Фемида
Наши телефоны. Адрес. E-mail.
Текущий прайс на программы семейства Консультант Плюс. Заявка на демонстрацию программ и покупку программ.
Прайс на антивирусные программы. Заявка на приобритение антивирусов.
Прайс листы на программное обеспечение !C, Microsoft и др.
Недельные обзоры законодательства РФ (с 1999 года).
Комментарии важнейших документов (с 1999 года) специалистами Консультант Плюс.
Новости правовых систем. Информация о скидках. Акции по правовой поддержке юридических и физических лиц. Объявления о вакансиях в нашей компании.
Напишите нам письмо !
Маленькие хитрости - настройка и оптимизация программ Консльтант Плюс.
Ссылки на страницы, где можно найти нормативные документы.
 
Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru


Комментарии важнейших нормативных документов законодательства РФ.

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Приказ Минэкономразвития РФ от 03.08.2011 N 388 "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков"

Скачать, (rar-архив, 10 kb)

Минэкономразвития России Приказом от 03.08.2011 N 388 утвердило Требования к проекту межевания земельных участков в соответствии с п. 3 ст. 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

   Требования N 388 касаются вопросов подготовки проекта межевания земельных участков сельскохозяйственного назначения для выдела таких участков в счет земельной доли. Следует учитывать, что данный документ согласно ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеет большое значение для государственной регистрации права собственности на образуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения.

   Требования N 388 вступают в силу 4 октября 2011 г.

   Межевание земельных участков (..)

   Нормативное регулирование межевания земельных участков в российском законодательстве менялось неоднократно. При этом данный вопрос всегда был крайне актуальным для оборота земельных участков, так как межевание позволяет индивидуализировать данные объекты недвижимости, а также необходимо для выполнения публично-правовых функций государственной власти в отношении земельных участков и их владельцев.

   Кроме того, вопрос межевания земельных участков может иметь значение также и при установлении обязательственных отношений относительно этого объекта недвижимости (см., к примеру, Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения. Ст. 607 ГК РФ, вывод из судебной практики 11.1).

   Инструкция по межеванию земель, утвержденная Роскомземом 08.04.1996 (далее - Инструкция по межеванию), определяет межевание земель как комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (п. 1.1 Инструкции по межеванию). В данном акте были установлены детальные требования к проведению межевания земель.

   Однако в связи с принятием Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) и ряда подзаконных актов Инструкция по межеванию в некоторой степени устарела, в связи с чем Росземкадастр в Письме от 28.02.2003 N АО/54 "О применении "Инструкции по межеванию земель" указал на необходимость применения этого акта в части, не противоречащей Закону о землеустройстве, ЗК РФ и подзаконным актам по вопросам землеустройства.

   Само по себе межевание как описание местоположения границ объектов землеустройства является одним из этапов землеустройства (ст. 15 Закона о землеустройстве, а также Приказ Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства").

   В ст. 17 Закона о землеустройстве предусматривается, что порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством РФ. Соответствующие правила были утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 "Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства". Данный нормативный акт касается лишь завершающей стадии межевания земельных участков - установления и закрепления границ объектов землеустройства на местности.

   Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в настоящее время утратил силу) устанавливал, что для проведения государственного кадастрового учета земельных участков необходимо, в числе прочего, предоставление документов о межевании земельных участков (п. 2 ст. 19 данного Закона).

   Порядок подготовки и требования к содержанию этих документов для целей внесения сведений в государственный земельный кадастр были установлены в Приказе Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет". В соответствии с данным подзаконным актом документ о межевании земельного участка составлялся в виде описания земельного участка, включающего:

   - титульный лист;

   - чертеж земельных участков;

   - описание границ;

   - сведения о земельных участках (в порядке возрастания условных обозначений земельных участков);

   - приложение.

   В связи с принятием нового Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) был издан Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Приказ N 412), отменивший действие указанного выше Приказа Росземкадастра. В то же время данный Приказ Минэкономразвития России утвердил, в частности, форму межевого плана и требования к его составлению.

   По сравнению с описанием земельного участка межевой план предусматривался как более подробный и структурированный документ. Согласно п. 4 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом N 412, межевой план должен состоять из текстовой и графической частей, разбитых на следующие разделы:

   1) текстовая часть:

   - исходные данные;

   - сведения о выполненных измерениях и расчетах;

   - сведения об образуемых земельных участках и их частях;

   - сведения об измененных земельных участках и их частях;

   - сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам;

   - сведения об уточняемых земельных участках и их частях;

   - сведения об образуемых частях земельного участка;

   - заключение кадастрового инженера;

   - акт согласования местоположения границы земельного участка.

   2) графическая часть:

   - схема геодезических построений;

   - схема расположения земельных участков;

   - чертеж земельных участков и их частей;

   - абрисы узловых точек границ земельных участков.

   Однако данный документ не установил правила подготовки проектов межевания земельных участков сельскохозяйственного назначения, указывая лишь на то, что при выделе земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения межевой план должен быть подготовлен с учетом требований Закона N 101-ФЗ (п. 24 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом N 412).

   Также следует отметить, что и в п. 6 ст. 24 Закона о кадастре установлено, что особенности кадастрового учета земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка, должны определяться Минэкономразвития России.

   Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) также предусматривает создание проектов межевания, но лишь применительно к застроенным территориям либо территориям, подлежащим застройке (ст. 43 ГрК РФ).

   Проект межевания земельных участков (..)

   В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 435-ФЗ), внесшего значительные изменения в Закон N 101-ФЗ, особое значение в законодательстве было выделено такому документу как проект межевания земельных участков.

   Закон N 435-ФЗ установил, что выдел земельного участка сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли возможен лишь на основании согласованного и утвержденного общим собранием участников долевой собственности проекта межевания земельных участков (ст. 13 Закона N 101-ФЗ). Порядок подготовки такого проекта межевания был установлен в ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции.

   Одновременно с утверждением проекта межевания земельных участков должно быть принято решение об утверждении перечня собственников и размера их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки (п. 5 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции).

   Если же проект межевания земельных участков, а также перечень собственников и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки не были утверждены общим собранием участников, то лицо, желающее выделить земельный участок, вправе самостоятельно заключить договор с кадастровым инженером на подготовку проекта межевания земельного участка. Однако такой проект в любом случае должен быть согласован с другими участниками долевой собственности в части размера и местоположения границ выделяемого участка (п. 4 ст. 13 и п. 9 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции).

   Кадастровый инженер обеспечивает перечисленным в Законе N 101-ФЗ заинтересованным лицам возможность ознакомиться с проектом межевания земельного участка, находящегося в долевой собственности. Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом должно быть направлено участникам долевой собственности или опубликовано в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Содержание извещения закреплено в п. 8 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции.

   Если в течение 30 дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

   Проект межевания земельного участка утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо решением собственника земельной доли (долей), желающего выделить земельный участок.

   В соответствии с п. 14 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект, а также в орган кадастрового учета по месту расположения участка. Споры о размере и местоположении границ выделяемого участка в счет земельной доли (долей) рассматриваются в суде.

   В Законе N 435-ФЗ установлено, что до 01.07.2012 участники долевой собственности могут принять решение об утверждении проекта межевания земельных участков или зарегистрировать свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности. Если они этого не сделали до установленной даты, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 01.07.2013 обязан:

   1) провести общие собрания участников долевой собственности с обсуждением вопросов об утверждении проекта межевания земельных участков и утверждения списка перечня собственников земельных участков и размеров долей в праве общей собственности;

   2) обеспечить подготовку проекта межевания участков;

   3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

   Требования к проекту межевания земельных участков (..)

   Требования N 388 касаются проекта межевания земельных участков сельскохозяйственного назначения, так как п. 3 данного акта предусматривает, что проект межевания земельных участков (далее - проект межевания) может утверждаться:

   - решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения;

   - решением собственника земельной доли или земельных долей.

   Рассматриваемые Требования не предусматривают возможность утверждения проекта межевания иными лицами. Данное правило соответствует норме, закрепленной в п. 5 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции.

   При этом следует отметить, что п. 2 рассматриваемых Требований указывает на то, что проект межевания подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, выделяемых в счет земельной доли (земельных долей), в соответствии с требованиями Закона N 101-ФЗ. Из данного нормативного положения не вполне ясно касаются ли правила о проекте межевания, закрепленные рассматриваемыми Требованиями, земельных участков не сельскохозяйственного назначения (то есть относящиеся к иным категориям земель).

   Проект межевания согласно п. 4 Требований N 388 должен содержать информацию о размерах земельных участков и местоположения границ земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельных долей. Такая информация указывается, в том числе, и об образуемых земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также тех земельных участках, которые находятся или будут находиться в общей собственности. Требованиями установлено, что размер выделяемого земельного участка должен определяться в соответствии с данными, указанными в документах, удостоверяющих право на земельные доли согласно ст. 13 Закона N 101-ФЗ в новой редакции.

   Рассматриваемые Требования предусматривают, что проект межевания должен состоять из текстовой и графической части (п. 6 Требований N 388), а также приложений к нему, если это необходимо.

   Текстовая часть проекта межевания должна состоять из следующих разделов:

   - пояснительная записка;

   - исходные данные;

   - список собственников земельного участка или земельных участков, из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей;

   - сведения об образуемых земельных участках и их частях;

   - сведения об измененных земельных участках и их частях;

   - сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам.

   В графической части проекта межевания должен быть изображен проектный план земельных участков. Требования N 388 содержат детальные указания по заполнению разделов плана межевания, а также образец такого плана (п. п. 9 - 56 данных Требований, а также Приложение к Требованиям).

   Документы, являющиеся героями текущего обзора - Приказ Минэкономразвития РФ от 03.08.2011 N 388 "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков", можно скачать.


 

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Артикс, Региональный Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва , ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86 , fax (495) 721-35-86
Артикс © 1999-2013
Design © Korotkevich B.