Об изменениях организации местного самоуправления
в переходный период
18 октября 2005 года опубликован
и вступил в силу Федеральный
закон от 12.10.2005 N 129-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный
закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" и Федеральные
законы от 29.07.2004 N 95-ФЗ и от
20.08.2004 N 120-ФЗ, содержащие нормы о распределении дотаций, поступающих
из бюджетов различных уровней, а также права органов местного самоуправления
в области налогов и формирования бюджета.
Вступление в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ
"Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации"
(далее - Закон о местном самоуправлении) перенесено с 1 января 2006
года на 1 января 2009 года. С 18 октября 2005 года по 1 января 2009
года устанавливается переходный период, в котором субъектам РФ предоставляется
право приступать к реализации этого Закона исходя из складывающейся
в регионе ситуации.
В переходный период порядок решения вопросов местного значения
вновь образованных в соответствии с Законом о местном самоуправлении
поселений определяется законами субъектов РФ, которые они должны принять
до 1 января 2006 года. После этой даты до окончания переходного периода
указанные законы субъекты РФ могут принимать не позднее чем за три месяца
до начала очередного финансового года и не могут их изменять в течение
финансового года.
При этом решение вопросов местного значения в переходный
период во вновь образованных поселениях может быть возложено на органы
местного самоуправления муниципальных районов.
Доходы и расходы вновь образованных поселений могут предусматриваться
в качестве составной части бюджета муниципального района, а налоговые
доходы, подлежащие зачислению в бюджеты указанных поселений, и дотации
из регионального фонда финансовой поддержки поселений поступают в бюджет
муниципального района, в который эти поселения входят.
В переходный период снимаются ограничения на объем средств
районных фондов финансовой поддержки поселений, распределяемых с использованием
показателей фактических доходов и расходов за отчетный период или прогнозируемых
на плановый период доходов и расходов бюджета, при формировании и утверждении
проектов бюджетов муниципальных районов на 2006, 2007 и 2008 годы.
Одновременно увеличен размер дотаций из региональных фондов
финансовой поддержки муниципальным районам (городским округам), распределяемых
с использованием тех же показателей:
- в 2006 году с 40 до 100 процентов;
- в 2007 году с 30 до 80 процентов;
- в 2008 году с 20 до 50 процентов.
Вместе с тем предельный срок безвозмездной передачи в муниципальную
собственность имущества, предназначенного для решения вопросов местного
значения в соответствии с Законом о местном самоуправлении:
- находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, переносится
с 1 января 2006 года на 1 января 2008 года;
- находящегося в федеральной собственности - с 1 декабря 2005 года на
1 января 2008 года.
В свою очередь предельный срок передачи имущества, предназначенного
для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти
или органов государственной власти субъектов РФ и находящегося в муниципальной
собственности, также перенесен - с 1 января 2006 года на 1 января 2008
года.
Внесены изменения в отношении установления, изменения и
отмены в переходный период местных налогов и сборов поселения. Федеральным
законом от 12.10.2005 N 129-ФЗ введена норма о том, что в случае если
в период с 1 января 2006 года до 1 января 2009 года законом субъекта
РФ предусмотрено решение вопросов местного значения во вновь образованных
поселениях органами местного самоуправления муниципального района, то
земельный налог и налог на имущество физических лиц, обязательные к
уплате на территории этих поселений, устанавливаются, вводятся в действие
и прекращают действовать в соответствии с главой 31 НК РФ, Законом РФ
от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и нормативными
правовыми актами представительного органа муниципального района, в состав
которого входят указанные поселения.
Далее необходимо напомнить, что в соответствии с Федеральным
законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ представительные органы муниципальных
районов и городских округов, образованных в соответствии с Законом о
местном самоуправлении, с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года вправе
определить в порядке и пределах, которые установлены главой 26.3 НК
РФ с учетом установленных изменений, виды предпринимательской деятельности,
в отношении которых вводится ЕНВД, и значения коэффициента К2, которые
вводятся в действие не ранее 1 января 2006 года.
Эту норму Закон N 129-ФЗ дополнил следующим. В случае если
представительные органы муниципальных районов и городских округов до
1 января 2006 года не примут нормативный правовой акт о введении в действие
ЕНВД на своей территории, то до 1 января 2007 года применяются положения
закона субъекта РФ, устанавливающие порядок введения в действие данного
налога, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых он
вводится, и значения коэффициента К2.
Помимо этого Закон N 129-ФЗ изменил и некоторые другие
нормы, направленные на создание системы местного самоуправления. Так,
например, предельный срок для картографического описания и утверждения
границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного
и земельного законодательства перенесен с 1 января 2007 года на 1 января
2009 года.
Также изменена норма Закона о местном самоуправлении, где
органам государственной власти субъектов РФ вменяется в обязанность
обеспечить до 1 июня 2006 года проведение съездов муниципальных образований
в целях создания советов муниципальных образований. Слово "обеспечить"
теперь заменено на слово "содействовать", а срок, до которого они должны
это сделать, не установлен.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)