О минимальном размере оплаты труда
1 октября 2003 года вступил в силу
Федеральный закон от 01.10.2003 N 127-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О минимальном
размере оплаты труда".
С момента вступления Закона в силу минимальный размер
оплаты труда повышен с 450 до 600 рублей в месяц.
Таким образом, минимальный размер оплаты труда все более
приближается к заветной отметке, которая установлена статьей 133 Трудового
кодекса Российской Федерации. Согласно предписаниям этой статьи минимальный
размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума
трудоспособного человека.
И все же в настоящее время разрыв между минимальным размером
оплаты труда и величиной прожиточного минимума по-прежнему остается
весьма существенным. Как следует из Постановления Правительства Российской
Федерации от 09.08.2003 N 483, величина прожиточного минимума в целом
по Российской Федерации за II квартал 2003 года в расчете на душу
населения составляет 2137 рублей, для трудоспособного населения -
2328, для пенсионеров - 1629, и для детей - 2119 рублей.
Очевидно, что в этих целях рассматриваемый Закон позволяет
органам власти субъектов Российской Федерации (за исключением субъектов
Российской Федерации - получателей дотаций из Федерального фонда финансовой
поддержки субъектов Российской Федерации) принимать законы, устанавливающие
более высокий по сравнению с общероссийским размер минимальной заработной
платы. При этом решения региональных органов власти должны приниматься
с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений соответствующего уровня. Размер и сроки введения минимальной
заработной платы в субъекте Российской Федерации подлежат согласованию
с Правительством Российской Федерации в части, касающейся компенсации
дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств
федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте
Российской Федерации устанавливается для всех работодателей, действующих
в данном субъекте Российской Федерации.
Более высокий уровень государственных гарантий в субъектах
Российской Федерации, связанный с установлением минимальной заработной
платы и приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению
бюджетных доходов, обеспечивается за счет средств бюджета соответствующего
субъекта Российской Федерации.
Закон подчеркивает, что минимальная заработная плата
в субъекте Российской Федерации может использоваться только для установления
оплаты труда. Порядок, условия и сроки компенсации дополнительных
расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета,
в связи с введением минимальной заработной платы в субъекте Российской
Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)