О предоставлении субсидий на оплату жилья
и коммунальных услуг
Правительством Российской
Федерации Постановлением от 30 августа 2004
г. N 444 утверждено Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья
и коммунальных услуг.
Одновременно признаны утратившими силу ряд нормативных
актов, регулирующих взаимоотношения в данной сфере, в том числе Постановление
Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887, которым было утверждено
Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг, действовавшее до настоящего времени.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации
и органам местного самоуправления рекомендовано ежегодно предусматривать
в консолидированных бюджетах субъектов РФ средства для обеспечения социальных
гарантий граждан при оплате жилья и коммунальных услуг. До 31 декабря
2005 г. этим же органам предписано осуществить переход к полному возмещению
гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных
услуг и к перечислению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
на персонифицированные социальные счета граждан. В отличие от предыдущего
новое Положение более подробно регламентирует порядок предоставления
субсидий.
Уточнено, что субсидии предоставляются гражданам РФ. Решения
об их предоставлении принимаются теми же инстанциями, что и раньше.
Это органы местного самоуправления, государственной власти городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга или уполномоченные ими учреждения,
а также федеральные органы исполнительной власти, в которых законом
предусмотрена военная служба.
Определены условия и порядок предоставления субсидий. Дан
исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на их получение.
Так, субсидии предоставляются нанимателям жилого помещения как по договору
социального найма, так и по договору найма в государственном и муниципальном
жилищном фонде, членам жилищного, жилищно-строительного кооператива
и, кроме того, собственникам жилого помещения (квартиры, жилого дома,
части квартиры или жилого дома), в том числе членам товарищества собственников
жилья. Субсидии предоставляются также гражданам, проживающим в общежитии,
относящемся к жилищному фонду независимо от формы собственности.
Предусмотрено, что не имеют права на получение субсидий
граждане, проживающие в жилом помещении на основании договора найма,
заключенного с собственниками жилых помещений (физическими и юридическими
лицами) частного жилищного фонда, или договора поднайма, заключенного
с нанимателями жилых помещений в жилищном фонде независимо от формы
собственности.
В соответствии с новым Положением порядок и условия предоставления
субсидий гражданам, имеющим задолженность по оплате жилья и коммунальных
услуг, будет устанавливаться органами государственной власти субъектов
РФ.
Определены документы, необходимые для получения субсидий,
и процедура их предоставления. Это, в частности, документы, подтверждающие
доходы заявителя и всех членов семьи, которые учитываются при решении
вопроса о предоставлении субсидии, документы о наличии (отсутствии)
просроченной задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.
Следует отметить, что в заявлении о предоставлении субсидии
должно быть изложено согласие заявителя и членов его семьи на проверку
уполномоченным органом в налоговых и таможенных органах представленных
сведений о доходах.
Установлен срок принятия решения о предоставлении (отказе)
субсидии - 10 дней с даты получения документов.
Согласно Положению решение об отказе в предоставлении субсидии
либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд.
Новым Положением предусмотрены и обязанности получателей субсидий. Так,
они обязаны сообщать о наступлении событий, которые влекут за собой
изменение условий предоставления субсидии и ее размера (изменение состава
семьи и места постоянного жительства, временное выбытие членов семьи
и изменение доходов членов семьи). Установлен срок такого сообщения
- в течение 15 дней после наступления соответствующего события.
В случае если получатель субсидии не выполнил эти требования
без уважительной причины, неосновательно перечисленные в качестве субсидии
средства засчитываются в счет будущих субсидий, а при отсутствии права
на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно
возвращаются получателем субсидии в местный бюджет. При отказе от добровольного
возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются
в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Субсидии предоставляются на 6 месяцев. Органы государственной
власти субъектов РФ могут устанавливать иные сроки предоставления субсидий,
при этом срок предоставления субсидий на приобретение твердых видов
топлива (при наличии печного отопления) может отличаться от срока предоставления
субсидий на оплату жилья и других видов коммунальных услуг.
Условия и порядок предоставления субсидий гражданам, совершеннолетние
трудоспособные члены семьи которых не имели в течение расчетного периода
доходов, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Отдельный раздел Положения посвящен определению размера субсидии. Указано,
что субсидии начисляются помесячно, при этом в расчет принимаются виды
и размеры платежей, начисляемые получателю субсидии за каждый конкретный
месяц. Субсидия на приобретение твердых видов топлива (при наличии печного
отопления) начисляется 1 раз в полгода, если иное не установлено органами
государственной власти субъектов РФ.
При определении размера субсидии учитываются, в частности,
расходы семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной
нормы площади жилья и дополнительной жилой площади, предоставляемой
гражданам по состоянию здоровья.
Размер субсидии определяется по указанным в Положении формулам.
Их две - при среднедушевом доходе семьи выше и ниже прожиточного минимума.
В соответствии с Положением размер предоставляемой субсидии не должен
превышать фактических расходов семьи на оплату жилья и коммунальных
услуг.
При изменении цен и тарифов, а также условий и порядка
предоставления субсидий на территории субъекта РФ перерасчет размеров
субсидий производится уполномоченным органом без истребования у получателей
субсидий каких-либо документов.
Определен порядок учета доходов и исчисления совокупного
дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, а также среднедушевого
дохода семьи. Положением предусмотрены случаи приостановления перечисления
субсидий и прекращения их предоставления. Это делается при неоплате
получателем субсидии текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги
в течение 3 месяцев подряд, а также при неисполнении получателем субсидии
требований, предусмотренных Положением. В таких случаях перечисление
субсидии приостанавливается до выяснения причин неисполнения установленных
требований.
Прекращение предоставления субсидии осуществляется в установленных
Положением случаях. В частности, при изменении места жительства получателя
субсидии, изменения состава и дохода семьи, при отсутствии уважительной
причины задержки оплаты.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)