Изменения в Законе РФ "О защите прав
потребителей"
В конце 2004 года был принят Федеральный
закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ, вносящий изменения в Закон РФ от 07.02.1992
N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Законом уточнены права и обязанности участников регулируемых
правоотношений, в состав участников введены новые субъекты, и, кроме
того, некоторые используемые Законом понятия приведены в соответствие
с действующим законодательством, регулирующим смежные правоотношения.
В соответствии с предыдущей редакцией Закона ответственность перед потребителем
несли изготовитель товара, исполнитель работ или услуг, продавец либо
организация, выполняющая функции изготовителя или продавца на основании
договора с ними. Теперь изготовителя или продавца кроме "уполномоченной
организации" по договору с ними может представлять также индивидуальный
предприниматель.
Установлена ответственность за ненадлежащее качество импортных
товаров импортера-организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего
импорт товара для его последующей реализации на территории России. Включение
в состав ответственных перед потребителем лиц импортера - одна из наиболее
важных новаций Закона, так как далеко не всех конкретных иностранных
изготовителей или продавцов на территории России представляют созданные
ими или работающие по договору с ними организации либо индивидуальные
предприниматели, специально уполномоченные на принятие и удовлетворение
требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества (упомянутые
"уполномоченные организации").
Изменения в порядке продажи товаров, оказании услуг или
выполнении работ представляют собой следующее.
Обязательная информация о потребительских свойствах товаров,
работ или услуг в отношении продуктов питания должна содержать, кроме
ранее установленных Законом, сведения о наличии в их составе биологически
активных добавок, компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных
организмов, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения,
о способах изготовления готовых блюд, дате и месте изготовления упаковки
(расфасовки) продуктов; в то же время исключено упоминание конкретной
обязанности указывать "калорийность продуктов". Цена товара должна указываться
в рублях.
Изготовителю предоставлено право принимать дополнительные
обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении
установленного им гарантийного срока, содержание которых определяется
самим изготовителем. Продавцу предоставлено право принимать обязательства
в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного
срока, установленного изготовителем. Содержание такого обязательства
продавца определяется договором между ним и потребителем. Предполагается,
что включение в Закон этой нормы должно способствовать развитию конкуренции
и борьбы за потребителя.
Потребитель имеет право на замену товара ненадлежащего
качества. При отсутствии необходимого для замены товара в момент предъявления
требования о замене продавец или изготовитель либо уполномоченная организация
или уполномоченный индивидуальный предприниматель до замены обязаны
предоставить потребителю аналогичный товар длительного пользования во
временное пользование. В Закон введена оговорка - аналогичный товар
во временное пользование должен предоставляться потребителю только в
случае, если для замены приобретенного им товара на другой требуется
более семи дней.
Для обмена непродовольственного товара надлежащего качества
вместо товарного или кассового чека можно предъявить "иной подтверждающий
оплату документ", а отсутствие чека или иного документа не лишает потребителя
возможности ссылаться на свидетельские показания. В случае отсутствия
в продаже аналогичного товара, на который потребитель намеревался обменять
товар надлежащего качества, он вправе потребовать возврата уплаченной
за товар денежной суммы. Установлен срок удовлетворения такого требования
- три дня со дня возврата товара, который не подошел потребителю.
В Закон включена статья, устанавливающая дополнительные
гарантии прав потребителей при осуществлении продажи товаров дистанционным
способом, т.е. при исполнении договора розничной купли-продажи, заключенного
на основании ознакомления потребителя с описанием товара, содержащимся
в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством
средств связи, в том числе через систему Интернет. Среди особенностей
этого способа продажи товаров можно отметить право потребителя на отказ
от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в
течение семи дней. Потребитель также вправе отказаться от товара в течение
трех месяцев в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара
надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент
его доставки.
Уточнен порядок определения стоимости (цены) выполненной
работы или услуги, возвращаемой потребителю либо учитываемой с целью
ее уменьшения при отказе потребителя от исполнения договора о выполнении
работы или оказания услуги вследствие нарушения исполнителем ее сроков
или обнаружения в ней недостатков: возвращаемая потребителю или уменьшаемая
стоимость (цена) работы или услуги определяется в том же порядке, в
каком производятся установленные Законом расчеты с потребителем в случае
приобретения им товара ненадлежащего качества по договору купли-продажи.
Некоторые изменения внесены в статью Закона, устанавливающую ответственность
изготовителя, исполнителя, продавца, уполномоченных изготовителем или
продавцом организации либо индивидуального предпринимателя, а также
импортера. При удовлетворении судом требований потребителя суд взыскивает
с указанных лиц за отказ в удовлетворении требований потребителя в добровольном
порядке штраф в размере пятидесяти процентов от присужденной суммы.
До внесения в Закон изменений такой штраф исчислялся в размере полной
цены иска, но суд был вправе его не взыскивать.
В связи с принятием Федерального закона "О техническом
регулировании", изменившего статус "стандартов", из Закона исключены
ссылки на этот вид государственных норм, устанавливавших обязательные
требования к качеству товаров, работ или услуг.
Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль
в области защиты прав потребителей, определен уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав
потребителей (в настоящее время - Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека).
Кроме того, обязанность осуществлять мероприятия по реализации,
обеспечению и защите прав потребителей внесенными изменениями возложена
также на высшие исполнительные органы государственной власти субъектов
Российской Федерации.
(По материалам аналитического обзора, подготовленного
компанией КонсультантПлюс
)