Порядок оказания скорой медицинской
помощи
Приказом Минздравсоцразвития
РФ от 01.11.2004 N 179 утвержден "Порядок
оказания скорой медицинской помощи". Этот нормативный правовой акт
зарегистрирован в Минюсте РФ 23.11.2004 N 6136.
Основные правовые нормы по вопросам оказания скорой медицинской
помощи были установлены "Основами законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1. В соответствии с
ними скорая медицинская помощь (далее - скорая помощь) оказывается гражданам
Российской Федерации и иным гражданам при состояниях, требующих срочного
медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях
и других состояниях и заболеваниях) лечебно-профилактическими учреждениями
независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности.
Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно. Финансирование мероприятий
по оказанию скорой помощи является обязанностью муниципального образования,
санитарно-авиационной скорой помощи - обязанностью субъектов Российской
Федерации.
Утвержденный Приказом N 179 "Порядок" уточняет функции
скорой помощи и регулирует организацию деятельности ее служб.
Основной организационной единицей службы скорой помощи
является станция скорой помощи, которая создается в городах с населением
свыше 50 тысяч человек как самостоятельное лечебно-профилактическое
учреждение. Основными функциями станции скорой помощи являются, в частности:
а) круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской
помощи, в соответствии со стандартами медицинской помощи, заболевшим
и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений,
в том числе при катастрофах и стихийных бедствиях;
б) осуществление своевременной транспортировки (а также перевозки по
заявке медицинских работников) больных, в том числе инфекционных, пострадавших
и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи;
в) оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся
за помощью непосредственно на станцию скорой помощи в кабинете для приема
амбулаторных больных.
Среди норм "Порядка", регулирующих организацию работы станции
скорой помощи, можно отметить следующие.
Все рабочие места в диспетчерской (основное название в
соответствии с "Порядком" - "оперативный отдел") должны быть компьютеризованы,
оснащены средствами для записи разговоров и автоматическими определителями
номеров телефонов. В диспетчерской должна формироваться единая персонифицированная
база данных пациентов, обратившихся за оказанием скорой помощи.
Станция скорой помощи при необходимости выдает справки
произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенного
обследования, оказанной медицинской помощи.
В населенных пунктах и местностях с большой плотностью
населения и, соответственно, большим количеством вызовов скорой помощи
предусматривается возможность контрольных выездов. Для этой цели на
станции должны выделяться дополнительные автомашины без специального
оборудования.
В городах с населением более 100 тысяч человек, с учетом
протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются подстанции
скорой помощи как структурные подразделения станций.
Подстанции организуются с расчетом 20-минутной транспортной
доступности. Зоны обслуживания подстанций устанавливаются с учетом численности,
плотности, особенностей застройки, насыщенности района промышленными
предприятиями, состояния транспортных магистралей, интенсивности движения.
Границы зоны обслуживания являются условными, так как выездные бригады
подстанции могут быть направлены при необходимости в зоны деятельности
других подстанций.
В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тысяч
человек в составе городских, центральных районных и других больниц могут
организовываться отделения скорой помощи, являющиеся структурными подразделениями
указанных лечебно-профилактических учреждений.
Основной функциональной единицей станции (подстанции),
отделения скорой медицинской помощи является выездная бригада, в том
числе фельдшерская, врачебная, педиатрическая, акушерская, интенсивной
терапии и другие специализированные бригады. "Порядок" устанавливает
требования к составу бригады в зависимости от ее специализации. Так,
например, фельдшерская выездная бригада включает в свой состав 2-х фельдшеров,
санитара и водителя, врачебная бригада - 1 врача, двух фельдшеров (либо
фельдшера и медицинскую сестру - анестезиста), санитара и водителя,
и т.д.
Обеспечение мероприятий по оказанию санитарно-авиационной
скорой медицинской помощи по медицинским показаниям осуществляется лечебно-профилактическими
учреждениями субъекта Российской Федерации.
В лечебно-профилактическом учреждении, на которое по решению
органа исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения возложены
функции обеспечения санитарно-авиационной скорой помощью, организуется
круглосуточная диспетчерская (фельдшерская или сестринская) служба по
приему и регистрации вызовов из районов субъекта РФ, осуществляется
постоянная связь с командованием отряда санитарной авиации, врачами-консультантами,
вылетевшими по заданию в районы для оказания экстренной помощи населению.
Бригады санитарно-авиационной скорой помощи должны комплектоваться
из наиболее опытных, квалифицированных врачей-специалистов, врачей-консультантов,
в том числе работников медицинских образовательных учреждений и научно-исследовательских
институтов.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)