Об идентификации кредитными организациями
клиентов и выгодоприобретателей
21 сентября 2004 г. вступает в силу Положение
Центрального банка Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N 262-П
"Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей
в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма". Как следует из названия
данного Положения, Банк России устанавливает требования к идентификации
как лиц, находящихся на обслуживании кредитной организации (далее -
клиенты), так и выгодоприобретателей, то есть тех лиц, к выгоде которых
действует клиент, например, на основании агентского договора, договоров
поручения, комиссии, доверительного управления и других.
Необходимо отметить, что кредитная организация может не
устанавливать и не идентифицировать выгодоприобретателя в случаях, если
клиент - кредитная организация; банк-резидент иностранного государства,
которое входит в Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием
денег (ФАТФ); профессиональный участник рынка ценных бумаг; страховая
или лизинговая компания; организация федеральной почтовой связи; ломбард.
Это же положение относится и к тем клиентам, которые осуществляют скупку,
куплю-продажу драгоценных камней и металлов, лома ювелирных изделий;
содержат тотализаторы и букмекерские конторы, проводят лотереи и иные
основанные на риске игры; осуществляют управление инвестиционными или
негосударственными пенсионными фондами; оказывают посреднические услуги
при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; являются
адвокатами, нотариусами или лицами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг по
определенным операциям (сделки с недвижимым имуществом, управление банковскими
счетами, купля-продажа организаций и т.п.).
Кредитные организации должны иметь в виду, что идентификация
не проводится в отношении органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При проведении идентификации кредитная организация осуществляет
сбор сведений и документов, являющихся основанием совершения банковских
операций и иных сделок. Всестороннюю помощь в этом призваны оказывать
федеральные органы исполнительной власти, которые должны предоставлять
кредитным организациям сведения, содержащиеся в едином государственном
реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных
представительств иностранных компаний, а также информацию об утерянных
и недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц и об
утерянных бланках паспортов. Кстати, если клиент и (или) выгодоприобретатель
не представляют необходимые документы для проведения идентификации,
в этом случае Банк России рекомендует кредитным организациям сообщать
об этом в федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры
по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от
23 июня 2004 г. N 307 таким органом является Федеральная служба по финансовому
мониторингу).
Все документы, позволяющие идентифицировать клиента и выгодоприобретателя,
должны быть действительны на дату их предъявления. Документы представляются
в подлиннике или надлежащим образом заверенной копии. Если документы
составлены на иностранном языке, то перевод на русский язык должен быть
надлежащим образом заверен. Документы, исходящие от государственных
органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц-нерезидентов,
принимаются кредитными организациями в случае их легализации в установленном
порядке (кстати, указанные документы могут быть представлены без их
легализации, если это предусмотрено международными договорами Российской
Федерации). Следует иметь в виду, что на практике чаще всего применяются
2 способа удостоверения (легализации) документов - консульская легализация
и проставление апостиля.
Кредитная организация должна уделять повышенное внимание
проводимым клиентами операциям, отнесенным к повышенной степени (уровню)
риска. К таким операциям Банк России относит: снятие юридическим лицом
или индивидуальным предпринимателем со счета денежных средств в наличной
форме (если такое снятие не направлено на оплату труда, социальные выплаты,
хозяйственные и иные расходы и т.п.); операции с резидентами государств
или территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и не предусматривающих
раскрытие информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах);
организация и содержание тотализаторов и игорных заведений, а также
деятельность ломбардов; реализация антиквариата, мебели, транспортных
средств; совершение сделок с драгоценными металлами и камнями, а также
ювелирными изделиями из них; совершение сделок с недвижимым имуществом
и посреднические услуги. К повышенному уровню риска теперь относятся
операции с юридическим лицом, постоянно действующие органы управления
которого отсутствуют по его местонахождению, осуществление банковских
операций и иных сделок с использованием интернет-технологий, осуществление
юридическими лицами переводов денежных средств на счета физических лиц
(за исключением оплаты труда и иных социальных выплат) с последующим
их снятием в наличной форме или переводом на последующие банковские
счета. В то же время необходимо отметить, что при осуществлении операции
с денежными средствами в наличной форме с использованием программно-технического
оборудования, электронных кассиров, банкоматов, идентификация клиента
и выгодоприобретателя осуществляется кредитной организацией в том случае,
если сумма проводимой операции равна или превышает 600 000 рублей или
эквивалент в иностранной валюте либо платеж осуществляется на счет,
открытый в банке-нерезиденте.
Банк России отдельно устанавливает особенности идентификации
физических лиц. Для них предусмотрена упрощенная идентификация, проводимая
на основании реквизитов документа, удостоверяющего личность, а также
установление фамилии, имени и (если есть) отчества. Упрощенная идентификация
физического лица со стороны кредитной организации возможна только при
одновременном наличии следующих условий: проводимая операция не подлежит
обязательному контролю, установленному законодательством; фамилия, имя,
отчество и иные сведения полностью не совпадают с информацией, содержащейся
в Перечне экстремистов; в отношении клиента, выгодоприобретателя или
операции не возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией
(отмыванием) доходов; операция не имеет запутанного или необычного характера
с очевидным отсутствием экономического смысла или законной цели. В то
же время следует иметь в виду, что при оплате жилья и коммунальных услуг,
проведении расчетов с бюджетами всех уровней на сумму менее 600 000
рублей идентификация физического лица не проводится.
В заключении необходимо отметить, что кредитные организации
должны обновлять сведения, полученные в результате идентификации, а
также пересматривать степень и уровень риска по мере их изменений, но
не реже одного раза в год при повышенном риске и не реже одного раза
в три года в иных случаях. Кстати, кредитные организации обязаны обеспечить
исполнение установленных Банком России требований по идентификации в
отношении всех клиентов, как будущих, так и уже находящихся у них на
обслуживании, в течение одного года со дня вступления в силу Положения
N 262-П.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)