Фемида
Наши телефоны. Адрес. E-mail.
Текущий прайс на программы семейства Консультант Плюс. Заявка на демонстрацию программ и покупку программ.
Прайс на антивирусные программы. Заявка на приобритение антивирусов.
Прайс листы на программное обеспечение !C, Microsoft и др.
Недельные обзоры законодательства РФ (с 1999 года).
Комментарии важнейших документов (с 1999 года) специалистами Консультант Плюс.
Новости правовых систем. Информация о скидках. Акции по правовой поддержке юридических и физических лиц. Объявления о вакансиях в нашей компании.
Напишите нам письмо !
Маленькие хитрости - настройка и оптимизация программ Консльтант Плюс.
Ссылки на страницы, где можно найти нормативные документы.
 
Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru


Комментарии важнейших нормативных документов законодательства РФ.

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Федеральный закон от 09.12.2010 N 353-фз "О внесении изменений в Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации"

Скачать (15 kb)

Федеральный закон от 09.12.2010 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" существенным образом реформирует систему обжалования (пересмотра) решений судов общей юрисдикции по гражданским и административным делам.

   Главное нововведение упомянутого Закона - создание полноценной апелляционной инстанции в гражданском судопроизводстве. У участников судебного разбирательства появится возможность апелляционного обжалования любых судебных актов, а не только решений и определений мировых судей, как в настоящее время. Также этот Закон существенно реформирует кассационный порядок обжалования судебных актов, пересмотр судебных постановлений в порядке надзора и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

   Данный Федеральный закон также существенно сближает и гармонизирует правовое регулирование арбитражного и гражданского процесса в рамках пересмотра судебных актов.

   Апелляционное обжалование (..)

   В связи с принятыми поправками в Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее - ГПК РФ) подверглись изменению названия глав данного Кодекса. Так, гл. 39 ГПК РФ "Апелляционное производство по обжалованию решений и определений мировых судей" была переименована в "Производство в суде апелляционной инстанции". Федеральный закон N 353-ФЗ дает новую редакцию ст. 320 ГПК РФ: теперь эта статья предусматривает возможность апелляционного обжалования любых судебных решений судов общей юрисдикции, не вступивших в законную силу. Частная жалоба и представление прокурора, как и ранее, должны подаваться через суд, принявший оспариваемый акт, в течение 15 дней со дня вынесения определения суда первой инстанции, а апелляционная жалоба - в течение месяца со дня принятия судебного решения в окончательной форме, если иной срок не был установлен в ГПК РФ.

   А) Суды апелляционной инстанции

   Федеральным законом N 353-ФЗ определены суды апелляционной инстанции. В соответствии со ст. 320.1 ГПК РФ апелляционные жалобы, представления и частные жалобы должны рассматриваться следующими судами:

   1) районным судом - на решения мировых судей;

   2) верховным судом республик, краевым, областным судом, судом городов федерального значения, судом автономной области, судом автономных округов (далее - верховным судом субъекта РФ), окружным (флотским) военным судом - на решения районных судов и решения гарнизонных военных судов;

   3) Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ, Судебной коллегией по административным делам ВС РФ - на решения верховных судов субъектов РФ, принятые ими по первой инстанции; Военной коллегией ВС РФ - на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;

   4) Апелляционной коллегией ВС РФ - на решения ВС РФ, принятые по первой инстанции.

   Согласно ст. 327.2 ГПК РФ районные суды, верховные суды субъектов РФ, а также окружные (флотские) военные суды рассматривают дела, поступившие по апелляционным жалобам или представлениям в течение двух месяцев со дня их поступления в суды апелляционной инстанции. ВС РФ рассматривает такие дела в течение трех месяцев.

   Б) Апелляционные жалобы и представления

   Требования к содержанию апелляционной жалобы и представлению остались почти такими же, как и раньше, но с поправкой на их возможное рассмотрение не только в районных судах. Апелляционные жалоба или представление должны содержать:

   1) наименование суда, в который они подаются;

   2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения;

   3) указание на решение суда, которое обжалуется;

   4) требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;

   5) перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.

   При этом в апелляционной жалобе или представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. В силу ч. 4 ст. 327.1 ГПК новые требования не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции. Если обжалуется только часть судебного решения, то суд проверяет законность и обоснованность решения только в этой части, но может и проверить его в полном объеме, если это соответствует интересам законности (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ). Как следует из ч. 3 указанной статьи, суд должен проверить обжалуемое решение на наличие нарушений норм процессуального права, установленных в ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, вне зависимости от доводов инициаторов апелляционного обжалования.

   Федеральным законом N 353-ФЗ в ст. 323 ГПК РФ был установлен пятидневный срок для принятия определения об оставлении апелляционной жалобы или представления без движения. В остальном же правила об оставлении апелляционной жалобы или представления без движения, о возвращении апелляционной жалобы или представления были изменены только относительно их применения ко всем судам апелляционной инстанции, а не только к районным судам.

   Относительно отказа от апелляционной жалобы или представления установлено правило, что эти обстоятельства не являются препятствием для рассмотрения апелляционных жалоб или представлений других лиц, которые так же обжалуют судебный акт суда первой инстанции.

   В ГПК РФ введена новая ст. 326.1 об отказе истца от иска, признании иска ответчиком и о мировом соглашении, совершенных после принятия апелляционных жалобы или представления. Согласно этой норме в описанных ситуациях необходимо руководствоваться правилами, изложенными в ч. ч. 2, - 3 ст. 173 ГПК РФ. При принятии отказа от иска или при утверждении мирового соглашения суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда первой инстанции и прекращает производство по делу. В случае же признания иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

   В) Рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции

   Дела в апелляционной инстанции рассматриваются судами коллегиально, за исключением споров по обжалованию решений мировых судей. В соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 327 ГПК РФ производство в суде апелляционной инстанции проходит по правилам производства в суде первой инстанции с учетом установленных в ГПК РФ особенностей. Таких особенностей немного.

   Федеральным законом N 353-ФЗ установлено, что судебное разбирательство открывает председательствующий судья, а обстоятельства дела излагает судья-докладчик. Затем заслушиваются объяснения сторон судебного спора и других лиц, участвующих в деле, исследуются старые и новые доказательства по делу. По окончании исследования доказательств суд предоставляет лицам, участвующим в деле, возможность выступить в судебных прениях. В ходе судебного заседания ведется протокол.

   Ссылки инициаторов апелляционного обжалования на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускаются только в случае обоснования в жалобе невозможности их предоставления в суде первой инстанции. Согласно новой редакции ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ указанные причины должны быть признаны уважительными и независимыми от лица, участвующего в деле. Аналогичные правила также предусмотрены в ст. 268 АПК РФ.

   Согласно Федеральному закону N 353-ФЗ о принятии новых доказательств суд должен вынести определение.

   Г) Апелляционное определение

   Федеральный закон N 353-ФЗ изменил наименование судебного акта, принимаемого по итогам апелляционного рассмотрения. Как следует из весьма своеобразной формулировки ч. 1 ст. 329 ГПК РФ "постановление суда апелляционной инстанции выносится в форме апелляционного определения". В нем должны быть указаны:

   1) дата и место его вынесения;

   2) наименование суда, вынесшего определение, состав суда;

   3) лицо, подавшее апелляционные жалобу, представление;

   4) краткое содержание обжалуемого решения суда первой инстанции, апелляционных жалобы, представления, представленных доказательств, объяснений лиц, участвующих в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции;

   5) обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, в том числе распределение судебных расходов между сторонами;

   6) мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался. При оставлении апелляционной жалобы или представления без удовлетворения суд обязан указать мотивы, по которым доводы апелляционной жалобы или представления отклоняются.

   Согласно ч. 5 ст. 329 ГПК РФ в новой редакции апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

   Д) Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции

   Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке согласно ст. 330 ГПК РФ являются:

   1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

   2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

   3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

   4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. В той же норме разъясняется, что под неправильным применением норм материального права следует понимать:

   1) неприменение закона, подлежащего применению;

   2) применение закона, не подлежащего применению;

   3) неправильное истолкование закона.

   В новой редакции ст. 330 ГПК РФ говорится о том, что не любое нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции. Такое решение не может быть отменено только по формальным признакам. В соответствии с ч. 4 ст. 330 новой редакции ГПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения суда первой инстанции являются:

   1) рассмотрение дела судом в незаконном составе;

   2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

   3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство;

   4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

   5) отсутствие в решении суда подписи судьи или кого-либо из судей либо подпись не того судьи или не тех судей, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;

   6) отсутствие в деле протокола судебного заседания;

   7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

   При наличии указанных оснований суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных для апелляционного производства. В соответствии с новой редакцией ч. 5 ст. 330 ГПК РФ суд должен вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

   Кассационное производство (..)

   Введение в гражданский процесс новой полноценной апелляционной инстанции затронуло и иные способы пересмотра судебных актов. Так, гл. 40 ГПК РФ о производстве в суде кассационной инстанции была признана утратившей силу, а гл. 41 ГПК РФ о производстве в суде надзорной инстанции была переименована в "Производство в суде кассационной инстанции". Соответственно, в данную главу ГПК РФ внесены серьезные изменения.

   Нормы о кассационном обжаловании были перенесены в раздел ГПК РФ о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений. "Новая кассация" будет отличаться от "старой" тем, что в этом порядке будут оспариваться вступившие в законную силу судебные постановления. На это прямо указано в новой редакции ст. 376 ГПК РФ. В соответствии с новыми правилами, изложенными в ст. 377 ГПК РФ, судебные постановления, вступившие в законную силу (за исключением судебных постановлений ВС РФ), могут быть обжалованы в кассационном порядке лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если такими судебными постановлениями нарушаются их права и законные интересы.

   Кассационное обжалование судебных постановлений допускается в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу и только при условии, что лица, обратившиеся с кассационной жалобой, ранее обжаловали судебное решение в апелляционном порядке.

   А) Суды кассационной инстанции

   Кассационная жалоба, в отличие от апелляционной, подается непосредственно в суд кассационной инстанции. Согласно ст. 377 ГПК РФ в новой редакции к ним относятся:

   1) президиум верховного суда субъектов РФ - для кассационного обжалования апелляционных определений верховных судов субъектов РФ и районных судов; судебных приказов, решений и определения районных судов и мировых судей;

   2) президиум окружного (флотского) военного суда - для кассационного обжалования апелляционных определений окружных (флотских) военных судов и решений и определений гарнизонных военных судов;

   3) Судебная коллегия по административным делам ВС РФ, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ - для кассационного обжалования постановлений и апелляционных определений президиумов верховных судов субъектов РФ; решений и определений районных судов, принятых ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда субъекта РФ;

   4) Военная коллегия ВС РФ - для кассационного обжалования постановлений президиумов окружных (флотских) военных судов; апелляционных определений окружных (флотских) военных судов и определений гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.

   Б) Кассационная жалоба или представление

   Требования к содержанию кассационной жалобы и представления изложены в новой редакции ст. 378 ГПК РФ. В этих документах должна быть указана следующая информация:

   1) наименование суда, в который они подаются;

   2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

   3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

   4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

   5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

   6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;

   7) просьба лица, подающего жалобу, представление; если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, - указание на принятое по жалобе, представлению решение.

   При изучении материалов дела в кассационной инстанции судья может вынести определение о приостановке исполнения судебного решения, если об этом просит податель кассационной жалобы или представления (ч. 1 ст. 381 ГПК РФ в новой редакции). Данное правило ранее было предусмотрено для рассмотрения судебных споров в порядке надзора (ч. 4 ст. 381 ГПК РФ в действующей редакции).

   Указанные правила являются еще одним свидетельством того, что кассационное производство в соответствии с Федеральным законом N 353-ФЗ имеет много общего с действующими правилами разрешения споров в порядке надзорного производства. Различные процедуры рассмотрения споров в порядке кассации и надзора в новой редакции ГПК РФ различаются лишь формально.

   Судья, рассматривающий кассационную жалобу или представление, может отказать в их принятии или передать на дальнейшее рассмотрение суду кассационной инстанции. Согласно ст. 383 ГПК РФ отказ в принятии обязательно должен быть мотивирован. При этом Председатель ВС РФ или его заместители могут не согласиться с решением об отказе в передаче кассационной жалобы или представления на рассмотрение ВС РФ (новая редакция ч. 3 ст. 381 ГПК РФ). Данная норма содержит некоторое упущение, а именно: не предусмотрена возможность Председателя верховного суда субъекта РФ, Председателя окружного (флотского) военного суда, а также их заместителей оспаривать решения судей соответствующих судов, принимающих определение об отказе в принятии к рассмотрению кассационной жалобы или представления. Из содержания новой редакции ч. 3 ст. 382 ГПК РФ следует, что законодатель также обошел вниманием полномочия указанных лиц в связи с продлением сроков рассмотрения спора в суде кассационной инстанции.

   Судья изучает кассационную жалобу либо по материалам, изложенным в ней, либо по материалам истребованного дела. Данное обстоятельство влияет и на сроки рассмотрения кассационной жалобы. В кассационных судах, за исключением ВС РФ, кассационная жалоба или представление рассматриваются в течение одного или двух месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования и до поступления дела в распоряжение кассационного суда. Для ВС РФ установлены другие сроки: два месяца без истребования дела и три месяца, если дело было истребовано. Этот срок может быть продлен Председателем ВС РФ или его заместителями, но не более чем на два месяца.

   В) Рассмотрение дела в суде кассационной инстанции

   В соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 386 ГПК РФ в суде кассационной инстанции дело должно быть рассмотрено в течение одного или двух месяцев, если судебный спор рассматривается в ВС РФ.

   Судья-докладчик в судебном заседании излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений по этому делу и доводы лица, участвующего в споре, которые послужили основанием для передачи кассационной жалобы или представления на рассмотрение. Затем свои объяснения по делу могут дать лица, участвующие в споре. Судьей-докладчиком в президиумах ВС РФ и верховных судов субъектов РФ могут быть только Председатели соответствующих судов или их заместители, а в коллегиях ВС РФ - любые судьи.

   Согласно ч. 2 ст. 390 новой редакции ГПК РФ в кассационном суде не могут рассматриваться доказательства, которые не были предметом рассмотрения в судах низших инстанций.

   Г) Постановление или определение суда кассационной инстанции

   По результатам рассмотрения дела в кассационной инстанции президиумы ВС РФ, верховных судов субъектов РФ и окружные (флотские) военные суды принимают постановления, а коллегии ВС РФ - определения.

   Основания для отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке предусматриваются те же, что и для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора в действующей редакции ГПК РФ. В Федеральном законе N 353-ФЗ уточняется, что судебное постановление может быть отменено или изменено, если существенное нарушение норм материального или процессуального права повлияло на исход дела и без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ в новой редакции).

   В соответствии с ч. 2 ст. 390 ГПК РФ в новой редакции суд должен рассматривать кассационную жалобу или представление в пределах изложенных в них доводов, но в интересах законности он может выйти за пределы доводов лиц, обратившихся в кассационный суд. Однако рассматривать необжалованные судебные постановления или ту их часть, которая не была обжалована, суд не вправе.

   Полномочия суда кассационной инстанции практически ничем не отличаются от предусмотренных ранее полномочий суда надзорной инстанции в ст. 390 ГПК РФ. В Федеральном законе N 353-ФЗ уточняется, что при направлении дела на новое рассмотрение кассационный суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей. В постановлении или определении суда кассационной инстанции должны быть указаны:

   1) наименование и состав суда, принявшего постановление или определение;

   2) дата и место принятия постановления или определения;

   3) дело, по которому принято постановление или определение;

   4) наименование лица, подавшего кассационные жалобу, представление о пересмотре дела в кассационном порядке;

   5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции;

   6) содержание обжалуемых судебных постановлений;

   7) выводы суда по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления;

   8) мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.

   При оставлении кассационных жалобы или представления без удовлетворения суд обязан указать мотивы, по которым доводы жалобы или представления отклоняются.

   Согласно ст. 391 ГПК РФ в новой редакции судебные акты суда кассационной инстанции вступают в силу со дня их принятия.

   Надзорное производство (..)

   Федеральным законом N 353-ФЗ в ГПК РФ введена новая гл. 41.1 о производстве в суде надзорной инстанции. Произведенная реформа процедур пересмотра судебных актов сильно сблизила кассационный порядок обжалования и обжалование судебных актов в порядке надзора.

   А) Суды надзорной инстанции

   В порядке надзора в соответствии с новой редакцией ГПК РФ могут быть обжалованы только те дела, которые уже были рассмотрены в ВС РФ по первой инстанции или в порядке апелляционного или кассационного обжалования.

   Таким образом, значительное число судебных актов более нельзя будет пересмотреть в порядке надзора. Однако это не означает, что данные судебные акты вовсе не могут быть пересмотрены: после вступления в законную силу большая их часть может быть пересмотрена в кассационном порядке.

   Следовательно, возможность оспаривать судебные акты у лиц, участвующих в споре, и иных лиц, законные интересы которых нарушены принятым судебным актом, сохраняется.

   Б) Рассмотрение надзорных жалоб и представлений

   Надзорные жалобы и представления подаются непосредственно в ВС РФ лицами, участвующими в деле, или иными лицами, законные интересы которых были нарушены принятым судебным постановлением. Такие акты могут быть оспорены в течение трех месяцев с момента их вступления в законную силу.

   Так же, как и в кассационном порядке, судья ВС РФ рассматривает жалобы или представления в порядке надзора. Он вправе исследовать обстоятельства дела по материалам, приложенным к жалобе или представлению, или же вправе истребовать обжалуемое дело. В последнем случае он вправе приостановить исполнение вступившего в законную силу судебного постановления. В новой главе ГПК РФ о надзорном обжаловании предусмотрен такой же порядок рассмотрения спорного дела, с указанием тех же сроков обжалования и рассмотрения, теми же полномочиями судей надзорной инстанции, что и в соответствующих случаях в новой главе ГПК РФ о кассационном обжаловании. В соответствии со ст. 391.9 ГПК РФ судебные акты, рассматриваемые в порядке надзора, подлежат отмене или изменению, если Президиумом ВС РФ были установлены нарушения:

   1) прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;

   2) прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;

   3) единообразия в толковании и применении судами норм права.

   В отличие от норм АПК РФ о надзоре (гл. 36 АПК РФ) в ГПК РФ в новой редакции сохранится положение об особых правах Председателя ВС РФ и его заместителя на внесение в Президиум ВС РФ представления о пересмотре дел в порядке надзора. Однако действующие положения ст. 389 ГПК РФ были дополнительно ограничены запретом на участие Председателя ВС РФ или его заместителя в рассмотрении своего представления, запретом на внесение представления по истечении шести месяцев после вступления судебного акта в законную силу, а также указанием на то, что Председатель ВС РФ или его заместитель могут внести указанное представление только по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора. Представление Председателя ВС РФ или его заместителя может быть подано в Президиум ВС РФ только в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального или процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных актов и лишили участников спорных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК РФ, либо существенно ограничили эти права. Федеральным законом N 353-ФЗ к таким нарушениям отнесены, в частности, ограничения права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон.

   Полномочия суда надзорной инстанции практически ничем не отличаются от полномочий, предусмотренных сейчас в ст. 390 ГПК РФ. В Федеральном законе N 353-ФЗ уточняется, что при направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей.

   В) Постановление Президиума ВС РФ, принятое в порядке надзорного производства

   В постановлении Президиума ВС РФ должны быть указаны:

   1) наименование и состав суда, принявшего постановление;

   2) дата и место принятия постановления;

   3) дело, по которому принято постановление;

   4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;

   5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;

   6) содержание обжалуемых судебных постановлений;

   7) выводы Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;

   8) мотивы, по которым Президиум ВС РФ пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.

   Согласно новой ст. 391.14 ГПК РФ судебные акты суда надзорной инстанции вступают в силу со дня их принятия и не подлежат обжалованию.

   Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (..)

   Глава 42 ГПК РФ также была переименована: "Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу". В новой редакции указано, что пересматриваться в этом порядке могут любые судебные постановления.

   Особо следует отметить, что Федеральным законом N 353-ФЗ вводятся легальные определения новых и вновь открывшихся обстоятельств.

   А) Определение вновь открывшихся обстоятельств

   Под вновь открывшимися обстоятельствами в новой редакции ГПК РФ понимаются существовавшие на момент принятия судебного постановления существенные для дела обстоятельства. Указанное понимание данного термина уже было отражено в судебной практике (Определения Санкт-Петербургского городского суда от 24.08.2010 N 33-11673/2010, Пермского краевого суда от 01.07.2010 по делу N 33-5597, Рязанского областного суда от 30.06.2010 N 33-1161). Так, в Определении Приморского краевого суда от 03.08.2009 по делу N 33-6974 понятие существенности обстоятельства определяется следующим образом: "существенность означает то, что, будь эти обстоятельства известны во время рассмотрения дела, решение было бы вынесено иное".

   К вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с Федеральным законом N 353-ФЗ относятся:

   1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

   2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

   3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда.

   В судебной практике в настоящее время устоялось представление о том, что перечень вновь открывшихся обстоятельств исчерпывающим образом закреплен в ст. 392 ГПК РФ (Определения Московского городского суда от 29.07.2010 по делу N 33-22667, Рязанского областного суда от 30.06.2010 N 33-1161, Московского областного суда от 20.05.2010 по делу N 33-7830).

   Б) Определение новых обстоятельств

   Перечень обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного постановления, был существенно расширен. В основном за счет законодательного закрепления нового для гражданского процесса понятия новых обстоятельств.

   Под новыми обстоятельствами в ГПК РФ понимаются возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства. К таковым относятся:

   1) отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу;

   2) признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу;

   3) признание КС РФ не соответствующим КС РФ закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в КС РФ;

   4) установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;

   5) определение (изменение) в постановлении Президиума ВС РФ практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума ВС РФ, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в Постановлении Пленума ВС РФ.

   Таким образом, установление нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела Европейским Судом по правам человека будет являться основанием для пересмотра вступившего в законную силу данного судебного постановления. Эта новелла законодательно закрепляет выводы КС РФ, содержащиеся в Постановлении от 26.02.2010 N 4-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.А. Дорошка, А.Е. Кота и Е.Ю. Федотовой". Аналогичное основание для оспаривания судебных актов содержится и в ст. 311 АПК РФ.

   В настоящее время изменение практики высшей судебной инстанции в системе арбитражных судов признается основанием для пересмотра судебных актов в соответствии с п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" и Постановлением КС РФ от 21.01.2010 N 1-П "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Берег", открытых акционерных обществ "Карболит", "Завод "Микропровод" и "Научно-производственное предприятие "Респиратор". Однако сейчас в АПК РФ данная норма не закреплена, что делает указанные положения ГПК РФ уникальными в системе правового регулирования гражданского процесса.

   Следует обратить внимание на то, что суды общей юрисдикции, основываясь на действующей редакции ст. 392 ГПК РФ, не рассматривают изменение Президиумом ВС РФ практики применения нормы права как основание для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам (Определения Московского областного суда от 28.09.2010 по делу N 33-17665, Санкт-Петербургского городского суда от 24.03.2009 N 3772).

   В) Порядок пересмотра судебных постановлений

   В соответствии со ст. 393 ГПК РФ пересмотр судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется тем же судом, которым приняты указанные судебные постановления. Заявление о пересмотре таких дел подаются лицами, участвующими в деле, в тот же суд, в котором было рассмотрено данное дело. Такое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев с момента обнаружения обстоятельств для пересмотра.

   Вступление в силу новой редакции ГПК РФ (..)

   Федеральный закон N 353-ФЗ вступает в силу с 01.01.2012, за исключением правил об обжаловании судебных определений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок, вступающих в силу с 01.03.2011.

   Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный закон от 09.12.2010 N 353-фз "о внесении изменений в гражданский процессуальный кодекс российской федерации", можно скачать.

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Артикс, Региональный Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва , ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86 , fax (495) 721-35-86
Артикс © 1999-2013
Design © Korotkevich B.