Изменения в законодательстве о лицензировании
2 июля 2005 г. Федеральным
законом N 80-ФЗ внесен целый ряд изменений в законодательные акты,
регулирующие вопросы лицензирования, а именно в Федеральный закон от
8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности",
в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля (надзора)" и Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Следует отметить, что характер изменений представляет собой как редакционные
правки существующих норм, так и практически новое толкование отдельных
положений.
Итак, рассмотрим изменения в Федеральный закон от 8 августа
2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Прежде всего, само понятие "лицензирование" изложено в
новой, расширенной редакции. Теперь к полномочиям лицензирующих органов,
помимо предоставления лицензий, переоформления необходимых документов,
возобновления, прекращения или аннулирования их действия, контроля за
соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий,
относятся вопросы приостановления действия лицензий в случае административного
приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований
и условий, а также ведение реестров лицензий и предоставление заинтересованным
лицам в установленном порядке необходимых сведений.
В последнем случае это означает, что лицензирующие органы
должны формировать открытые и общедоступные государственные информационные
ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании
конкретных видов деятельности, технические регламенты, но за исключением
случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны
свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством
РФ ограничен.
В заявлении на получение необходимой лицензии соискатель
- юридическое лицо теперь должен указывать государственный регистрационный
номер, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом
лице в единый государственный реестр юридических лиц, организационно-правовую
форму, наименование, включая сокращенное и фирменное, свое местонахождение,
а также адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Если лицензиат является индивидуальным предпринимателем,
то он указывает свои паспортные данные, основной государственный регистрационный
номер и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о нем
в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также
адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
И в том, и в другом случае в заявлении должны содержаться
сведения об идентификационном номере налогоплательщика, в том числе
данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом
органе, а также вид деятельности, которую соискатель лицензии намерен
осуществлять. Лицензиатам следует иметь в виду, что к заявлению в обязательном
порядке должны быть приложены копии учредительных документов юридического
лица, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, а также
копии документов, предусмотренных положением о лицензировании конкретного
вида деятельности, свидетельствующих о возможности выполнения лицензиатом
определенных требований и условий.
Лицензирующий орган должен принять решение о предоставлении
лицензии или об отказе (с обязательным указанием причин отказа), в срок,
не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении
лицензии и прилагаемых к нему документов (в прежней редакции такой срок
составлял шестьдесят дней).
Согласно внесенным изменениям, в отношении отдельных видов
деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных
прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок
лицензирования, но только при условии заключения соискателем лицензии
договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у
него сертификата соответствия осуществляемого лицензируемого вида деятельности
международным стандартам.
К таким видам деятельности относятся:
- перевозки грузов и грузобагажа морским, водным, воздушным и железнодорожным
транспортом;
- погрузочно-разгрузочная деятельность опасных грузов в портах и на
железнодорожном транспорте;
- перемещение грузов без заключения договора перевозки по железнодорожным
путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных
выставочных путей или возврата их на железнодорожные выставочные пути,
а также осуществление буксировок морским транспортом;
- эксплуатация пожароопасных производственных объектов и деятельность
по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о предоставлении
лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим
органом в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления
и необходимых документов. Кстати, лицензиатам, претендующим на упрощенный
порядок лицензирования, следует иметь в виду, что срок действия договора
страхования гражданской ответственности или срок действия сертификата
соответствия должен быть не меньше срока действия выданной лицензии.
Изменениям подвергся и порядок приостановления действия
лицензии. Теперь в случае вынесения судьей решения об административном
приостановлении деятельности лицензиата за допущенные нарушения лицензирующий
орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу
приостанавливает действие лицензии на вынесенный срок административного
приостановления деятельности лицензиата. Кстати, срок действия лицензии
на время приостановления ее действия не продлевается. Если в установленный
судьей срок лицензиат не устранил нарушение, повлекшее за собой административное
приостановление деятельности, лицензирующий орган обязан обратиться
в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
В новой, сокращенной, редакции теперь изложен перечень
видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Уменьшение
лицензируемых видов деятельности стало возможным за счет исключения
таких видов деятельности, как эксплуатация магистрального трубопроводного
транспорта, переработка и хранение нефти, газа и продуктов их переработки.
Не вошла в новый перечень деятельность по эксплуатации газовых и тепловых
сетей, деятельность по распространению лекарственных средств и изделий
медицинского назначения, а также связанная с производством дезинфекционных,
дезинсекционных и дератизационных средств. Не требуются лицензии на
перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом,
на публичный показ аудиовизуальных произведений в кинозале, производство
табачных изделий, ветеринарную деятельность и т.д.
Кстати, лицензирование отдельных видов деятельности, хотя
и оставшихся в новом перечне, теперь носит узкоспециализированный характер.
Так, ранее, при проведении погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем
водном транспорте, железнодорожном транспорте и морских портах требовалось
обязательно наличие лицензии. Теперь же данное требование распространяется
только на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным
грузам.
Однако следует отметить, что отдельные виды лицензируемой
деятельности в новом перечне не только не были сокращены, но наоборот,
даже расширены. Например, в прежней редакции перечня лицензия была необходима
при организации и содержании тотализаторов и игорных заведений. Теперь
обязательному лицензированию подлежит деятельность по производству и
реализации специального игрового оборудования, предназначенного для
осуществления игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению
азартных игр и пари, в том числе с использованием игровых столов и иного
игрового оборудования, то есть деятельность казино, а также деятельность
по организации и проведению азартных игр и пари просто с использованием
игрового оборудования (в последнем случае под эту категорию подпадают
многочисленные игровые салоны и т.п. заведения).
Соискателям лицензий следует иметь в виду, что согласно
изменениям, внесенным в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности", с 1 января 2006 г.
будет прекращено лицензирование деятельности по сюрвейерскому обслуживанию
морских судов, по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава
и технических средств на железнодорожном транспорте, а также осуществляемая
в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических
ресурсов. С указанной даты не будет требоваться лицензия на оценочную
и аудиторскую деятельность. Разведение племенных животных, производство
племенной продукции и элитных семян тоже могут осуществляться без соответствующих
лицензий.
Но и это еще не все. Так, с 1 января 2007 г. должно быть
прекращено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности,
а также проектирование и строительство зданий и сооружений и проводимые
перед этим инженерные изыскания.
Дополнительно изменения расширяют перечень лицензируемых
видов деятельности, лицензирование которых будет прекращено со дня вступления
в силу соответствующих технических регламентов.
В заключение следует отметить, что отныне должностные лица
лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей,
а также совершения противоправных действий будут нести ответственность
в соответствии с законодательством РФ. При этом сами лицензирующие органы
обязаны сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю,
права и законные интересы которых нарушены действиями или бездействием
конкретного должностного лица, о мерах, принятых в отношении него.
Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях,
характеризуются, прежде всего, установлением в ряде статей ответственности
за грубые нарушения условий, предусмотренных выданной лицензией. Теперь
санкции в виде административного штрафа или административного приостановления
деятельности на срок до девяноста суток будут налагаться на грубых нарушителей
лицензируемых работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения
окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические
и другие геофизические процессы (статья 8.40 КоАП РФ), а также в области
промышленной безопасности опасных производственных объектов (статья
9.1 КоАП РФ).
Аналогичные санкции могут быть наложены за грубое нарушение
лицензионных условий, допущенных при осуществлении деятельности в области
защиты информации (статья 13.12 КоАП РФ), деятельности по трудоустройству
граждан РФ за пределами РФ (статья 18.13 КоАП РФ), просто предпринимательской
деятельности, если она лицензируется (статья 14.1 КоАП РФ), а также
деятельности, не связанной с извлечением прибыли, но осуществляемой
с грубым нарушением требований или условий лицензии, если ее наличие
обязательно (статья 19.20 КоАП РФ). Понятие грубого нарушения устанавливается
Правительством РФ отдельно в отношении конкретного лицензируемого вида
деятельности.
Следует иметь в виду, что и в Кодекс РФ об административных
правонарушениях и в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля (надзора)", помимо рассмотренных,
одновременно были внесены и иные изменения и дополнения, которые, однако,
в большей части являют собой редакционные правки применяемых норм.
В заключение необходимо отметить, что отдельные изменения,
внесенные Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ в части приостановления
действия лицензий, их возобновления или аннулирования, вступают в силу
с 1 июня 2006 года, а в отношении деятельности инвестиционных фондов,
деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными
фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных
депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных
пенсионных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов
по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию - с 1 января 2007
года.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)