Фемида
Наши телефоны. Адрес. E-mail.
Текущий прайс на программы семейства Консультант Плюс. Заявка на демонстрацию программ и покупку программ.
Прайс на антивирусные программы. Заявка на приобритение антивирусов.
Прайс листы на программное обеспечение !C, Microsoft и др.
Недельные обзоры законодательства РФ (с 1999 года).
Комментарии важнейших документов (с 1999 года) специалистами Консультант Плюс.
Новости правовых систем. Информация о скидках. Акции по правовой поддержке юридических и физических лиц. Объявления о вакансиях в нашей компании.
Напишите нам письмо !
Маленькие хитрости - настройка и оптимизация программ Консльтант Плюс.
Ссылки на страницы, где можно найти нормативные документы.
 
Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru

Комментарии важнейших нормативных документов законодательства РФ.

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Федеральный закон от 07.05.2013 N 98-фз "О внесении изменений в федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Скачать (6 kb)

   В соответствии с Федеральным законом N 98-ФЗ внесены изменения в законодательство о рекламе, касающиеся установки и размещения рекламных конструкций.

   Само понятие рекламной конструкции в рассматриваемом Законе было несколько расширено по сравнению с ранее действовавшей редакцией Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). В Законе N 98-ФЗ указано, что под рекламной конструкцией следует понимать наружную рекламу с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Ранее в Законе о рекламе отсутствовало упоминание о проекционной рекламе как разновидности рекламных конструкций.

   Среди прочих новелл законодательства в Законе N 98-ФЗ предусматривается, что органы местного самоуправления муниципального района (городского округа) утверждают схемы размещения рекламных конструкций. Также согласно данному Закону ужесточена ответственность за нарушение законодательства при размещении и эксплуатации наружной рекламы и уточнены правила по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций. Кроме того, в соответствии с Законом N 98-ФЗ не только установка, но и эксплуатация рекламных конструкций будет осуществляться на основании разрешения.

   Рассматриваемый Закон внес изменения в Закон о рекламе, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

   Закон N 98-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступил в силу 8 мая 2013 г.

   Срок договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (..)

   Ранее в ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе содержалась жесткая норма о том, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по общему правилу должен заключаться на срок пять лет, а договор на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции - не более чем на 12 месяцев. Указанная норма являлась императивной, и стороны не могли заключить договор, предусматривающий иной срок его действия (см., к примеру, Определение ВАС РФ от 13.02.2012 N ВАС-16238/11 по делу N А54-600/2011, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25.10.2011 по делу N А79-12612/2010, ФАС Поволжского округа от 01.02.2011 по делу N А55-4322/2009, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 по делу N А55-4322/2009). В судебной практике признавались ничтожными договоры, заключенные как на больший срок (см., к примеру, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 N 17АП-13459/2012-ГК по делу N А50-20130/2011), так и на меньший (см., к примеру, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 по делу N А55-4322/2009).

   В Законе N 98-ФЗ изменено данное правило, оно стало более гибким. В новой редакции ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе указывается, что субъекты РФ должны устанавливать предельные сроки договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы. Такие сроки не могут быть менее пяти лет и более десяти лет. Однако конкретные сроки договоров устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти или местного самоуправления муниципального района (городского округа) в границах предельных сроков в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы.

   Данное правило о сроках касается лишь тех рекламных конструкций, которые планируется разместить на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.

   Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (..)

   Эксплуатировать рекламные конструкции можно только при наличии разрешения на их установку и эксплуатацию (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Указанное разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территории которого предполагается разместить рекламную конструкцию, по заявлению владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.

   Напомним, что согласно ранее действовавшей редакции ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе разрешение органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) требовалось только на установку рекламной конструкции. Разрешение выдавалось по заявлению владельца рекламной конструкции или собственника (владельца) недвижимого имущества, к которому присоединялась рекламная конструкция. Данное разрешение необходимо было получать для каждой такой конструкции на срок действия договора на ее установку и эксплуатацию. Указанное разрешение действительно в течение всего срока эксплуатации рекламной конструкции. Напомним, что согласно позиции Пленума ВАС РФ, обозначенной в п. 19 Постановления от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление N 58), в случае смены собственника рекламной конструкции новый собственник не обязан переоформлять разрешение на ее установку либо получать новое разрешение. С учетом того, что теперь разрешение требуется не только на установку, но и на эксплуатацию рекламной конструкции, есть вероятность, что при смене собственника рекламной конструкции новый собственник также будет обязан получать соответствующее разрешение. За установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения на юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. (ст. 14.37 КоАП РФ в новой редакции). Кроме того, в Законе N 98-ФЗ урегулирован порядок выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в случае, если владелец рекламной конструкции одновременно является собственником недвижимости, к которой присоединяется такая конструкция. В этих случаях разрешение выдается не на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а на срок, указанный в заявлении, но в пределах сроков, утвержденных субъектом РФ. Срок, установленный субъектом РФ, должен быть не менее пяти и не более 10 лет. Разрешение на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции выдается на срок до 12 месяцев (ч. 17 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции).

   Схема размещения рекламных конструкций (..)

   В Законе N 98-ФЗ предусматривается необходимость разработки специальных схем размещения рекламных конструкций (далее - схемы). В Законе о рекламе в новой редакции установлено, что схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах (ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). В ней также должна содержаться карта размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей, а также технических характеристик рекламных конструкций.

   Схемы должны быть утверждены органами местного самоуправления уровня муниципальных районов или городских округов. Эти схемы обязательны для размещения рекламных конструкций на любых земельных участках (независимо от форм собственности), а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности.

   Следует отметить, что схема должна соответствовать документам территориального планирования (ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Она призвана обеспечить соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, а также требований безопасности.

   Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на государственном или муниципальном объекте недвижимости должны проводиться соответствующими органами местного самоуправления или органами государственной власти только в отношении тех рекламных конструкций, которые предусмотрены в схеме их размещения (ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции).

   Рассматриваемый Закон не допускает выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции без согласования со схемами. В случае размещения и эксплуатации рекламной конструкции, не соответствующей схеме, разрешение на ее размещение и эксплуатацию может быть признано недействительным по решению суда (п. 3 ч. 20 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции).

   Также по решению суда разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть признано недействительным, если схема была изменена, в результате чего рекламная конструкция перестала ей соответствовать (ч. 20.1 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Такая рекламная конструкция должна быть демонтирована с выплатой владельцу конструкции компенсации. Размер данной компенсации ограничен суммой, включающей расходы на демонтаж конструкции и часть выплаченных по условиям торгов или договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции средств, рассчитанная пропорционально количеству дней, на которые сократился срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 20.1 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции).

   В Законе N 98-ФЗ предусматривается специальное правило, которое должно стимулировать органы местного самоуправления не откладывать разработку схем размещения рекламных конструкций. В ч. 5 ст. 4 Закона N 98-ФЗ установлено, что с 1 января 2014 г. не допускается выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, при отсутствии утвержденных схем размещения рекламных конструкций.

   До дня утверждения схем размещения рекламных конструкций должен применяться ранее действовавший порядок размещения рекламных конструкций (ч. 4 ст. 4 Закона N 98-ФЗ).

   Демонтаж рекламных конструкций (..)

   Как указано в Пояснительной записке к законопроекту, который был принят как Закон N 98-ФЗ, одной из основных целей его принятия являлось упрощение процедуры демонтажа рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения.

   После внесения рассматриваемых изменений в Законе о рекламе устанавливается, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной или эксплуатируемой без действующего разрешения, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи предписания (ч. 21 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Ранее в этой норме не предусматривалась возможность демонтировать во внесудебном порядке рекламную конструкцию, которая эксплуатировалась без надлежащего разрешения. Данная новелла позволит пресечь эксплуатацию рекламных конструкций с истекшим сроком действия разрешений. Ранее суды указывали на невозможность их демонтажа как самовольной рекламной конструкции (см., к примеру, п. п. 18 и 21 Постановления N 58, Постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N 8263/10 по делу N А33-13956/2009). Это решение обосновывалось тем, что разрешение было выдано только на установку рекламной конструкции, а ее эксплуатация осуществляется независимо от срока действия разрешения.

   Если в указанный срок незаконно установленная рекламная конструкция не демонтирована либо если ее владелец неизвестен, то предписание о демонтаже рекламной конструкции направляется собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, который обязан ее демонтировать в течение месяца (ч. 21.1 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Собственник или иной законный владелец обязан демонтировать рекламную конструкцию за свой счет. Указанные лица могут потребовать от владельца рекламной конструкции возмещения необходимых расходов, понесенных в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

   Если собственник или иной законный владелец не исполняет свою обязанность по демонтажу незаконно установленной рекламной конструкции, то в такой ситуации конструкцию демонтирует орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета (ч. 21.2 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). Для этого не требуется решения суда.

   Напоминаем, что в судебной практике ранее было выработано правило, согласно которому демонтаж рекламной конструкции в связи с аннулированием разрешения, признанием его недействительным или истечением срока его действия должен осуществляться только в судебном порядке (п. 21 Постановления N 58). В судебной практике отмечалось, что при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции (см., к примеру, Определение ВАС РФ от 17.05.2010 N ВАС-5381/10 по делу N А82-12996/2009-18, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.2010 по делу N А82-16059/2009, от 11.01.2010 по делу N А82-12996/2009-18, ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2010 по делу N А13-3163/2010, ФАС Московского округа от 10.03.2010 N КГ-А40/15249-09, от 03.03.2010 N КГ-А40/300-10-П, от 10.02.2010 N КГ-А40/15554-09, от 08.02.2010 N КГ-А40/56-10). Однако затем эта судебная практика была изменена. Президиум ВАС РФ указал на возможность осуществления внесудебной процедуры демонтажа рекламной конструкции непосредственно силами соответствующего регулирующего муниципального органа (Постановление от 16.11.2010 N 8263/10 по делу N А33-13956/2009).

   В то же время в п. 4 Письма ФАС России от 19.05.2006 N АК/7654 "Об особенностях отдельных способов распространения рекламы" указывается на возможность демонтажа такой рекламной конструкции непосредственно собственником того объекта недвижимости, к которому она была присоединена, без получения какого-либо разрешения на это, если рекламная конструкция была установлена без согласия собственника.

   В качестве исключения в Законе N 98-ФЗ установлено, что обязанность по демонтажу рекламной конструкции не возникает у собственников имущества в многоквартирном доме, которые не давали согласия на установку конструкции путем присоединения к общему имуществу собственников в многоквартирном доме (ч. 21.1 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции). В этой ситуации рекламную конструкцию демонтирует орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

   Таким образом, за счет средств местного бюджета демонтаж незаконно установленной рекламной конструкции будет осуществляться в следующих случаях:

   - если ни владелец рекламной конструкции, ни собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнили обязанность по ее демонтажу;

   - если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества;

   - если рекламная конструкция присоединена к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

   Предписание о демонтаже рекламной конструкции и сам демонтаж могут быть обжалованы в суде в течение трех месяцев (ч. 22 ст. 19 Закона о рекламе в новой редакции).

   Использование транспортного средства в качестве передвижной рекламной конструкции (..)

   В Пояснительной записке к законопроекту, который в итоге был принят как Закон N 98-ФЗ, отмечалось, что правоохранительные органы испытывают определенные трудности при доказывании использования транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции. В связи с этим в рассматриваемом Законе было установлено, что сам по себе факт переоборудования транспортного средства для распространения рекламы с полной или частичной утратой тех функций, для выполнения которых оно было создано изначально, будет являться достаточным основанием для привлечения нарушителя к ответственности (ч. 2 ст. 20 Закона о рекламе и ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ в новых редакциях).

   Также Законом N 98-ФЗ был установлен запрет на переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара. Следует отметить, что ранее схожую правовую позицию можно было обнаружить в Письме ФАС России от 02.05.2012 N АК/13623.

   Согласно рассматриваемому Закону был значительно увеличен размер административного штрафа в отношении юридических лиц за совершение указанного правонарушения - от 500 тыс. до 1 млн руб. (ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ в новой редакции). Ранее размер этого штрафа находился в пределах от 50 до 200 тыс. руб.

   Кроме того, Закон N 98-ФЗ допускает задержание транспортного средства, используемого для распространения рекламы (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ в новой редакции).

   Рассмотрение дел об этих административных правонарушениях в соответствии с изменениями, внесенными Законом N 98-ФЗ, теперь находится в ведении арбитражных судов, а не антимонопольных органов, как это было раньше (ч. 1 и 3 ст. 23.1 и ч. 1 ст. 23.48 КоАП РФ в новой редакции).

  

   Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный закон от 07.05.2013 N 98-фз "О внесении изменений в федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", можно скачать.

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Артикс, Региональный Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва , ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86 , fax (495) 721-35-86
Артикс © 1999-2013
Design © Korotkevich B.