Фемида
Наши телефоны. Адрес. E-mail.
Текущий прайс на программы семейства Консультант Плюс. Заявка на демонстрацию программ и покупку программ.
Прайс на антивирусные программы. Заявка на приобритение антивирусов.
Прайс листы на программное обеспечение !C, Microsoft и др.
Недельные обзоры законодательства РФ (с 1999 года).
Комментарии важнейших документов (с 1999 года) специалистами Консультант Плюс.
Новости правовых систем. Информация о скидках. Акции по правовой поддержке юридических и физических лиц. Объявления о вакансиях в нашей компании.
Напишите нам письмо !
Маленькие хитрости - настройка и оптимизация программ Консльтант Плюс.
Ссылки на страницы, где можно найти нормативные документы.
 
Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru


Комментарии важнейших нормативных документов законодательства РФ.

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

  • Важнейший документ недели с 28 сентября по 4 октября 2010 года
Письмо федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.06.2010 N 14-4670-ге

Скачать (2 kb)

Рассматриваемое письмо (далее - Письмо) содержит разъяснения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) по вопросу, связанному с государственной регистрацией прав на земельные участки в случаях, когда площадь таких участков в правоустанавливающих документах отличается от площади, установленной при уточнении границ. Данные разъяснения касаются участков, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

   Разъяснения даны в соответствии с п. 6.2 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457. Согласно этому пункту Росреестр вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, относящимся к регулируемой им сфере деятельности, однако в силу п. 7 не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование. Таким образом, рассматриваемое Письмо не является нормативным правовым актом и не носит обязательного характера, однако отражает официальную позицию Росреестра по рассматриваемому вопросу.

   Препятствия для государственной регистрации права собственности на земельные участки, сведения о площади которых в государственном кадастре недвижимости и правоустанавливающих документах различаются (..)

   В соответствии с ранее действовавшей редакцией п. 4 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, осуществлялась, помимо прочего, в случае, если сведения о площади такого участка, содержащиеся в правоустанавливающем документе, не соответствовали данным кадастрового паспорта участка.

   При этом Законом о регистрации не устанавливались пределы возможного расхождения сведений. Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" п. 4 ст. 25 из Закона о регистрации был исключен. Последствием данного исключения явились отказы в государственной регистрации прав на земельные участки по следующим основаниям.

   Согласно п. 1 ст. 13 Закона о регистрации одним из этапов государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов.

   В силу п. 93 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минюста России от 14.09.2006 N 293, государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, должен установить, в том числе, соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в документах, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, аналогичным сведениям, указанным в правоустанавливающем документе.

   Аналогичные положения содержит и Приказ Минюста РФ от 01.07.2002 N 184 "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Методические рекомендации). В соответствии с п. 43 Методических рекомендаций при проведении правовой экспертизы документов и проверке законности сделки рекомендуется удостовериться в том, что сведения об объекте недвижимого имущества, указанные в документах, удостоверенных государственной организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, соответствуют аналогичным сведениям, указанным в правоустанавливающем документе. При выявлении расхождений рекомендуется приостановить государственную регистрацию.

   Таким образом, разница в значениях площади, указанной в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактической площади такого земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), могла стать препятствием на пути государственной регистрации прав на соответствующий земельный участок.

   Разъяснения Росреестра по вопросу государственной регистрации права собственности на земельные участки, если сведения об их площади различаются в ГКН и правоустанавливающих документах (..)

   В своем Письме Росреестр подчеркнул, что правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию документов, проводимая государственным регистратором, направлена на определение соответствия указанных документов нормам и требованиям не только Закона о регистрации, но и иных нормативных правовых актов, в том числе Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости).

   Так, на основании п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости допускается проведение государственного кадастрового учета земельного участка в связи с уточнением его границ в случае, если в результате данного учета площадь земельного участка не будет больше площади, сведения о которой содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН.

   В этой связи Росреестром сделан вывод о том, что в случае, если разница в значениях площади, указанной в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактической площади такого участка, внесенной в ГКН, не превышает минимальный размер, установленный в соответствии с законодательством РФ (или десяти процентов площади, если указанный размер не установлен), то право собственности на такой участок может быть зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

   Таким образом, можно заключить, что позиция Росреестра основана на том, что если земельный участок с указанной разницей в значениях площади может быть объектом кадастрового учета и соответственно является объектом права, то он может быть объектом права собственности и, следовательно, может быть зарегистрирован в ЕГРП.

   В соответствии с п. 1 ст. 33 ЗК РФ минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (см., например, Постановление администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области от 11.11.2009 N 1289-п "Об установлении предельных размеров земельных участков на территории Сланцевского муниципального района", Решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района МО от 18.08.2006 N 13/10 "Об утверждении размеров земельных участков, предоставляемых в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в Одинцовском районе").

   Документы, являющиеся героями текущего обзора - Письмо федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.06.2010 N 14-4670-ге, можно скачать.

  

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Артикс, Региональный Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва , ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86 , fax (495) 721-35-86
Артикс © 1999-2013
Design © Korotkevich B.