Об участии уполномоченного органа в делах
о банкротстве и в процедурах банкротства
Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации в рамках реализации своих полномочий
издало два Приказа, регулирующих порядок действий уполномоченного органа
в делах о банкротстве и в процедурах банкротства. Согласно Постановлению
Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской
Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства",
уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах
банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований
Российской Федерации по денежным обязательствам впредь до преобразования
в Федеральную налоговую службу является Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам.
Приказ Минэкономразвития РФ от
3 августа 2004 г. N 219, которым утвержден "Порядок голосования
уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства
при участии в собраниях кредиторов" (далее - Порядок голосования), зарегистрирован
Минюстом РФ 13 сентября 2004 г. N 6019.
Порядок голосования определяет различные варианты голосования,
которыми должен руководствоваться уполномоченный орган в делах о банкротстве
и в процедурах банкротства.
Так, при участии в собрании кредиторов, на котором рассматривается
вопрос о выборе процедуры банкротства, уполномоченный орган голосует:
- за введение финансового оздоровления, но только при одновременном
наличии следующих обстоятельств: если в отношении должника, согласно
действующему законодательству о банкротстве, может быть введена процедура
финансового оздоровления; если предоставлено обеспечение исполнения
обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;
если графиком погашения задолженности по требованиям Российской Федерации
предусмотрено полное ее погашение не позднее чем в течение шести месяцев
с даты введения оздоровления;
- за введение внешнего управления или продление внешнего
управления - при наличии такой возможности, а также одного из следующих
условий: должник является субъектом естественных монополий, стратегическим
предприятием или градообразующей организацией; арбитражный управляющий
вынес положительное заключение о целесообразности внешнего управления
по отношению к данному должнику;
- за заключение мирового соглашения при обязательном наличии
одного из следующих условий: в проекте соглашения должно быть предусмотрено
погашение задолженности по требованиям Российской Федерации об уплате
обязательных платежей не позднее 30 дней с даты вступления мирового
соглашения в законную силу; у должника имеется отсрочка (рассрочка,
реструктуризация) образовавшейся задолженности, предоставленная ранее
в соответствии с налоговым или бюджетным законодательством;
- за введение конкурсного производства, то есть процедуры
банкротства, применяемой к должнику, признанному банкротом, в целях
соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Эта стадия применяется,
если в соответствии с настоящим Порядком голосования отсутствуют основания
для голосования за введение процедур внешнего управления, финансового
оздоровления или мирового соглашения.
Когда собрание кредиторов приступает к рассмотрению вопроса
об образовании комитета кредиторов, уполномоченному органу предписано
голосовать против его образования в случае, при котором количество конкурсных
кредиторов, уполномоченных органов составляет менее пятидесяти. Если
указанное требование участниками согласовано и собрание приступает к
рассмотрению состава комитета, то уполномоченный орган должен голосовать
за такой количественный и персональный состав, который обеспечит максимально
возможное в имеющихся обстоятельствах представительство уполномоченного
органа в комитете. Следует иметь в виду, что при определении полномочий
комитета кредиторов для принятия решений, которые могут быть отнесены
как к собранию кредиторов, так и к образованному комитету, уполномоченный
орган в обязательном порядке будет голосовать против передачи таких
полномочий комитету. При голосовании на собрании кредиторов по вопросу
определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих уполномоченный
орган голосует за такую организацию, член которой осуществлял полномочия
арбитражного управляющего непосредственно, вплоть до проведения собрания
кредиторов. В то же время Порядок голосования предписывает уполномоченному
органу голосовать за другую саморегулируемую организацию в случае, если:
есть вступивший в силу судебный акт о нарушениях арбитражным управляющим
- членом отстраняемой организации законодательства Российской Федерации
(за исключением случаев, когда такой акт вынесен по требованию самой
организации); отстраняемая организация исключена из специализированного
реестра или есть обращение регулирующего органа в суд с требованием
о таком исключении; есть заявление отстраняемой организации о невозможности
представления кандидатур арбитражных управляющих для их утверждения
арбитражным судом. Кстати, если на собрании кредиторов поднимается вопрос
об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении действующего
арбитражного управляющего, уполномоченный орган может проголосовать
за такое обращение, но только при наличии вступившего в силу судебного
акта о допущенных арбитражным управляющим нарушениях законодательства
при исполнении своих обязанностей.
Если собранием кредиторов утверждается график погашения
задолженности, уполномоченный орган должен голосовать за тот вариант,
который обеспечит полное удовлетворение требований об уплате обязательных
платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам
в наиболее короткие сроки.
По решению уполномоченного органа может быть принято иное
решение о голосовании по вопросам, рассматриваемым на собрании кредиторов,
чем предусмотренное настоящим Порядком голосования. Такое решение должно
содержать обоснование его принятия. Кстати, включенные в повестку собрания
кредиторов отдельные вопросы в отношении стратегических предприятий
и организаций, при наличии соответствующего решения уполномоченного
органа, могут быть вынесены на рассмотрение координационных органов,
образованных при уполномоченном органе в соответствии с нормативными
актами Российской Федерации. Приказ Минэкономразвития РФ от 2 августа
2004 г. N 217, утвердивший "Порядок отложения уполномоченным органом
в делах о банкротстве и в процедурах банкротства подачи в арбитражный
суд заявления о признании должника банкротом", зарегистрирован Минюстом
РФ 13 сентября 2004 г. N 6020.
Порядок отложения определяет условия, при которых подача
заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом может быть
отложена по решению уполномоченного органа. Прежде всего, следует иметь
в виду, что отложение подачи заявления возможно на срок до двух месяцев.
Решение об отложении принимается непосредственно руководителем уполномоченного
органа или лицом, исполняющим его обязанности и при наличии одного из
следующих обстоятельств: если в отношении должника имеются факты, объективно
свидетельствующие о возможности восстановления его платежеспособности
в течение двух месяцев; если должником, собственником имущества или
третьим лицом (которым может выступать, в том числе, федеральный орган
исполнительной власти) приняты меры, в результате которых в течение
двух месяцев могут быть устранены основания для подачи в суд заявления
о признании должника банкротом; если на балансе должника имеется ликвидное
имущество (в том числе права требования и ценные бумаги), от реализации
которого в течение 2 месяцев могут быть получены денежные средства в
сумме, достаточной для погашения всей задолженности по обязательным
платежам и обязательствам перед Российской Федерацией. Последнее возможно
при наличии письменного обязательства должника реализовать указанное
имущество и направить вырученные средства на погашение своей задолженности
перед Российской Федерацией.
Кстати, если от правоохранительных органов или при проведении
контрольных мероприятий в уполномоченный орган поступит информация о
том, что руководитель должника и (или) собственник его имущества могут
использовать отложение подачи заявления в арбитражный суд для совершения
правонарушений, то такое решение принято не будет. Повторное принятие
решения не допускается.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)