О валютном регулировании и валютном контроле
18 июня 2004 года вступила
в силу основная часть правовых предписаний Федерального
закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Закон заменил собой ранее действовавший Закон Российской Федерации от
09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле".
При этом новый Закон стал актом максимально прямого действия, поэтому
многие ведомственные нормативные акты, изданные на основании Закона
1992 года, были признаны утратившими силу, например, Положение Банка
России N 02-29/36, Минфина России N 11-05-02, ГТК РФ N 01-20/10075 от
06.10.1993 (см. Указание Банка России N 1464-У, Минфина России N 55н,
ГТК России N 01-10/12 от 29.06.2004).
Закон разграничил валютные операции в зависимости от состава
их участников на валютные операции между резидентами, между резидентами
и нерезидентами и между нерезидентами (п. 9 ч. 1 ст. 1). Такая классификация
валютных операций приведена в соответствие с положениями международных
договоров, в том числе со Статьями Соглашения Международного валютного
фонда.
Часть 3 статьи 5 Закона содержит не предусмотренный прежним
отечественным законодательством запрет на установление органами валютного
регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных
разрешений. Кроме того, не допускается установление органами валютного
регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением
установленных Законом случаев (ч. 3 ст. 12 и ч. 5 ст. 15).
Впервые законодательно закреплен перечень валютных операций,
осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными
банками, который к тому же не является исчерпывающим (ч. 3 ст. 9). Согласно
Закону купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится
исключительно через уполномоченные банки. По общему правилу не допускается
установление требования об идентификации личности при купле-продаже
физическими лицами наличной иностранной валюты. Сведения, идентифицирующие
личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже
физическим лицом наличной иностранной валюты, лишь по просьбе самого
физического лица. Одним из важных изменений является предоставление
физическим лицам-резидентам и нерезидентам возможности осуществлять
сделки с внешними ценными бумагами без ограничений на сумму до 150 тыс.
долларов США в течение календарного года. В Законе 1992 эта сумма составляла
75 тыс. Закон закрепил право резидентов открывать без ограничений счета
в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся
членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ),
в уведомительном порядке, в иных случаях - в порядке, установленном
Банком России, который может предусматривать предварительную регистрацию
(ч. 1 - 3 ст. 12).
Переводы резидентами средств на свои счета, открытые в
банках за пределами Российской Федерации, осуществляются в порядке,
устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. Статья 15 Закона
детально регламентирует порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза
из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации
и внутренних ценных бумаг. Ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и
вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации
и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами
и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством Российской
Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации
и может предусматривать требование о предварительной регистрации.
Порядок предварительной регистрации установлен статьей
18 Закона. Он включает в себя исчерпывающий перечень представляемых
резидентами и нерезидентами документов и срок для рассмотрения заявлений
о предварительной регистрации, а также основания отказа в предварительной
регистрации.
Закон сохранил требование о репатриации валютной выручки
и о последующей ее обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования
порядка купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Эти меры объясняются тем, что в условиях недостаточной устойчивости
российской банковской системы резиденты, получив право не репатриировать
валютную выручку, будут стремиться размещать получаемую иностранную
валюту на счетах в иностранных банках. Следует отметить, что требование
обязательной продажи экспортной валютной выручки установлено в 75 странах
- членах МВФ. Из них в 42 государствах экспортеры обязаны продавать
100% валютной выручки. В 33 государствах - членах МВФ действует требование
частичной продажи экспортной валютной выручки в объемах от 80% до 25%.
При этом ряд государств применяет дифференцированный подход к продаже
экспортной валютной выручки, базирующийся на особенностях структуры
национального экспорта.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)