Изменения в Налоговом кодексе РФ: акцизы, рыболовство
и зверобойный промысел, сельское хозяйство
В течение мая - июня 2005 года в Налоговый
кодекс РФ внесен ряд изменений. Изменения, внесенные Федеральными
законами от 18.05.2005 N 50-ФЗ, от 29.06.2005 N 68-ФЗ и от 30.06.2005
N 74-ФЗ, касаются порядка взимания акцизов, сборов за пользование
объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических
ресурсов, а также единого сельскохозяйственного налога. В статью 182
Кодекса внесено дополнение, уточняющее, что акциз на нефтепродукты взимается
исключительно при совершении операций на территории Российской Федерации.
К таким операциям относятся:".
а) оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не
имеющими свидетельства (специального свидетельства на определенные Кодексом
виды деятельности по производству и реализации нефтепродуктов), нефтепродуктов,
самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов, получение
нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов
из давальческого сырья и материалов;
б) получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем,
имеющими свидетельство;
в) передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов,
произведенных из давальческого сырья и материалов, собственнику этого
сырья и материалов, не имеющему свидетельства.".
С целью эффективного освоения добычи перспективных видов
водных биологических ресурсов снижена ставка сбора за добычу краба-стригуна
красного и краба-стригуна ангулятуса с 30 тысяч до 13 тысяч рублей за
одну тонну. С целью стимулирования зверобойного промысла, освоения выделенных
России квот, а также регулирования численности морских зверей для стабилизации
морских экосистем снижена ставка сбора за добычу гренландского тюленя
в возрасте до одного года (белька, хохлуши, серки) с 350 до 140 рублей
за одно млекопитающее.".
Значительное количество изменений внесено в главу 26.1
Кодекса "Единый сельскохозяйственный налог".".
Изменен период времени, по итогам которого сельскохозяйственные
товаропроизводители (организации или индивидуальные предприниматели)
вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного
налога (далее - ЕСХН). В настоящее время в соответствии с главой 26.1
Кодекса сельхозпроизводители имеют право перейти на уплату ЕСХН, если
по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе
на уплату ЕСХН, в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг
доля дохода от реализации произведенной ими продукции, включая продукцию
первичной переработки, произведенную ими из сырья собственного производства,
составляет не менее 70 процентов.".
В силу отраслевой специфики девятимесячный срок признан
недостаточным для достижения вышеуказанного соотношения. В соответствии
с внесенными изменениями сельхозпроизводители имеют право перейти на
уплату ЕСХН с учетом итогов календарного года, предшествующего году,
в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН.".
К сельскохозяйственным производителям отнесены градо- и
поселкообразующие рыбохозяйственные организации, которые в соответствии
с главой 25.1 Кодекса "Сборы за пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических ресурсов" имеют право
на уплату сборов за пользование водными биоресурсами в пониженном размере.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие последующую
(промышленную) переработку продукции первичной переработки из сырья
собственного производства, также имеют право перейти на уплату ЕСХН
при соблюдении установленных Кодексом условий. Эта норма дополнена уточнением
- промышленная переработка продукции первичной переработки может осуществляться
и на арендованных основных средствах. Из перечня налогоплательщиков,
которые не вправе перейти на уплату ЕСХН, исключены организации и индивидуальные
предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии
с главой 26.3 Кодекса. По всей видимости исключенная оговорка признана
излишней, так как единым сельскохозяйственным налогом и единым налогом
на вмененный доход для отдельных видов деятельности облагаются совершенно
различные виды деятельности, исчерпывающие определения которых содержатся
в Кодексе. В перечень расходов, учитываемых при определении объекта
налогообложения ЕСХН, включены расходы на подготовку в образовательных
учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования
специалистов. Эти расходы учитываются при условии, что с обучающимися
в указанных образовательных учреждениях лицами заключены договоры на
обучение, предусматривающие их работу у налогоплательщика в течение
не менее трех лет по специальности после окончания образовательного
учреждения.".
Федеральный закон от 29.06.2005 N 68-ФЗ, вносящий изменения
в главу Кодекса 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог", вступает в
силу с 1 января 2006 года. Федеральный закон от 18.05.2005 N 50-ФЗ,
изменяющий статью 333.3 "Ставки сборов за пользование объектами животного
мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов", официально
опубликован 21.05.2005 и вступил в силу по истечении одного месяца со
дня опубликования. Также по истечении одного месяца со дня официального
опубликования (05.07.2005) вступит в силу Федеральный закон от 30.06.2005
N 74-ФЗ, вносящий изменения в главу 22 Кодекса (акцизы); его действие
распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)