О внесении изменений в законодательство о валютном
регулировании и валютном контроле
31 июля 2005 года вступил в силу Федеральный
закон от 18.07.2005 N 90-ФЗ, которым были внесены изменения в отдельные
законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного
регулирования и контроля. Основные изменения внесены в Федеральный закон
от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле",
что, впрочем, и не удивительно. С момента вступления в силу этого Закона
был выявлен целый ряд пробелов и неэффективных положений, с которыми
сталкивались как резиденты, так и нерезиденты при осуществлении ими
отдельных видов валютных операций и расчетов. Соответственно и изменения,
внесенные в Закон РФ N 173-ФЗ, направлены прежде всего на совершенствование
валютного законодательства посредством исключения из него устаревших
норм, приведением ряда положений в соответствие с нормами международных
договоров РФ, созданием конкурентных условий для банковской системы.
Итак, рассмотрим вступившие в силу основные изменения и дополнения,
внесенные в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании
и валютном контроле".
Прежде всего, обращает на себя внимание значительное расширение
перечня валютных операций, которые теперь могут осуществлять между собой
резиденты. Так, уже не требуется разрешение на совершение операций,
связанных с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным),
за исключением векселей.
Отныне не являются запрещенными для резидентов операции
по оплате и возмещению расходов физического лица, связанных с заграничными
командировками, а также по погашению ими неизрасходованного аванса,
выданного в связи со служебной командировкой. Разрешенными являются
и операции по оплате и возмещению расходов, связанных со служебными
поездками за пределы территории РФ работников, постоянная работа которых
осуществляется в пути или имеет разъездной характер.
Физическим лицам - резидентам будет небезынтересно узнать,
что в соответствии с внесенными в Закон РФ N 173-ФЗ изменениями они
могут осуществлять переводы денежных средств из Российской Федерации
в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в заграничных
банках, в размерах, не превышающих в течение одного операционного дня
через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5 000 долларов
США по официальному курсу, установленному Банком России на дату списания
денежных средств со счета физического лица - резидента. Кстати, теперь
не будут возбраняться и обратные переводы, то есть переводы в Россию
с зарубежных счетов физического лица - резидента в пользу иных физических
лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках. Также в перечень
разрешенных операций с иностранной валютой между резидентами включены
операции, предусматривающие расчеты и переводы для осуществления деятельности
дипломатических представительств, консульских учреждений, постоянных
представительств РФ при межгосударственных или межправительственных
организациях и иных зарубежных официальных представительств РФ, операции,
связанные с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной
системы РФ, а также совершаемые доверительными управляющими.
Как и ранее, резиденты могут открывать без ограничений
счета и вклады в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях
иностранных государств, являющихся членами Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер
борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), но уведомлять об этом налоговые органы
теперь надлежит по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В свою очередь, резидентам, желающим открыть счета и вклады
в иностранных банках, расположенных на иных, чем названные, территориях,
следует быть готовыми к тому, что помимо требований о предварительной
регистрации открываемого счета они должны будут уведомлять налоговые
органы и о закрытии таких счетов, причем не позднее одного месяца со
дня прекращения соответствующего договора и, конечно же, по вновь утвержденной
форме.
Кстати, дополнительным плюсом для законопослушных резидентов,
открывающих счета в банках, расположенных на территориях иностранных
государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, является введенное дополнение,
согласно которому на такие счета могут быть зачислены суммы кредитов
и займов в иностранной валюте, полученные как по кредитным договорам
и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами
правительств иностранных государств, так и по кредитным договорам и
договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР
или ФАТФ на срок свыше двух лет.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных
операций дополнены положением, согласно которому по договорам розничной
купли-продажи, заключаемым с физическими лицами - нерезидентами, а также
при оказании им на территории РФ транспортных, гостиничных и других
услуг, юридические лица - резиденты могут осуществлять соответствующие
расчеты в наличных рублях без использования банковских счетов в уполномоченных
банках. Также без использования банковских счетов могут проводиться
расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте РФ за
обслуживание воздушных судов иностранных государств, судов иностранных
государств в речных и морских портах, а также при оплате портовых сборов.
Фактически в новой редакции изложена статья 15 Закона РФ N 173-ФЗ, регулирующая
порядок ввоза и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних
ценных бумаг.
Теперь резиденты и нерезиденты, без каких-либо ограничений,
но при соблюдении требований таможенного законодательства РФ, могут
ввозить в Россию помимо иностранной валюты и внешних ценных бумаг валюту
РФ, то есть рубли, дорожные чеки и внутренние ценные бумаги в документарной
форме (к ним относятся также эмиссионные ценные бумаги, номинальная
стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован
в РФ, и иные ценные бумаги, выпущенные на территории Российской Федерации
и удостоверяющие право на получение валюты РФ). Правда, физические лица,
желающие осуществить единовременный ввоз в РФ валюты, дорожных чеков
или ценных бумаг на сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов
США, должны знать, что в этом случае все это имущество подлежит обязательному
декларированию путем подачи письменной таможенной декларации.
Отныне физические лица, независимо от того, являются они
резидентами или нет, могут вывозить помимо наличной иностранной валюты
и валюту РФ, причем в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США,
и без представления каких-либо подтверждающих документов о легальности
ее приобретения. Если вывозимая валюта в эквиваленте равна 3 000 долларам
США или не превышает эту сумму, она может вывозиться свободно, в противном
случае, то есть при вывозе сверх установленного размера, и рубли и иностранная
валюта должны быть задекларированы на всю вывозимую сумму. Кстати, при
единовременном вывозе из РФ дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте
10 000 долларов США, они также подлежат декларированию.
Следует иметь в виду, что как при ввозе, так и при вывозе
иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних
ценных бумаг в документарной форме перерасчет в доллары США осуществляется
по официальному курсу, устанавливаемому Банком России на день декларирования
таможенному органу. При этом в целях декларирования для эмиссионных
ценных бумаг принимается их номинальная стоимость, а для иных бумаг,
удостоверяющих право на получение валюты РФ или иностранной валюты,
- соответствующая сумма, право на получение которой удостоверяет указанная
ценная бумага.
Резидентам - обладателям полученных до вступления в силу
Закона РФ N 173-ФЗ разрешений на осуществление валютных операций, на
открытие счетов в банках за пределами территории РФ, на незачисление
иностранной валюты на счета в уполномоченных банках необходимо помнить,
что разрешения, срок действия которых не установлен, будут действовать
до 1 января 2007 года. По истечении этого срока к валютным операциям
таких резидентов и порядку использования ими счетов, которые будут осуществляться
или использоваться в будущем, начнут применяться ограничения, установленные
действующим валютным законодательством.
Применительно к изменениям, внесенным в иные законодательные
акты, следует отметить, что они вызваны, прежде всего, приведением их
норм в соответствие с нормами Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ
"О валютном регулировании и валютном контроле" и представляют собой
в большинстве случаев редакционные поправки.
Так, например, в отдельных статьях Закона РФ от 21.03.1991
N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и Закона РФ от 27.11.1992
N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" слова
"законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном
контроле" заменяются словами "валютным законодательством Российской
Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами
органов валютного регулирования".
Аналогичные изменения, с небольшими поправками, вызванными
спецификой того или иного нормативного акта, внесены и в ряд других
федеральных законов, в том числе, Налоговый и Таможенный кодексы.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)