О Правилах оказания услуг местной, внутризоновой,
междугородной и международной телефонной связи
18.05.2005 Правительство РФ Постановлением
N 310 утвердило Правила
оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной
телефонной связи (далее - Правила), разработанные во исполнение Федерального
закона "О связи" и Закона РФ "О защите прав потребителей". Правила
вводятся в действие с 1 июля 2005 года и одновременно отменяются Правила
оказания услуг телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства
РФ от 26.09.1997 N 1235.
Правила регулируют возникающие при оказании услуг телефонной
связи в сети связи общего пользования отношения между физическими и
юридическими лицами (абонентами и (или) пользователями услуг), с одной
стороны, и операторами связи, с другой. Отношения, возникающие при телефонных
соединениях абонентов (пользователей) операторов сетей подвижной связи,
а также возникающие при заключении договоров об оказании услуг подвижной
телефонной связи, Правилами не регулируются. Правила вводят в регулирование
оказания услуг телефонной связи новое понятие - "внутризоновое телефонное
соединение", под которым понимается телефонное соединение между пользовательским
(оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи
и размещенным в пределах территории одного и того же субъекта Российской
Федерации, или телефонное соединение между пользовательским (оконечным)
оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи, и пользовательским
(оконечным) оборудованием, подключенным к сети подвижной связи, когда
соответствующему абоненту этой сети подвижной связи выделен абонентский
номер, входящий в ресурс географически не определяемой зоны нумерации,
закрепленный за тем же субъектом Российской Федерации.
Для заключения договора оператору связи подается заявление,
форма которого устанавливается оператором связи.
При отсутствии технической возможности предоставления доступа
к сети местной телефонной связи заявление о заключении договора принимается
на учет в целях определения очередности заключения договора. Техническая
возможность предоставления доступа к сети местной телефонной связи определена
Правилами как одновременное наличие незадействованной монтированной
емкости узла связи, в зоне действия которого запрашивается подключение
пользовательского (оконечного) оборудования к сети местной телефонной
связи, и незадействованных линий связи, позволяющих сформировать абонентскую
линию связи между узлом связи и этим пользовательским (оконечным) оборудованием.
Порядок ведения очереди на заключение договора должен определяться оператором
связи с учетом положений Правил.
Новые Правила в отличие от прежних (1997 г.) не содержат
типовой договор об оказании услуг телефонной связи, но определяют перечень
обязательных для включения в договор существенных условий и других положений,
в том числе положений об ответственности сторон.
Предусматривается, что оператор связи вправе по своей инициативе
заменить выделенный абоненту абонентский номер только в том случае,
если продолжение оказания услуг телефонной связи с использованием указанного
номера невозможно. При этом оператор связи обязан письменно известить
абонента и сообщить ему его новый абонентский номер не менее чем за
60 дней до даты замены, если необходимость замены не была вызвана непредвиденными
или чрезвычайными обстоятельствами. В случае массовой замены абонентских
номеров оповещение абонентов производится через средства массовой информации
и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора).
Правила предусматривают возможность применения абонентской
системы оплаты только по услугам местной телефонной связи. Местное (при
повременном учете), внутризоновое, междугородное и международное телефонное
соединение продолжительностью менее 6 секунд не будет подлежать учету
в объеме оказанных услуг телефонной связи и оплате. Срок оплаты услуг
телефонной связи (кроме абонентской платы) не должен быть менее 15 дней
с даты выставления счета (при этом Правила возлагают на оператора связи
обязанность обеспечить доставку абоненту счета на оплату услуг телефонной
связи в течение 5 дней с даты выставления этого счета). Более длительный
срок оплаты может быть установлен в договоре. При оплате услуг телефонной
связи с применением абонентской системы оплаты расчет за оказанные услуги
телефонной связи производится не позднее 10 дней, следующих за датой
окончания расчетного периода. В соответствии с Федеральным законом "О
связи" Правила предусматривают случаи и порядок приостановления оператором
связи оказания услуг телефонной связи, а также одностороннего расторжения
договора оператором в случае неустранения обнаруженных оператором связи
нарушений. При этом в предусмотренных случаях оператор связи будет вправе
расторгнуть договор в одностороннем порядке по истечении 6 месяцев с
даты получения абонентом соответствующего письма-извещения и без уведомления
о вручении.
Правилами теперь определено, что оператор связи вправе
приостановить оказание абоненту только тех услуг телефонной связи, по
которым этим абонентом допущены нарушения (например, при неоплате услуг
по автоматическому определению номера вызывающего абонента оператор
связи вправе приостановить оказание только услуг по автоматическому
определению номера). При этом оператор связи вправе приостановить предоставление
абоненту возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных
служб только в случае, если технико-технологические особенности средств
связи сети связи этого оператора не позволяют сохранить такую возможность
одновременно с приостановлением оказания абоненту услуг телефонной связи.
Приостановление оказания абоненту услуг телефонной связи в случае неоплаты
им услуг, оказанных с использованием услуг телефонной связи, но не являющихся
услугами телефонной связи, не допускается.
Правила содержат положения об ответственности оператора
связи (за нарушение сроков предоставления доступа к сети местной телефонной
связи, за нарушение установленных сроков оказания услуг телефонной связи)
и абонента (за неоплату, неполную или несвоевременную оплату услуг телефонной
связи) в виде неустойки. При включении этих положений в договор они,
согласно статьям 331, 332 Гражданского кодекса РФ, будут являться обязательными
для сторон.
Согласно Правилам, установление телефонных соединений с
помощью телефониста (при внутризоновой, междугородней или международной
телефонной связи) предоставляется по немедленной или заказной системе
обслуживания.
По немедленной системе обслуживания телефонист должен приступить
к установлению телефонного соединения незамедлительно после оформления
заказа.
Время, в течение которого должно быть предоставлено телефонное
соединение по заказной системе обслуживания, не может превышать 1 час
с момента оформления заказа, если более поздний срок не указан абонентом
и (или) пользователем. Срок исполнения заказа сообщается абоненту и
(или) пользователю телефонистом при оформлении заказа.
(По материалам аналитического обзора, подготовленного
компанией КонсультантПлюс
)