|
||||||||||
| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЛИЗИНГЕ" 2 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге". Вносимые данным законом поправки столь многочисленны, что могут рассматриваться как новая редакция Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О лизинге" (далее - Закон). В основном преобразования направлены на преодоление внутренней несогласованности предписаний Закона, коллизий с иными нормативными правовыми актами и унификацию терминов. В то же время Закон по-новому регламентирует отдельные вопросы, касающиеся предмета лизинговой деятельности, прав, обязанностей и ответственности ее участников. Вслед за Гражданским кодексом Российской Федерации Закон определил договор лизинга как договор, по которому арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Совокупность отношений, которые возникают при исполнении этого договора, именуется в Законе лизингом, а деятельность по приобретению имущества и передаче его в лизинг - лизинговой деятельностью. Расширены источники средств, привлекаемых для лизинговой деятельности: лизинговые компании получили возможность использовать средства не только юридических, но и физических лиц. Из всех известных разновидностей лизинга Закон называет лишь внутренний и международный лизинг. Очевидно, что те признаки, которые ранее классифицировали лизинг на долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный, финансовый, возвратный и оперативный, могут использоваться, поскольку это не противоречит законодательству. Разделяя лизинг на внутренний и международный, Закон не учитывает в качестве критерия государственную принадлежность продавца передаваемого в лизинг имущества. Доработаны нормы, касающиеся предмета лизинга - любого непотребляемого имущества (движимого либо недвижимого), которое может использоваться для предпринимательских целей. Необходимо отметить, что из всех условий договора лизинга только данные о его предмете сохранили статус существенных, то есть таких, без которых договор не может считаться заключенным (ст. 15). Закон предоставил право сторонам любой разновидности договора лизинга самим определить, на чьем балансе будет находиться имущество, составляющее предмет лизинга (ст. 31). Ранее при осуществлении оперативного лизинга в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона предмет лизинга учитывался на балансе лизингодателя. Приведены в соответствие Гражданским кодексом Российской Федерации нормы о залоге предмета лизинга (ст. 14). Во-первых, было исключено правило, допускающее передачу предмета лизинга в залог лизингополучателем. Во-вторых, риск изъятия заложенного имущества уже не признается бесспорным нарушением лизингодателем условий договора. Наконец, был исключен пункт 3 статьи 14, запрещавший повторный залог предмета лизинга, когда он приобретен за счет привлеченных средств. Вместо перечня сопутствующих договору лизинга услуг, статья 7 Закона закрепила их общее определение: дополнительные услуги (работы) - услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга. В отличие от ранее действовавших правил, определяющих особенности перехода права собственности в зависимости от разновидности лизинга, статья 19 Закона предоставляет возможность лизингодарелю и лизингополучателю самим договориться о переходе права собственности и его сроках, если это не противоречит федеральному закону. Статья 20 Закона доработана с учетом Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Скорректирован порядок, установленный для лизинговых платежей, под которыми теперь понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, состоящая из возмещения затрат лизингодателя и его дохода. Закон прямо предусмотрел, что лизинговые платежи относятся в соответствии с законодательством о налогах и сборах к расходам, связанным с производством и (или) реализацией (ст. 28). Исключено ограничение по продолжительности отсрочки лизинговых платежей, ранее содержавшееся в статьях 28 и 34 Закона о лизинге, и установлено, что их размер не может пересматриваться чаще чем один раз в три месяца. Среди основных участников лизинговых отношений Закон традиционно выделяет лизингодателя и лизингополучателя. Формулируя определение лизингодателя, Закон устранил неточность пункта 1 статьи 4, которая, формально ограничивала источники для приобретения имущества, передаваемого по договору лизинга. Поправки сняли запрет на совмещение в рамках одного лизингового правоотношения функций продавца и лизингополучателя (ст. 4 и 9 Закона). Однако наиболее существенной новеллой Закона, относящейся к субъектам лизинга, по-видимому, следует признать исключение лизинговой деятельности из числа нуждающихся в лицензировании. Закон несколько иначе распределяет между лизингодателем и лизингополучателем обязанности по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту предмета лизинга. Если иное не предусмотрено договором лизинга, лизингополучатель обязан за свой счет осуществлять техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, а также обеспечивать его сохранность. В соответствии с принятыми в гражданском законодательстве принципами, лизингополучатель не имеет права после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости неотделимых улучшений, сделанных без письменного согласия лизингодателя. Однако установлено, что это правило может быть изменено федеральным законом. Закон уполномочил лизингополучателей уступать свои права третьим лицам (ст. 18), предъявлять соответствующие требования непосредственно к продавцу товара (ст. 10) независимо от особенностей договора лизинга, а также обязал лизингодателя предупреждать лизингополучателя о всех правах третьих лиц на предмет лизинга. Значительным изменениям подвергнуты нормы Закона, регламентирующие осуществление прав лизиногодателя при нарушении лизингополучателем условий договора либо требований законодательства. Лизингодатель вправе бесспорно списать средства со счета лизингополучателя только в одном случае - когда лизингополучатель не перечисляет лизинговые платежи более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока. Во всех остальных случаях нарушения Закона либо договора будут применяться общие правила гражданского законодательства. Усилена ответственность продавца по договору лизинга. Теперь лизингополучатель независимо от разновидности договора вправе предъявить к нему любое требование, которое возникает не только на основании договора, но и в силу закона (ст. 10). Закон не обязывает оговаривать в тексте договора обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и изъятию предмета лизинга. Одновременно статья 11 Закона о лизинге предусмотрела право лизингодателя изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга. КонсультантПлюс АНДРЮКИН Ю. | О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту | |
Артикс, Региональный
Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва
, ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86
, fax (495) 721-35-86
|
Артикс
© 1999-2013
|
Design © Korotkevich
B.
|