|
||||||||||
| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту | Инвестиционный процесс является одним из основных аспектов функционирования экономической системы. Разумная инвестиционная политика, формирующая развитый фондовый рынок, способна оградить общество от многих социальных потрясений. Поэтому роль государства заключается в том, что оно воздействует на экономику, оптимизируя уровень инфляции и обеспечивая наиболее полную занятость. На современном этапе особенность российской экономики заключается в хронической нехватке инвестиционных ресурсов, необходимых для развития ее наиболее перспективных отраслей. Примечательно, что проблема состоит не столько в отсутствии денежных средств (по оценкам экспертов, только "под подушками" у населения находится от 30 до 40 млрд. долл.), сколько в недостаточно благоприятных условиях для инвестирования. Именно поэтому в числе приоритетных мер программы социально - экономического развития нашей страны на 2002 - 2004 годы Правительством Российской Федерации было названо создание правовой основы деятельности акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов (Распоряжение от 10.07.2001 N 910-р). Необходимо отметить, что правовая база деятельности названных финансово - экономических институтов начала зарождаться еще в начале 90-х годов и к последнему времени успела сложиться в весьма разветвленную, но не вполне согласованную систему подзаконных нормативных правовых актов, центральное место в которой занимали Указы Президента Российской Федерации от 26.07.95 N 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации" и от 23.02.98 N 193 "О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов". Вступивший в силу 4 декабря текущего года Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон) призван максимально приблизить экономику нашей страны к перспективам, намеченным правительственной программой социально - экономического развития. Закон полно и детально определил статус паевых инвестиционных фондов и обозначил основные особенности акционерных инвестиционных фондов. Паевой инвестиционный фонд - это удобный финансовый инструмент, с помощью которого непрофессиональные частные инвесторы могут вложить деньги в ценные бумаги. Как и прежде, паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Он представляет собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного учредителями в доверительное управление управляющей компании, и имущества, полученного в процессе такого управления. Наряду с известными ранее разновидностями паевых инвестиционных фондов (открытым и интервальным) Закон называет закрытый паевой инвестиционный фонд. Разграничительная черта между названными видами проводится по объему и содержанию прав учредителей этих фондов. При этом некоторые недостатки нового вида паевого инвестиционного фонда, связанные с ограничением возможности требовать от управляющей компании прекращения договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом до истечения срока его действия, сполна компенсируются рядом достоинств, таких как право участвовать в общем собрании владельцев инвестиционных паев, а в соответствующих случаях - право на получение дохода от доверительного управления имуществом. Последнее обстоятельство фактически снимает существовавший ранее запрет на выплату доходов, связанных с использованием имущества паевых инвестиционных фондов, и максимально сближает правовую природу их новой разновидности с акционерным инвестиционным фондом, сохраняя при этом ряд преимуществ, общих для всех паевых фондов. Достаточно сказать, что паевыми инвестиционными фондами управляют профессиональные участники рынка ценных бумаг, четырехзвенная система управления и контроля (управляющая компания - аудитор - депозитарий - регистратор) повышает надежность паевого фонда, а прибыль, полученная им, не облагается налогом на прибыль. Более того, отмеченное ограничение прав владельцев инвестиционных паев имеет обратную сторону: закрытому фонду не нужно постоянно держать в резерве какую-либо часть активов для выкупа паев, то есть он может максимально использовать средства пайщиков в хозяйственной деятельности. Закон окончательно отказался от чуждой для российской правовой системы концепции доверительной собственности, устранив тем самым противоречия между ранее действовавшим законодательством и Гражданским кодексом Российской Федерации. По-видимому, это внесет коррективы в принципы распределения рисков случайной гибели либо повреждения объекта доверительного управления, которые теперь будет нести не управляющая компания, а собственники имущества - владельцы инвестиционных паев, если самим договором доверительного управления не будут установлены исключения из общего правила статьи 211 Гражданского кодекса Российской Федерации. Что касается акционерных инвестиционных фондов, то они по-прежнему создаются в форме открытых акционерных обществ, то есть находятся в сфере действия законодательства, регулирующего правовое положение юридических лиц. Это позволило значительно сократить объем Закона, ограничившись лишь отличительными особенностями акционерных инвестиционных фондов. В основном эти особенности сводятся к повышенным требованиям, предъявляемым к участникам инвестиционного процесса. Немаловажным достоинством Закона, особенно в условиях развития отечественной экономики, возникших в первые годы экономических преобразований и усугубившихся в августе 1998 года, является защита прав акционеров и владельцев инвестиционных паев. Закон установил систему мер, направленных как против явных злоупотреблений на фондовом рынке, так и на предотвращение неоправданных предпринимательских рисков. К основным элементам этой системы относятся независимая оценка активов, аудит хозяйственной деятельности, контроль со стороны уполномоченных государственных органов. Представляется, что с принятием Закона сформирована основа для одной из разновидностей коллективного инвестирования. В то же время некоторую сложность вызывают вопросы, возникающие на стыке Закона с действовавшим до его принятия законодательством. Поэтому для полноценного функционирования рассмотренной сферы экономики, безусловно, потребуется ее дальнейшее подзаконное регулирование. КонсультантПлюс АНДРЮКИН Ю. | О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту | |
Артикс, Региональный
Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва
, ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86
, fax (495) 721-35-86
|
Артикс
© 1999-2013
|
Design © Korotkevich
B.
|