Решение ВС РФ от 23.08.2005 N ГКПИ05-732
"Отсутствие, неправильность или утеря пассажиром билета не влияют
на действительность договора о перевозке".
Скачать
(193 kb)
Основание для рассмотрения дела
Заявитель обратился в Верховный Суд с требованием о признании
недействующим пункта 3.1.1 Правил перевозки пассажиров, багажа, грузов
на воздушных линиях СССР (далее - Правила), утвержденных Приказом Министерства
гражданской авиации СССР от 16.01.1985 N 19. Согласно оспариваемому
пункту, утраченные пассажиром билеты не возобновляются, дубликаты не
выдаются и утраченные за билет деньги не возвращаются. По мнению заявителя,
такая формулировка нарушает гражданские права пассажира, вытекающие
из договора перевозки, так как в случае утраты билета перевозчик фактически
отказывается от исполнения договора перевозки и не возвращает уплаченные
за билет деньги.
Однако, по мнению Минтранса РФ, оспариваемые положения
нормативного правового акта не противоречат нормам Воздушного кодекса
РФ, потому что при приобретении билета пассажир знает о возможных негативных
последствиях, наступающих при его утрате.
Позиция Верховного Суда РФ
В силу части второй статьи 784 Гражданского кодекса РФ
(ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами
и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно пункту 1 статьи 103 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязуется
перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением
ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете,
а пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку.
Пункт 3.1.1 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов
на воздушных линиях устанавливает, что утраченные билеты не возобновляются,
дубликаты не выдаются и уплаченные за билет деньги не возвращаются.
По мнению Верховного Суда РФ, данное положение противоречит федеральному
законодательству по следующим основаниям. Заключение договора перевозки
пассажира является основанием для возникновения у перевозчика обязанности
перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением
ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете.
Оспариваемая норма Правил предусматривает односторонний
отказ от исполнения обязательства, принятого на себя перевозчиком, так
как утраченные билеты не возобновляются, дубликаты не выдаются и уплаченные
за билет деньги пассажиру не возвращаются. Однако согласно статье 310
ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее
изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных
законом.
Основания, в соответствии с которыми перевозчик может в
одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира,
перечислены в статье 107 Воздушного кодекса РФ.
К ним относятся: нарушение пассажиром паспортных, таможенных,
санитарных и иных установленных требований и отказ выполнять требования,
предъявляемые к пассажирам федеральными авиационными правилами, поведение
на борту судна, создающее угрозу безопасности полета либо жизни и здоровью
других лиц, наличие в вещах или багаже пассажира запрещенных к воздушной
перевозке предметов или веществ, а также отказ со стороны пассажира
оплатить вес багажа, превышающий установленные нормы бесплатного провоза
или провоз ребенка, возраст которого превышает разрешенный бесплатный
или льготный провоз.
Кстати, в том случае, когда состояние здоровья пассажира
воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает
безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими
документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для
других лиц, перевозчик также имеет право в одностороннем порядке расторгнуть
договор перевозки.
Почти во всех определенных статьей 107 Воздушного кодекса
РФ основаниях прекращения по инициативе перевозчика действия договора
воздушной перевозки пассажиру воздушного судна возвращается сумма, уплаченная
за перевозку. Исключением из этого правила является нарушение пассажиром
воздушного судна правил поведения на борту, когда его действия создали
угрозу безопасности полета либо угрозу жизни или здоровью других лиц.
Также уплаченная за воздушную перевозку сумма не возвращается пассажиру
воздушного судна, если выявлено невыполнение этим пассажиром распоряжений
командира самолета, касающихся обеспечения безопасности полета.
В этой связи Верховный Суд РФ отметил, что ни Гражданский
кодекс РФ, ни Воздушный кодекс РФ не предусматривают возможность перевозчику
отказаться от исполнения обязанности перевезти пассажира при утрате
билета. Следовательно, положение о возможности для перевозчика не только
не восстанавливать (в случае утраты) билет пассажиру, но и не возвращать
ему деньги, уплаченные за билет, противоречит действующему гражданскому
законодательству.
В статье 101 Воздушного кодекса РФ названы два вида воздушных
перевозок - внутренние и международные, при этом перевозчики при выполнении
перевозок обоих видов обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок
пассажиров, багажа и грузов.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные
принципы и нормы международного права являются составной частью правовой
системы Российской Федерации. Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора.
Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных
воздушных перевозок, ратифицированная СССР 07.07.1934 и имеющая обязательное
значение для РФ, в статье 3 устанавливает, что отсутствие, неправильность
и утеря билета не влияют ни на осуществление, ни на действительность
договора о перевозке.
Решение по делу
Верховный Суд РФ решением
от 23.08.2005 N ГКПИ05-732 признал недействующим второе предложение
абзаца второго пункта 3.1.1 Правил перевозки пассажиров, багажа, грузов
на воздушных линиях СССР, утвержденных Приказом Министерства гражданской
авиации СССР от 16.01.1985 N 19, согласно которому утраченные билеты
не возобновляются, дубликаты не выдаются и уплаченные за билет деньги
не возвращаются.
Позиция Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ практически полностью
согласилась с решением Верховного Суда РФ по данному делу, указав дополнительно
следующее.
По мнению Кассационной коллегии ВС РФ, представляется несостоятельной
ссылка в кассационной жалобе на то, что Воздушный кодекс РФ не содержит
норм, регулирующих отношения, возникающие между перевозчиком и пассажиром
в случае утраты билета, а если положение не урегулировано Воздушным
кодексом РФ, в правилах может быть предусмотрено иное. Статья 107 Воздушного
кодекса РФ определяет основания, при которых договор воздушной перевозки
может быть расторгнут по инициативе перевозчика. Установление в оспоренной
норме пункта 3.1.1 Правил перевозки дополнительного основания - утрата
пассажиром билета, противоречит Воздушному кодексу РФ, а следовательно,
незаконно. Также признан необоснованным довод о том, что при отсутствии
билета отсутствует управомоченное лицо, в отношении которого перевозчик
должен исполнить обязательство, так как в рассматриваемом случае доказательством
заключения договора перевозки пассажира является предъявление последним
билета.
Кассационная коллегия отметила, что действующим гражданским
законодательством не предусмотрены случаи отказа от исполнения обязательства
в случае утраты договора, заключенного в письменной форме. Факт заключения
договора может быть подтвержден и иными средствами доказывания.
На основании изложенного Кассационная коллегия Верховного
Суда РФ определением
от 17.11.2005 N КАС05-500 оставила без изменения решение
Верховного Суда РФ от 23.08.2005.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)