О Таможенном кодексе Российской Федерации
1 января 2004 года вступит в силу новый
Таможенный кодекс Российской Федерации.
Тогда же утратит силу действующий Кодекс 1993 года.
Новый Кодекс учитывает изменения, произошедшие за последние
годы в отечественном и международном праве, его нормы сориентированы
на Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных
процедур, заключенную в г. Киото 18 мая 1973 года (Киотская конвенция).
По сравнению с действующим документом новый Кодекс стал
содержательнее. Его объем увеличился более чем в два раза (прежде
всего, за счет инкорпорации норм действующих подзаконных актов). И
это несмотря на то, что вопросы, касающиеся ответственности участников
таможенных отношений, вновь принятым документом фактически не регулируются.
Данные правила содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных
правонарушениях (гл. 16) и Уголовном кодексе Российской Федерации
(ст. 188, 194).
Ряд новых формулировок Кодекса направлен на упрощение
таможенных формальностей и процедур.
Во-первых, максимальный срок проверки таможенной
декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении сокращен
с 10 до 3 дней. Таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров,
только когда они не разделены на упаковочные места по отдельным видам
или наименованиям товаров либо сведения об упаковке и о маркировке
не указаны в коммерческих (транспортных) документах на товары. Да
и то продление срока проверки товаров может иметь место лишь при условии,
что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести
необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям
о них.
Во-вторых, установлены достаточно жесткие правила
о составе и содержании таможенной документации. Таможенные органы
вправе требовать при производстве таможенного оформления представления
только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения
исполнения таможенного законодательства и представление которых предусмотрено
в соответствии с Кодексом.
Перечни документов и сведений, которые необходимы для
таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам
и таможенным режимам, будут установлены федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным в области таможенного дела. Эти перечни подлежат
официальному опубликованию, а правовые акты, устанавливающие перечни,
по общему правилу будут вступать в силу лишь по истечении 90 дней
со дня такого опубликования.
В случае отказа таможенного органа в принятии документов
он обязан уведомить заявителя о причинах отказа. По запросу декларанта
- в письменной форме. К тому же документы, необходимые для таможенного
оформления, могут быть представлены в электронной форме.
В-третьих, Кодекс не ограничивает место таможенного
оформления отдельных видов товаров, тогда как по действующим правилам
Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе устанавливать,
что таможенное оформление отдельных категорий товаров и транспортных
средств может производиться только определенными таможенными органами.
Хотя, конечно, место нахождения таможенных постов определяют госорганы.
Упрощению таможенных операций, по-видимому, должно способствовать
право декларанта на бесплатную консультацию. Таможенные органы обязаны
консультировать заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела
и иным вопросам, входящим в компетенцию этих органов. Консультацию
будут давать должностные лица, уполномоченные на проведение консультаций
начальником таможенного органа. Информация по запросу заинтересованного
лица предоставляется в возможно короткие сроки, но не позднее одного
месяца со дня получения указанного запроса.
Кодекс не предусматривает лицензирование деятельности
таможенного брокера и таможенного перевозчика, склада временного хранения
и таможенного склада. Вместо этого вводится система ведения реестров
таможенной деятельности. Иными словами, деятельность юридических лиц
в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного
хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей)
будет допускаться только при условии их включения в соответствующий
реестр. Однако выданные лицензии на осуществление деятельности в качестве
таможенного брокера и таможенного перевозчика, на учреждение склада
временного хранения, таможенного склада, а также квалификационные
аттестаты специалиста по таможенному оформлению, выданные до 1 января
2004 года, сохранят свою силу до истечения срока их действия. Важная
деталь: выданные лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли
прекращают свое действие с 1 января 2004 года.
В новом Кодексе появилась глава, полностью посвященная
защите авторского и смежных прав, прав на товарные знаки, знаки обслуживания,
наименование места происхождения товара. Лицо, имеющее достаточные
основания полагать, что может иметь место нарушение его прав интеллектуальной
собственности в связи с перемещением через таможенную границу товаров,
являющихся, по его мнению, контрафактными, или при совершении иных
действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе
подать заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска
таких товаров. Заявление следует подавать в федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области таможенного дела.
В соответствии с Кодексом полное освобождение от уплаты
таможенных пошлин, налогов предоставляется, если стоимость товаров
для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Российской
Федерации, за исключением транспортных средств, не превышает 65 тысяч
рублей.
В отношении транспортных средств, а также товаров, стоимость
которых превышает 65 тысяч рублей, но не более 650 тысяч рублей, в
части такого превышения применяются единые ставки таможенных пошлин
и налогов.
Отметим, что под транспортными средствами в Кодексе понимаются
автотранспортные средства и прицепы, морские, речные и воздушные суда
вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и
оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно
для личного пользования.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)