уплатить предъявленную (и выделенную в счете-фактуре) сумму налога платежным поручением (п. 4 ст. 168 НК РФ).

   2. Вычеты НДС по внутренним и экспортным операциям следует отражать в одной общей налоговой декларации (отменен п. 6 ст. 164 НК РФ). Экспортный НДС возмещается в общем порядке, то есть в том случае, если сумма НДС, уплаченная по внутренним и экспортным операциям, превышает общую сумму налога, исчисленную налогоплательщиком (п. 1 ст. 176 НК РФ).

   3. При неподтверждении применения нулевой ставки НДС в 180-дневный срок налог уплачивается по ставке 10 или 18 процентов, момент определения налоговой базы - день отгрузки на экспорт. На этот же момент появляется право на вычет "входящего" НДС по экспортным товарам (п. 3 ст. 172 НК РФ).

   4. Если налогоплательщик впоследствии соберет пакет документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС, на последний день месяца, в котором собраны документы, можно принять к вычету уплаченную в бюджет исчисленную сумму налога по неподтвержденному экспорту (п. 10 ст. 171, абз. 2 п. 3 ст. 172 НК РФ).

   5. Срок возмещения НДС будет исчисляться с момента окончания камеральной проверки (п. 2 ст. 176 НК РФ). Проценты за несвоевременный возврат будут начисляться, начиная с 12-го дня с момента окончания проверки, и пересчитываться налоговым органом после возврата сумм налога на день фактического возврата без заявления налогоплательщика (п. п. 10 и 11 ст. 176 НК РФ).

   6. Частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, не являются плательщиками НДС (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ, изменен пп. 14, отменен пп. 15.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

   7. Расширен перечень случаев, когда можно применять льготу по НДС при реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения (пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

   8. При безвозмездной передаче основных средств автономным учреждениям уплачивать НДС не надо (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).

   9. Сельскохозяйственные товаропроизводители в 2007 - 2008 гг. не будут уплачивать НДС при ввозе продукции племенного животноводства и некоторых других видов сельскохозяйственной продукции (ст. 26.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ).

   10. Не уплачивается НДС при ввозе товаров космического назначения (пп. 13 ст. 150 НК РФ).

   Акцизы (глава 22 НК РФ) (..)

   Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ; Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ

   1. Акцизы уплачиваются по новым, повышенным ставкам (п. 1 ст. 193 НК РФ).

   2. Ставка акцизов на сигареты и папиросы зависит от максимальной розничной цены, которую производители обязаны устанавливать и декларировать (ст. 187.1 НК РФ).

   3. Плательщиками акцизов по нефтепродуктам признаются их производители, а лица, занимающиеся оптовой, оптово-розничной и розничной реализацией нефтепродуктов, плательщиками акциза более не являются (отменены ст. 179.1, пп. 2 - 4 п. 1 ст. 182 НК РФ).

   4. При совершении операций с прямогонным бензином будут выдаваться свидетельства на его производство и переработку (ст. 179.3 НК РФ).

   5. При совершении операций со спиртосодержащей продукцией в металлической аэрозольной упаковке будут выдаваться свидетельства (на производство парфюмерно-косметической продукции и производство продукции бытовой химии) (пп. 3 и 4 п. 1 ст. 179.2 НК РФ). Ставка налога на такую продукцию установлена нулевая (п. 1 ст. 193 НК РФ).

   6. Не признается подакцизным товаром парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, если она разлита в флаконы емкостью не более 100 мл и при этом на флаконе имеется пульверизатор (абз. 5 пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ).

   7. Отменены налоговые посты (отменена ст. 197.1 НК РФ).

   8. Иные изменения.

   Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ) (..)

   Федеральный закон от 27.07.2006 N 144-ФЗ; Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ; Федеральный закон от 18.07.2006 N 119-ФЗ; Федеральный закон от 27.07.2006 N 153-ФЗ; Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ

   1. Увеличен размер социальных налоговых вычетов на лечение и обучение с 38 000 до 50 000 рублей (пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ).

   2. Можно применить социальный налоговый вычет на лечение, если оплату лечения проводила страховая компания (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ).

   3. При приобретении или продаже комнаты можно применить имущественный налоговый вычет, как при покупке (продаже) других жилых помещений (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

   4. Стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей будет предоставляться участникам боевых действий на территории Российской Федерации (пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ).

   5. При продаже ценных бумаг доходы от их реализации можно будет уменьшить только на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы (п. 3 ст. 214.1 НК РФ).

   6. Иные изменения.

   Единый социальный налог (глава 24 НК РФ) (..)

   Федеральный закон от 27.07.2006 N 144-ФЗ

   1. Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, установлены пониженные ставки ЕСН (п. 6 ст. 241 НК РФ).

   Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ) (..)

   Федеральный закон от 27.07.2006 N 144-ФЗ; Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ; Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ

   1. Организации вправе полностью уменьшить налоговую базу на сумму убытков прошлых лет (п. 2 ст. 283 НК РФ).

   2. Можно применять амортизационную премию при проведении реконструкции основных средств (п. 1.1 ст. 259 НК РФ).

   3. До одного года снижен срок признания расходов на НИОКР, как давшие положительный результат, так и не давшие его (абз. 2 и 3 п. 2 ст. 262 НК РФ).

   4. Организации не должны включать в доходы списанную задолженность по пеням и штрафам (пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

   5. Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, вправе признавать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники единовременно (п. 15 ст. 259 НК РФ).

   6. Автономные учреждения не признают в качестве доходов имущество, полученное по решению органов исполнительной власти (пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ), а также средства, выделяемые им в форме субсидий и субвенций (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

   Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ) (..)

   Федеральный закон от 27.07.2006 N 144-ФЗ

   1. Сбор за пользование объектами животного мира уплачивается организациями и индивидуальными предпринимателями по месту нахождения органа, выдавшего соответствующую лицензию (разрешение) (п. 3 ст. 333.5 НК РФ).

   2. Предоставлять сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, а также обращаться за зачетом (возвратом) сбора по нереализованным лицензиям необходимо в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего лицензию (разрешение) (п. 1 ст. 333.7 НК РФ). 3. Снижена ставка сбора за вылов краба камчатского в Северном бассейне со 100 000 руб. до 60 000 руб. (п. 4 ст.

   333.3 НК РФ).

   Водный налог (глава 25.2 НК РФ) (..)

   Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ

   1. Не должны уплачивать водный налог организации и физические лица, которые используют водные объекты на основании договоров (решений), заключенных (принятых) после 1 января 2007 г. (п. 2 ст. 333.8 НК РФ).

   Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ) (..)

   Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ

   1. Установлен пониженный размер госпошлины за регистрацию прав на дачные участки (пп. 20.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

   Налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ) (..)

   Федеральный закон от 27.07.2006 N 151-ФЗ

   1. Потери полезных ископаемых могут облагаться по нулевой ставке, даже если госорганы не утвердили налогоплательщику соответствующие нормативы на очередной календарный год (пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ).

   2. Нулевая ставка применяется при добыче нефти в Якутии, Иркутской области и Красноярском крае (до достижения объема добытой нефти 25 млн. тонн на участке недр) (пп. 8 п. 1 ст. 342 НК РФ).

   3. Ставка налога при добыче нефти корректируется на коэффициент выработанности участка недр (п. 4 ст. 342 НК РФ).

   4. При добыче сверхвязкой нефти применяется нулевая ставка (пп. 9 п. 1 ст. 342 НК РФ).

   Единый сельскохозяйственный налог (глава 26.1 НК РФ) (..)

   Федеральный закон от 13.03.2006 N 39-ФЗ; Федеральный закон от 03.11.2006 N 177-ФЗ

   1. Вправе перейти на уплату ЕСХН рыбохозяйственные организации, созданные после 1 января 1997 года, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

   2. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на учет (п. 3 ст. 346.3 НК РФ).

   3. Не вправе перейти на уплату ЕСХН бюджетные учреждения, а также организации и предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом (п. 6 ст. 346.2 НК РФ).

   4. Налогоплательщики теряют право применять ЕСХН, если организация создала филиал или представительство, организация или предприниматель начали производить подакцизные товары, заниматься игорным бизнесом (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).

   5. Не включаются в доходы суммы полученных дивидендов, если с них уже был удержан налог организацией, их выплачивающей (п. 1 ст. 346.5 НК РФ).

   6. При применении ЕСХН можно дополнительно учитывать новые виды расходов, указанные в пп. 30 - 41 п. 2 ст. 346.5, в том числе расходы на приобретение прав на земельные участки, расходы на сертификацию продукции.

   7. Можно признавать расходы на сооружение и изготовление основных средств, создание нематериальных активов (пп. 1, 2 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

   8. Можно признавать расходы на определенные виды добровольного страхования (пп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

   9. "Входной" НДС может включаться в расходы только по приобретенным и оплаченным товарам (работам, услугам), затраты на приобретение которых учитываются при применении ЕСХН (пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

   10. Можно признавать расходы на бухгалтерские и юридические услуги (пп. 15 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

   11. Можно признавать расходы на хранение, обслуживание и транспортировку товаров, приобретенных для перепродажи (пп. 24 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

   12. Индивидуальные предприниматели должны будут вести Книгу учета доходов и расходов (п. 8 ст. 346.5 НК РФ).

   13. Организация вправе включить в расходы остатки незавершенного производства, оплаченного до перехода на уплату ЕСХН (пп. 6 п. 6 ст. 346.6 НК РФ).

   14. Переносить убытки на будущее можно только по итогам налогового периода (п. 5 ст. 346.6 НК РФ).

   15. Индивидуальные предприниматели должны представлять налоговую декларацию и уплачивать налог по итогам налогового периода не позднее 31 марта следующего года (пп. 2 п. 2 ст. 346.10 НК РФ, п. 5 ст. 346.9 НК РФ).

   16. Иные изменения.

   Единый налог на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ) (..)

   Федеральный закон от 13.03.2006 N 39-ФЗ (..)

   1. Плательщики ЕСХН, реализующие сельхозпродукцию собственного производства, ЕНВД не уплачивают (абз. 2 п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). (..)

   Налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ) (..)

   Федеральный закон от 03.06.2006 N 75-ФЗ

   1. Уточнен порядок применения льготы по налогу резидентами особых экономических зон (п. 17 ст. 381 НК РФ).

   Земельный налог (глава 31 НК РФ) (..)

   Федеральный закон от 03.11.2006 N 178-ФЗ; Федеральный закон от 03.06.2006 N 75-ФЗ

   1. Индивидуальные предприниматели должны сдавать налоговые декларации и расчеты авансовых платежей только по земельным участкам, используемым в предпринимательской деятельности (п. 1 и 2 ст. 398 НК РФ).

   2. Резиденты особых экономических зон не уплачивают налог только по тем земельным участкам, которые расположены на территории ОЭЗ (п. 9 ст. 395 НК РФ).

   Изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков (..)

   Большинство вступающих в силу изменений улучшают положение налогоплательщиков, разрешают в их пользу многие спорные вопросы. Однако ряд поправок, наоборот, положение налогоплательщика ухудшает:

   1. В случае, если налогоплательщик допустит просрочку уплаты авансового платежа по налогу, налоговый орган начислит пени, независимо от того, каким образом рассчитываются авансовые платежи: на основе реальной налоговой базы или иным образом (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).

   2. Требование об уплате налога может быть направлено налогоплательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ), а не трех месяцев с момента уплаты налога, как ранее.

   3. Увеличен срок для проведения зачета излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей: с 5 дней до 10 дней (со дня получения заявления либо со дня подписания акта сверки, если сверка проводилась) (п. 4 ст. 78 НК РФ).

   4. Налоговый орган имеет право самостоятельно провести зачет переплаты в счет не только погашения недоимки, но также в счет задолженности по пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ).

   5. Камеральная проверка может охватывать любые периоды деятельности налогоплательщика, а не только три года, предшествующих году проведения проверки (изменения в ст. 87 и 88 НК РФ). То есть камеральная проверка будет проводиться и при подаче уточненных деклараций за более ранние, чем истекшие три года, налоговые периоды.

   6. Прямо установлено право налогового органа приостанавливать (в определенных случаях) проведение налоговых проверок (п. 9 ст. 89 НК РФ).

   7. В п. 1.1 ст. 113 НК РФ прямо установлено, что если налогоплательщик в ходе выездной налоговой проверки препятствует налоговым органам в доступе на свою территорию, то течение срока давности привлечения к ответственности - три года - будет приостанавливаться.

   8. Суммы налога, предъявляемые по товарообменным операциям, при зачете взаимных требований и использовании в расчетах ценных бумаг, покупатель должен уплатить деньгами (п. 4 ст. 168 НК РФ).

   9. При применении ЕСХН переносить убытки на будущее можно только по итогам налогового периода, ранее у налогоплательщиков была возможность уменьшить налоговую базу убытками прошлых лет и по итогам отчетного периода (п. 5 ст. 346.6 НК РФ).

   10. Уменьшен срок на подачу налоговых деклараций и уплату налога индивидуальными предпринимателями, применяющими ЕСХН: не позднее 31 марта следующего года (ранее - не позднее 30 апреля) (пп. 2 п. 2 ст. 346.10 НК РФ, п. 5 ст. 346.9 НК РФ).

   Спорные вопросы, оставшиеся нерешенными после принятия поправок (..)

   1. Изменения не установили, является ли срок для направления требования об уплате налога (п. 1 ст. 70 НК РФ) пресекательным, то есть является ли недействительным требование, выставленное с нарушением этого срока.

   2. Изменения не установили, чем должен фиксироваться срок окончания камеральной проверки, однако последствий пропуска этого срока НК РФ не предусмотрено.

   3. После 1 января 2007 года при проведении камеральных проверок по НДС налоговые органы по-прежнему вправе требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов (абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ). Однако в ст. 172 НК РФ не предусмотрено конкретного и закрытого перечня этих документов, поэтому налоговые органы будут вправе требовать любые документы, подтверждающие вычеты, в том числе и первичные учетные документы.

   4. Изменения не уточнили, вправе ли налоговый орган, согласно ст. 93 НК РФ, направлять требование о представлении документов по почте, и если да, то какой день в таком случае считается днем вручения требования.

   5. При применении ЕСХН по-прежнему нельзя учитывать расходы на реконструкцию, модернизацию основных средств, на их достройку, дооборудование, техническое перевооружение, частичную ликвидацию (не упомянуты прямо в пп. 1, 2 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

   Спорные вопросы, появившиеся в связи с поправками (..)

   1. Может ли налогоплательщик при совершении нарушения быть освобожден от взыскания штрафов и доначисления пеней, если он руководствовался письменными разъяснениями Минфина РФ, данными по запросу иного лица, но которые опубликованы и в которых даны разъяснения по ситуации, актуальной для неопределенного круга лиц?

   Разъяснения должны быть даны непосредственно самому налогоплательщику или же, как указывается в п. 8 ст. 75 НК РФ, "неопределенному кругу лиц".

   Никаких проблем не возникнет, если налогоплательщик сам отправил запрос в Минфин России и получил на него ответ. Однако многие выпускаемые разъяснения финансового ведомства оформлены в виде частных ответов на запросы налогоплательщиков. В этой связи возможны две точки зрения, признавать ли такие разъяснения адресованными "неопределенному кругу лиц", и освобождают ли они от начисления пеней и взыскания штрафов:

   а) разъяснения будут признаваться адресованными неопределенному кругу лиц только в том случае, если в самом тексте письма будет указано на то, что разъяснения даются для всех налогоплательщиков и налоговых органов. Вероятно, что налоговые органы будут придерживаться именно этой позиции, однако официальной точки зрения налоговых и финансовых органов по этому вопросу пока нет;

   б) если разъяснения были даны по запросу иного лица, но были опубликованы, и в письме даются разъяснения по ситуации, актуальной для неопределенного круга лиц, то такие разъяснения также признаются адресованными "неопределенному кругу лиц". Однако в таком случае право использовать данные разъяснения придется доказывать в суде.

   2. Имеют ли налоговые органы право на внесудебное взыскание сумм штрафов?

   Самое важное и неоднозначное изменение в порядке принудительного внесудебного взыскания - его распространение на пени, а также штрафы в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 10 ст. 46 и п. 8 ст. 47 НК РФ).

   До вступления в силу изменений случаи принудительного взыскания штрафа на основании решения налогового органа устанавливались п. 7 ст. 114 НК РФ, а порядок взыскания штрафа определялся в ст. 103.1 НК РФ. По решению налогового органа можно было взыскать штрафы с индивидуальных предпринимателей в сумме, не превышающей 5 000 рублей по каждому неуплаченному налогу за каждый налоговый период, и штрафы с организаций в сумме, не превышающей 50 000 рублей по каждому неуплаченному налогу за каждый налоговый период.

   С 1 января 2007 г. указанные нормы перестают действовать. Это значит, что в Налоговом кодексе в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ прямо не предусмотрено случаев принудительного взыскания санкций на основании решения налогового органа, и положения п. 10 ст. 46 и п. 8 ст. 47 НК РФ (в части применения данной статьи к взысканию штрафов) формально применяться не должны.

   В то же время Налоговый кодекс содержит косвенные упоминания о возможности бесспорного взыскания штрафа налоговым органом.

   Так, в п. 1 ст. 115 НК РФ указано, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов в сроки, предусмотренные ст. 46 и ст. 47 НК РФ. В ст. 135 НК РФ по-прежнему установлена ответственность банка за несвоевременное перечисление налога или сбора, а также пени и штрафа. В п. 1 ст. 104 НК РФ указано, что налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании санкции, если внесудебный порядок взыскания не допускается. Это дает основание специалистам Минфина России утверждать, что в отношении всех штрафов теперь действует внесудебный порядок взыскания (см. "Новеллы налогового администрирования", "ЭЖ-Юрист", 2006, N 3). Окончательное разрешение проблема может получить в судебной практике. Сейчас же, если налогоплательщик не согласен с решением о взыскании штрафа, ему необходимо в течение 10 дней после вынесения решения подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. Эта мера приостановит взыскание штрафа до рассмотрения жалобы по существу.

   3. Возможен ли зачет переплаты в счет будущих платежей при наличии недоимки по иным налогам?

   В новой редакции ст. 78 НК РФ по-прежнему прямо не урегулирован вопрос о возможности зачета переплаты в счет будущих платежей при наличии недоимки. Если налогоплательщик подаст заявление о зачете будущих платежей, налоговый орган, основываясь на п. 5 ст. 78 НК РФ, может провести такой зачет, но только на сумму, оставшуюся после погашения недоимки. Однако в п. 4 ст. 78 НК РФ такого ограничения не предусмотрено. Поэтому в дальнейшем по этому вопросу возможны споры.

   Начиная с 1 января 2008 г. изменится порядок зачета излишне уплаченных сумм. Он будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов (а не бюджетов, как сейчас). Федеральные налоги будут зачитываться в счет федеральных, региональные в счет региональных, местные в счет местных (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

   Например, налог на прибыль организаций является федеральным налогом (п. 5 ст. 13 НК РФ), однако уплачивается в два бюджета: федеральный и региональный (п. 1 ст. 284 НК РФ). Если сейчас, например, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет недоимки по НДС только в той части, в которой переплата зачислена в федеральный бюджет, то после 1 января 2008 г. в счет погашения недоимки по НДС можно будет направить всю сумму переплаты по налогу на прибыль, поскольку оба налога являются федеральными. Обратная ситуация - переплату по налогу на прибыль сейчас возможно зачесть в счет недоимки по налогу на имущество организаций (в той части, в какой переплата зачислена в региональный бюджет). После 1 января 2008 года переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по налогу на имущество направить будет нельзя, поскольку налог на прибыль - федеральный, а налог на имущество организаций - региональный (п. 1 ст. 14 НК РФ).

   Срок для проведения возврата излишне уплаченной суммы налога не изменился. Возврат излишне уплаченной суммы налога по-прежнему осуществляется в течение месяца с момента получения заявления налогоплательщика. Но оговорены сроки принятия решения о возврате и направления поручения о возврате налога в территориальный орган Федерального казначейства (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления или проведения сверки). Ранее эти сроки не устанавливались. Как и прежде, если налог не возвращен по истечении месяца со дня получения заявления о возврате, на сумму возвращенного налога начисляются проценты за каждый календарный день просрочки. Однако теперь в соответствии с порядком, предусмотренным п. 10, п. 11 и п. 12 ст. 78 НК РФ, проценты за несвоевременный возврат рассчитываются после истечения месяца со дня подачи заявления и по день фактического возврата денежных средства на счет налогоплательщика.

   В п. 13 ст. 78 НК РФ устанавливается, что зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов и уплата начисленных процентов производятся в валюте РФ.

   4. В каком порядке признавать расходы на НИОКР, завершенным до 1 января 2007 г., по старым или новым срокам?

   Федеральный закон от 27.07.2006 N 144-ФЗ не предусматривает переходных положений, в связи с чем возникает вопрос: в каком порядке нужно признавать расходы на НИОКР, завершенным до 1 января 2007 года, по старым или новым срокам?

   Подобная ситуация уже складывалась, когда Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ был снижен с трех до двух лет срок признания расходов на НИОКР, давших положительный результат. Минфин РФ разъяснил в этой связи, что новый порядок не может применяться к НИОКР, которые были завершены до момента вступления изменений в силу (Письмо от 16.11.2005 N 03-03-04/1/370).

   Исходя из позиции финансового ведомства, организациям следует равномерно признавать в течение года расходы по тем НИОКР, которые будут завершены после 1 января 2007 г. По НИОКР, законченным ранее, следует продолжать учитывать расходы в те сроки, которые были установлены на момент их завершения.

   В то же время, поскольку Переходные положения в Федеральном законе от 27.07.2006 N 144-ФЗ не предусмотрены, а изменения в ст. 262 НК РФ никак не ограничивают применение нового срока признания расходов только теми НИОКР, которые закончены после 1 января 2007 г., по этому вопросу возможна и иная точка зрения. Организация вправе применить одногодичный срок признания расходов на НИОКР также и по тем работам, которые были завершены до 1 января 2007 г. и расходы по которым уже начали равномерно признаваться. По тем НИОКР, расходы на которые еще не признаны полностью, возможно пересчитать срок на одногодичный с 1 января 2007 года - то есть по НИОКР, оставшийся срок признания расходов на которые по состоянию на 01.01.2007 составляет более года, оставшуюся часть расходов равномерно признать в течение 2007 года. По НИОКР, оставшийся срок признания которых составляет менее года, признавать расходы в прежнем порядке.

   Однако в данном случае возможны споры с налоговыми органами и необходимость отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.

   5. Вправе ли организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, не начислять амортизацию и единовременно признать в качестве расходов остаточную стоимость по той электронно-вычислительной технике, которая приобретена до 1 января 2007 года? Вправе ли организации не начислять амортизацию и единовременно признать в качестве расходов остаточную стоимость по той электронно-вычислительной технике, которая приобретена до 1 января 2007 года? Официальной позиции налоговых и финансовых органов по этому вопросу пока нет. Возможны две позиции:

   1) Применять новый порядок признания расходов по электронно-вычислительной технике (т.е. признавать данные расходы единовременно после ввода в эксплуатацию) можно только в отношении техники, приобретенной после 1 января 2007 г. Вероятно, что налоговые и финансовые органы будут придерживаться именно этой точки зрения.

   2) После 1 января 2007 г. организации вправе единовременно признать в качестве расходов остаточную стоимость той ЭВТ, которая была приобретена ранее. Обосновывается такая точка зрения следующим. Федеральный закон от 27.07.2006 N 144-ФЗ не предусматривает на сей счет никаких переходных положений. Пункт 15 ст. 259 НК РФ, действующий с 1 января 2007 г., устанавливает, что организации вправе не начислять амортизацию по электронно-вычислительной технике, никак не ограничивая применение этого правила в отношении ЭВТ, приобретенной до вступления этой нормы в силу. Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения в законодательстве о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика. Однако если организация будет следовать данной точке зрения, вероятны споры с налоговыми органами и необходимость отстаивать эту позицию в судебном порядке.

   Все упоминаемые Постановления, Законы, новые редакции обоих частей Налогового Кодекса РФ - все основные изменения в налоговом законодательстве с января 2007 года можно - скачать.
 

(По материалам аналитического обзора, подготовленного компанией КонсультантПлюс )


| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Артикс, Региональный Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва , ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86 , fax (495) 721-35-86
Артикс © 1999-2013
Design © Korotkevich B.