Об установлении специальных
упрощенных процедур таможенного оформления.
Приказом
Минэкономразвития РФ от 27.01.2005 N 9 утвержден Порядок
установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления
для отдельных лиц (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2005 г. N 6377).
Прежде всего необходимо отметить, что претендовать на применение специальных
упрощенных процедур, устанавливаемых Федеральной таможенной службой
РФ, могут не все желающие, осуществляющие ввоз товаров на таможенную
территорию России, а только соответствующие в совокупности ряду условий.
Во-первых, претенденты на упрощенные процедуры на день
обращения в таможенный орган по этому поводу не должны иметь вступивших
в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях
в области таможенного дела, а также не быть подвергнутыми административному
наказанию за совершение отдельных административных правонарушений. Кстати,
перечень таких правонарушений является исчерпывающим и включает в себя:
- недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
и (или) транспортных средств (статья 16.2 КоАП РФ);
- представление при таможенном оформлении недействительных
документов (статья 16.7 КоАП РФ);
- недоставку товаров, перевозимых в соответствии с внутренним
таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного
таможенного транзита, а также утрату товаров, имеющих статус находящихся
на временном хранении, помещенных под таможенный режим международного
таможенного транзита либо хранящихся на таможенном складе или свободном
складе, либо их выдачу без разрешения таможенного органа (часть 1 статьи
16.9 КоАП РФ);
- непредставление в установленный срок документов, подтверждающих
заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не
были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих
сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов,
запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в
целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации
и иных таможенных документах (часть 3 статьи 16.12 КоАП РФ);
- непредставление в таможенный орган отчетности (статья
16.15 КоАП РФ). Во-вторых, лица, в отношении которых могут быть применены
специальные упрощенные процедуры, должны вести систему учета и коммерческую
документацию таким образом, чтобы таможенные органы могли сопоставлять
сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным
органам при производстве оформления товаров.
Ну и третьим обязательным условием для подачи заинтересованным
лицом заявления на упрощенные процедуры является осуществление им внешнеэкономической
деятельности не менее трех лет.
Для установления специальных упрощенных процедур лицо,
претендующее на их применение, должно обратиться в ФТС России или в
региональное таможенное управление с письменным заявлением, составленным
в произвольной форме. Следует иметь в виду, что срок рассмотрения заявления
не может превышать тридцати календарных дней со дня его регистрации.
Решение о возможности проведения таможенного оформления с применением
специальных упрощенных процедур оформляется путем издания правового
акта в виде распоряжения ФТС России.
Лица, в отношении которых принято положительное решение,
могут рассчитывать на применение к ним следующих специальных упрощенных
процедур:
- временное хранение товаров, находящихся под таможенным
контролем, на складе заинтересованного лица;
- предварительное декларирование товаров с подачей неполной
или неполной периодической таможенной декларации;
- декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем
на складе, с подачей периодической таможенной декларации;
- выпуск товаров до подачи таможенной декларации.
Процедура временного хранения может применяться, если заявитель
владеет складскими помещениями, предназначенными для хранения товаров,
и, соответственно, может обеспечить их сохранность. Кстати, иностранные
товары, принадлежащие другим лицам, на этих складах находиться не должны.
Таможенные органы должны иметь возможность проводить в отношении хранящихся
товаров таможенный контроль, включая их досмотр или осмотр. Следует
иметь в виду, что одним из условий применения специальной упрощенной
процедуры в виде временного хранения является обеспечение уплаты таможенных
платежей, которое предоставляется по требованию таможенного органа.
Уплата таможенных платежей обеспечивается залогом товаров и иного имущества,
банковской гарантией, внесением денежных средств в кассу или на счет
таможенного органа в федеральном казначействе (так называемый "денежный
залог") или поручительством, при этом непосредственно само обеспечение
может производиться любым из способов по выбору плательщиков.
Предварительная неполная таможенная декларация или предварительная
неполная периодическая таможенная декларация (в случае поставки товаров
несколькими товарными партиями) могут применяться, если заинтересованным
лицом будут представлены копии транспортных и коммерческих документов,
оформленных на декларируемые товары (на первую товарную партию). В сроки,
не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в
месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения
внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится
не в месте их прибытия, должны быть уплачены таможенные пошлины и налоги.
Декларант письменно обязуется представить недостающие сведения в срок,
установленный таможенным органом, но не свыше 45 дней со дня принятия
таможенной декларации. Помимо этого, товары после ввоза или завершения
процедуры внутреннего таможенного транзита должны быть предъявлены тому
таможенному органу, который принял декларацию на эти товары. Следует
иметь в виду, что при предварительном декларировании с подачей неполной
или неполной периодической таможенной декларации товары должны быть
предъявлены таможенному органу не позднее 15 дней со дня ее принятия.
Специальная упрощенная процедура в виде декларирования
товаров, находящихся под таможенным контролем на складе, с подачей периодической
таможенной декларации представляет собой порядок, согласно которому
товары, перемещаемые в течение определенного периода времени, временное
хранение которых осуществляется на складах заинтересованного лица, могут
декларироваться в одной периодической декларации.
Выпуск товаров до подачи таможенной декларации может быть
осуществлен, если таможенному органу представлены транспортные, коммерческие
и другие документы, в которых содержатся сведения, позволяющие идентифицировать
выпускаемые товары и производить контроль правильности исчисления сумм
таможенных платежей, а также документы, подтверждающие соблюдение ограничений,
установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности. Одновременно необходимо оплатить таможенные платежи или
обеспечить их оплату, а также представить письменное обязательство о
предоставлении таможенной декларации в срок, не превышающий 45 дней
со дня выпуска товаров, если не оговорено иное. В приложениях к Порядку
установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления
для отдельных лиц приведены Порядок ведения системы учета коммерческой
документации лицами, для которых установлены такие процедуры, и Образец
формуляра внешнеэкономической сделки.
(По материалам аналитического обзора, подготовленного
компанией КонсультантПлюс
)