Возраст супругов является основанием
для отказа в получении ими субсидий на строительство и покупку жилья
Заявитель обратился в Верховный
Суд РФ с заявлением о признании незаконным абзаца 2 п. 4 "Мероприятий
подпрограммы" "Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей
в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы",
утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 года
N 638. По мнению заявителя, Правительство РФ незаконно ввело термин
"молодая семья", ограничив это понятие требованием, чтобы возраст супругов
не превышал 30 лет. Данное обстоятельство лишает его семью возможности
улучшить жилищные условия при возрасте одного из супругов старше 30
лет.
Верховный Суд РФ оставил заявление без удовлетворения.
Кассационная коллегия изучила все обстоятельства дела и установила следующее.
В соответствии со ст. ст. 13, 16 Федерального конституционного
закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации",
Правительство РФ формирует федеральные целевые программы и обеспечивает
их реализацию, проводит единую государственную социальную политику,
содействует решению проблем семьи, материнства и детства, принимает
меры по реализации молодежной политики.
Абзацем 3 ст. 25 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1
"Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что условия
получения гражданами компенсаций (субсидий) при строительстве и покупке
жилья регулируются Правительством РФ и Банком России.
В целях создания системы государственной поддержки молодых
семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации
была утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". В разделе
4 "Мероприятия подпрограммы" установлено, что ее участник - молодая
семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет. Таким образом,
критерии возраста супругов при определении понятия "молодая семья" установлены
только для данного нормативного правового акта и именно на указанную
категорию граждан распространяется действие данной подпрограммы.
Деньги, выделяемые из федерального бюджета для данной подпрограммы,
имеют целевое назначение и не могут использоваться для иных целей. При
этом права граждан, не подпадающих под действие рассматриваемой подпрограммы,
но также нуждающихся в улучшении жилищных условий, не ущемляются, поскольку
они не лишены возможности улучшить свои жилищные условия в соответствии
с иными действующими нормативными правовыми актами.
Правительство РФ правомочно определять отдельные категории
граждан, на которых распространяется действие той или иной программы,
следовательно, оспариваемый (в части) нормативный правовой акт принят
правомочным органом государственной власти, по форме издания и по своему
содержанию соответствует законодательству.
На основании изложенного, Кассационная коллегия Верховного
Суда РФ Определением от 30 сентября 2004 г.
N КАС04-462 решение суда первой инстанции оставила без изменений,
а кассационную жалобу - без удовлетворения.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)