Полосы отвода (так же, как и примыкающие к ним охранные
зоны железных дорог) входят в состав земель железнодорожного транспорта,
предназначены для обеспечения безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта и имеют специальный режим использования.
В границах полосы отвода нельзя размещать капитальные
здания и сооружения, многолетние насаждения и другие объекты, ухудшающие
видимость железнодорожного пути и иным образом создающие угрозу безопасности
движения. Размещение в полосе отвода инженерных коммуникаций, линий
электропередачи, связи, магистральных газопроводов и нефтепроводов
и других линейных сооружений допускается только по согласованию с
организацией железнодорожного транспорта либо организацией, осуществляющей
строительство пути или инфраструктуры железнодорожного транспорта
(далее - заинтересованная организация).
В то же время полоса отвода сама не должна создавать
угрозы или помех для хозяйственных или природных объектов, примыкающих
к ее внешней стороне.
В местах расположения водопроводных и канализационных
сетей, водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций на
полосе отвода не допускается строительство и размещение каких-либо
зданий и сооружений и проведение сельскохозяйственных работ.
В местах прилегания полосы отвода к сельскохозяйственным
угодьям нельзя допускать разрастания на ней сорной травянистой и древесно-кустарниковой
растительности, а в местах прилегания к лесным массивам - скопления
сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов.
От опушки естественного леса граница полосы отвода должна отделяться
противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной
полосой шириной не менее 3 метров.
В соответствии с Земельным кодексом РФ свободные земельные
участки на полосах отвода железных дорог могут использоваться для
целей, прямо не связанных с эксплуатацией железнодорожного транспорта,
- они могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для
складирования грузов, оказания услуг пассажирам, сельскохозяйственного
использования и иных целей. Правила дополнили перечень целей, в которых
может использоваться полоса отвода, разрешив размещать на условиях
договора на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах
и других объектах железнодорожного транспорта в границах полосы отвода
наружную рекламу.
Для обеспечения безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта кроме полосы отвода могут устанавливаться
также охранные зоны, расположенные вдоль полосы отвода. Охранные зоны
устанавливаются в случае прохождения железнодорожных путей в местах,
подверженных снежным обвалам, оползням, размывам, селевым потокам,
оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим
воздействиям, и в районах подвижных песков. Охранные зоны могут устанавливаться
также в случае прохождения железнодорожных путей по лесам, выполняющим
функции защитных лесонасаждений, в том числе по лесам в поймах рек
и вдоль поверхностных водных объектов, и по лесам, где сплошная вырубка
древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и
привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление
селевых потоков и снежных обвалов, повлиять на сохранность, устойчивость
и прочность железнодорожных путей.
В границах охранных зон могут быть установлены запреты
или ограничения на строительство капитальных зданий и сооружений,
устройство временных дорог, вырубку древесной и кустарниковой растительности,
удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением
случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для
работы железнодорожного транспорта. Кроме этого в охранных зонах могут
быть запрещены или ограничены распашка земель, выпас скота, выпуск
поверхностных и хозяйственно-бытовых вод. Границы охранных зон обозначаются
знаками, которые должны устанавливаться заинтересованными организациями.
Образование земельных участков полосы
отвода и охранной зоны(..)
В целях образования земельных участков в границах полосы
отвода заинтересованная организация обеспечивает подготовку проекта
границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода.
Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных
участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых
Минтрансом РФ. По заявлению этой же организации вновь образованные
в границах полосы отвода земельные участки ставятся на государственный
кадастровый учет.
Решение о включении земельных участков в границы охранной
зоны, по заявлению заинтересованной организации, принимает Федеральное
агентство железнодорожного транспорта или его территориальный орган,
по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным
имуществом или его территориальным органом. Решение должно содержать
предусмотренные Правилами запреты или ограничения на осуществление
в границах данных участков охранной зоны тех или иных видов деятельности.
Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 N 611, утвердившее
Правила, установило право Росжелдора, для формирования полосы отвода
железных дорог, также принимать решения (по согласованию с Росимуществом)
об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях
развития сети железных дорог.
Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 N 611
"О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон
железных дорог" можно скачать здесь - скачать.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)
Артикс, Региональный
Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва
, ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86
, fax (495) 721-35-86