|
||||||||||
| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту | Одним из приоритетных направлений социальной функции государства является обеспечение своим гражданам достойной старости. Несмотря на наметившиеся в последнее время некоторые положительные тенденции, материальное положение пожилых людей в нашей стране по-прежнему остается чрезвычайно тяжелым. Средний размер пенсий в минувшем году оставался ниже прожиточного минимума. В этих условиях сохранение распределительного принципа финансирования пенсий привело бы в перспективе к дальнейшему ухудшению финансового состояния пенсионной системы, снижению уровня выплачиваемых пенсий и усилению нагрузки на трудоспособное население. В целях предотвращения усугубления социальной ситуации были приняты три нормативных правовых акта, в совокупности составляющие ядро пенсионной реформы, - Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон) создал предпосылки для преобразования пенсионной системы, осуществляющей выплату пенсий на распределительной основе, в систему с элементами накопительного финансирования. Он установил непосредственную зависимость размера пенсии от прошлых заработков пенсионеров, а также от величины страховых взносов, уплаченных за них в Пенсионный фонд Российской Федерации в период трудовой деятельности. Закон вступил в силу 1 января текущего года. С этого момента утратили силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а иные акты ранее действовавшего законодательства, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, будут применяться в части, не противоречащей ему. Закон выделяет три вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Теперь пенсии по старости и по инвалидности будут состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной, а пенсия по случаю потери кормильца - из двух: базовой и страховой. Особенность базовой части, которая входит в состав всех видов трудовых пенсий, заключается в том, что она выражается в твердой денежной сумме и в настоящее время варьируется в зависимости от возраста, состояния здоровья пенсионера и наличия на его содержании иждивенцев в пределах от 225 до 1350 рублей в месяц. В дополнение к базовой части будет выплачиваться страховая часть, а при наличии пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, - накопительная. Страховая часть зависит от результатов труда работника, которые оцениваются на основании объема уплаченных за него работодателями страховых платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение всей его трудовой деятельности. Это, кстати, станет дополнительным фактором к выводу из "тени" заработной платы. Накопительная часть трудовой пенсии формируется за счет уплаты страховых взносов (налога) и начисленного на них инвестиционного дохода, которые фиксируются в специальной части лицевого счета застрахованного лица. Законом учитывается необходимость обеспечения более высокого уровня пенсий лицам с ограничением способности к трудовой деятельности 3 степени (инвалидам 1 группы) и гражданам, достигшим восьмидесяти лет, а также неработающим лицам, на иждивении которых находятся неработающие члены семьи. При этом сумма базовой и страховой части всех видов трудовых пенсий не может быть меньше 660 рублей в месяц. Базовая часть трудовой пенсии, а также страховая часть трудовой пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца будет индексироваться с учетом инфляции (роста потребительских цен, прожиточного минимума пенсионера). Страховая часть трудовой пенсии по старости увеличивается при условии роста среднемесячной заработной платы и уровня инфляции. Закон изменяет условия назначения трудовых пенсий. Как и прежде, право на трудовую пенсию по старости возникает у мужчин в 60 лет, а у женщин в 55 лет. Однако согласно статье 7 Закона для ее назначения требуется не общий трудовой стаж, а страховой стаж, который должен быть не менее 5 лет. В отличие от ранее действовавших предписаний Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по инвалидности по общему правилу статьи 8 Закона устанавливается независимо от причины инвалидности. Статья 9 Закона наделила правом на получение пенсии по случаю потери кормильца совершеннолетних детей умершего кормильца, которые заняты уходом за малолетними (до 14 лет) детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они при этом не работают. Эта же статья уточнила требования к возрасту дедушки и бабушки умершего кормильца, которые получают право на соответствующую пенсию лишь по достижении 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). Закон установил два исключения из презумпции иждивения детей умерших родителей: когда такие дети достигли возраста 18 лет либо были объявлены полностью дееспособными. Новой для отечественного пенсионного законодательства является норма пункта 8 статьи 9 Закона, которая уравняла в пенсионных правах усыновителей с родителями, а усыновленных детей - с родными детьми. Пасынок и падчерица будут получать право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми лишь в случаях, когда они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи. В отличие от Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пункт 10 статьи 9 Закона установил, что трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца. Коснулись изменения и периодов времени, которые учитываются при определении права на трудовую пенсию. Так, статья 11 Закона включила в страховой стаж не учитывавшийся ранее при подсчете общего трудового стажа период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом, за человеком, достигшим возраста 80 лет. Напротив, засчитывающийся в страховой стаж период ухода одного из родителей за каждым ребенком ограничен полуторагодичным сроком, а в сумме за всеми детьми - тремя годами. Кроме того, все приравненные к работе и иной деятельности периоды, которые в соответствии с Законом засчитываются в страховой стаж, принимаются во внимание лишь в том случае, когда им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности. В главе 6 Закона сформулированы переходные положения, связанные с сохранением и преобразованием в расчетный пенсионный капитал ранее приобретенных пенсионных прав, в том числе в связи с неблагоприятными условиями труда (по повышенным нормам учета стажа и заработка), в отношении как действующих пенсионеров, так и работающих граждан. Поскольку Закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу, в переходных положениях рассматриваемого Закона определяются периоды, включаемые в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж до 1 января 2002 г., для определения величины расчетного пенсионного капитала, а также условия сохранения права на досрочное назначение пенсии по старости. Необходимо отметить, что произошедшие изменения пенсионной системы России не ухудшают положение ни одной из групп нынешних пенсионеров. Получателям двух пенсий будет сохранено право на получение этих пенсий. Сохранены все пенсии для медицинских и педагогических работников. Если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами Закона размер этой пенсии не достигнет размера, получаемого пенсионером, до вступления его в силу, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем, более высоком размере. КонсультантПлюс АНДРЮКИН Ю. | О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту | |
Артикс, Региональный
Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва
, ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86
, fax (495) 721-35-86
|
Артикс
© 1999-2013
|
Design © Korotkevich
B.
|