О налоговом администрировании крупнейших налогоплательщиков
16 апреля 2004 года подписан
и введен в действие Приказ МНС России N САЭ-3-30/290@
"Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков
и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических
лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию
на федеральном и региональном уровнях".
Приказ изменяет условия и порядок налогового администрирования
хозяйствующих субъектов, ранее регламентированный Приказом МНС России
от 10.08.2001 N БГ-3-08/279 "Об утверждении критериев отнесения российских
организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим
налоговому администрированию в налоговых органах федерального, окружного
и регионального уровней".
Обратим внимание, что в российском законодательстве отсутствует
четкое определение понятия налогового администрирования. Однако анализ
правовых актов на эту тему, кстати сказать, немногочисленных, позволяет
определить налоговое администрирование как систему мероприятий по налоговому
контролю и применению мер налоговой ответственности. Объектом налогового
администрирования главным образом является деятельность крупнейших хозяйствующих
субъектов, поскольку именно они оказывают решающее влияние на формирование
доходной части федерального бюджета. И как отмечается в Постановлении
Правительства Российской Федерации от 21.12.2001 N 888 "О федеральной
целевой программе "Развитие налоговых органов (2002 - 2004 годы)", использование
такими налогоплательщиками различных схем "оптимизации налогообложения"
влечет для государственной казны самые неблагоприятные последствия.
Прежде всего, Приказ устанавливает новый и по своей сути производный
критерий отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших. Так, к
крупнейшим налогоплательщикам Приказ относит не только организации с
высокими финансово-экономическими показателями, но и те организации,
которые способны оказывать влияние на деятельность последних. В Приказе
этот критерий именуется отношениями взаимозависимости между организациями.
Какие именно это отношения, раскрывает статья 20 Налогового кодекса
Российской Федерации. Во-первых, отношения признаются взаимозависимыми,
когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой
организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов.
Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность
иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного
участия организаций этой последовательности одна в другой. Во-вторых,
- когда одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по
должностному положению. В-третьих, - если лица согласно семейному законодательству
состоят в брачных отношениях, отношениях родства, свойства, усыновления
либо попечения. Кроме того, Приказ изменил и сами финансово-экономические
показатели, по которым те или иные организации признаются крупнейшими
налогоплательщиками в буквальном смысле. Как и прежде, для выявления
крупнейших налогоплательщиков будет приниматься во внимание суммарный
объем начислений федеральных налогов и сборов, суммарный объем выручки
от продажи товаров, продукции, работ, услуг, а также размер активов
организации.
Однако теперь суммарный объем начислений федеральных налогов
и сборов должен рассчитываться с учетом уменьшений по налогу на добавленную
стоимость по внутренним оборотам, но без уменьшения на суммы, признанные
в соответствующем году к возмещению налоговыми или судебными органами
по налоговой ставке 0 процентов.
По общему правилу величина налогового показателя по-прежнему
составляет 1 миллиард рублей. В то же время организации, оказывающие
услуги связи либо реализующие (предоставляющие в пользование) технические
средства связи, подпадают под федеральное налоговое администрирование,
если суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов превышает
300 миллионов рублей; а организации, осуществляющие деятельность в сфере
оказания транспортных услуг, - 50 миллионов рублей. Организации, осуществляющие
деятельность в сфере оказания транспортных услуг, у которых названный
показатель превышает 30 миллионов рублей, согласно Приказу, подлежат
налоговому администрированию на региональном уровне.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)