Изменения в налоговом законодательстве
России: НДС, госпошлина, социальные внебюджетные фонды.
Федеральными
законами от 21.07.2005 N 105-ФЗ, от 21.07.2005 N 106-ФЗ и от 22.07.2005
N 118-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ и Федеральный закон
от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах".
Налог на добавленную стоимость.
Федеральный закон от 22.07.2005 N 118-ФЗ устраняет ряд
пробелов, имевшихся в порядке взимания НДС при реорганизации организаций,
исключая риск возникновения экономически необоснованных налоговых потерь
для реорганизуемых хозяйствующих субъектов.
Действующая в настоящее время редакция гл. 21 НК РФ позволяет
требовать исчисления НДС при передаче имущественных прав в ходе реорганизации
юридических лиц. Основной целью Закона N 118-ФЗ является внесение изменений,
предотвращающих возникновение необоснованных налоговых обязательств
или двойное налогообложение НДС в процессе реорганизации хозяйственных
субъектов. Так, ст. 146 "Объект налогообложения" НК РФ дополнена подпунктом,
согласно которому в целях гл. 21 НК РФ передача имущественных прав организации
ее правопреемникам не признается объектом налогообложения.
Нормы п. п. 1 - 5 статьи 162.1, вводимой в гл. 21 НК РФ,
позволят избежать при реорганизации необоснованного увеличения затрат
правопреемников и предъявлять к вычету соответствующие суммы НДС. В
частности, при реорганизации юридического лица в форме выделения налоговая
база правопреемника увеличивается на суммы авансовых или иных платежей
в счет предстоящих поставок товаров, полученных в порядке правопреемства
от реорганизованной (реорганизуемой) организации. Вычеты суммы налога,
исчисленного и уплаченного с указанных сумм, производятся правопреемником
после даты реализации соответствующих товаров. При этом он сможет пользоваться
документами (счета-фактуры и др.) с реквизитами реорганизованной (реорганизуемой)
организации.
Кроме того, Законом N 118-ФЗ устранена существующая в действующей
редакции ст. 167 НК РФ неясность в определении момента признания оплаты
при передаче прав требования в порядке правопреемства при реорганизации.
Дело в том, что такая неопределенность приводит к нарушению принципа
однократности налогообложения, так как одна сделка по реализации товаров
(работ, услуг) может облагаться НДС дважды:
- реорганизуемым обществом в момент передачи прав требования;
- возникшим при реорганизации юридическим лицом в момент поступления
оплаты по полученному праву требования.
В целях устранения указанного пробела в гл. 21 НК РФ рассматриваемым
Законом внесены соответствующие поправки. Пунктом 6 ст. 162.1 НК РФ
определено, что в целях исчисления НДС не признается оплатой товаров
(работ, услуг) передача налогоплательщиком права требования правопреемникам
при реорганизации организации. При переходе права требования от реорганизованной
(реорганизуемой) организации к правопреемникам налоговая база определяется
правопреемниками, получающими право требования, в момент определения
налоговой базы в соответствии с порядком, установленным ст. 167 НК РФ,
с учетом положений, предусмотренных пп. 2 - 4 п. 1 и п. 2 ст. 162 НК
РФ.
Государственная пошлина.
Федеральным законом от 21.07.2005 N 106-ФЗ внесен ряд изменений
и дополнений в гл. 25.3 "Государственная пошлина" ч. II НК РФ. Наиболее
значительные изменения связаны с уплатой госпошлины за открытие филиала
банка и регистрацию основного технологического оборудования для производства
этилового спирта и (или) алкогольной продукции. Так, за открытие филиала
банка уплата государственной пошлины отменена. Заметим, что в случае
открытия на территории Российской Федерации филиалов уплата госпошлины
была у нас установлена только для банков, - ни одна другая коммерческая
организация не уплачивала государственной пошлины за открытие своих
филиалов.
Существенно изменен порядок уплаты госпошлины за государственную
регистрацию основного технологического оборудования для производства
этилового спирта и (или) алкогольной продукции. Со вступлением в силу
Закона N 106-ФЗ государственная пошлина будет уплачиваться не за все
оборудование сразу, а за каждую его единицу в отдельности. Указанным
Законом также установлено, что при приеме в гражданство Российской Федерации
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также за
выдачу им паспорта гражданина РФ государственная пошлина не уплачивается.
Помимо этого Законом вменено в обязанность федеральным
органам государственной власти, органам государственной власти субъектов
РФ и органам местного самоуправления уплачивать государственную пошлину
(кроме юридически значимых действий, предусмотренных пп. 19, 22 - 25
п. 1 ст. 333.33 НК РФ) за:
- государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на
недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества;
- внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав
на недвижимое имущество и сделок с ним;
- повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной
регистрации права на недвижимое имущество.
Кроме того, данным Законом были уточнены ставки государственной
пошлины за совершение юридически значимых действий в связи с эксплуатацией
отдельных видов морских судов, а также судов внутреннего и смешанного
плавания.
Дополнен перечень случаев, когда государственная пошлина
не уплачивается; к ним отнесли государственную регистрацию права оперативного
управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или
муниципальной собственности.
Реструктуризация задолженности по взносам в государственные
социальные внебюджетные фонды.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 105-ФЗ (внесший изменения
в Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ) позволит провести реструктуризацию
задолженности предприятий и организаций по взносам в государственные
социальные внебюджетные фонды в части пеней и штрафов, начисленных в
течение 2001 года до даты принятия решения о реструктуризации задолженности.
Статьей 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ Правительству
РФ было предоставлено право определять порядок и условия проведения
реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные
внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций
по состоянию на 1 января 2001 года. Вместе с тем, начисление пеней и
штрафов на задолженность после указанной даты продолжалось, приостанавливалось
оно только по принятии налоговыми органами решения о предоставлении
организациям права на реструктуризацию задолженности. В результате у
предприятий и организаций в течение указанного периода образовалась
задолженность, которую до принятия названного выше Закона реструктурировать
было нельзя. Со вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2005
N 105-ФЗ эта проблема должна быть решена.
Федеральные законы от 21.07.2005 N 105-ФЗ и N 106-ФЗ вступают
в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Федеральный закон от 22.07.2005 N 118-ФЗ вступает в силу по истечении
одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го
числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость;
действие Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января
2005 года.
Документы, являющиеся героем текущего обзора, выделены
жирным в тексте документа. Их можно скачать, кликнув на выделенную часть
текста. Инструкция по разархивации находится здесь.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)