О внесении изменений в Воздушный Кодекс
Российской Федерации.
Скачать
(33 kb)
Федеральным
законом от 18.07.2006 N 114-ФЗ внесенны изменения в Воздушный
кодекс РФ (далее - Кодекс) направлены на совершенствование правового
регулирования деятельности в области гражданской авиации (в первую очередь
- авиации общего назначения) и вступили в силу 31.07.2006.
Авиация общего назначения и коммерческая гражданская
авиация
В соответствии с ранее содержавшимся в статье 21 Кодекса
определением под авиацией общего назначения понималась гражданская авиация
(то есть авиация, обеспечивающая потребности граждан и экономики), используемая
на безвозмездной основе.
Согласно новой редакции пункта 3 указанной статьи к авиации
общего назначения относится гражданская авиация, не используемая для
осуществления коммерческих воздушных перевозок (определение термина
"коммерческая воздушная перевозка" приведено в пункте 3 статьи 101 Кодекса)
и выполнения авиационных работ. Новое определение дано и для коммерческой
гражданской авиации (пункт 2 статьи 21 Кодекса). Под "коммерческой"
теперь понимается гражданская авиация, используемая для предоставления
услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов,
почты) и (или) выполнения авиационных работ. По мнению разработчиков
Федерального закона, указанные изменения понятийного аппарата направлены
на приведение положений Кодекса в соответствие с нормами Гражданского
кодекса РФ, предусматривающего различие между коммерческими и некоммерческими
организациями исходя из того, является ли извлечение прибыли основной
целью их деятельности или нет.
Гражданские воздушные суда. Государственная регистрация
и допуск к эксплуатации
Согласно новой редакции пункта 1 статьи 33 Кодекса предназначенные
для выполнения полетов гражданские воздушные суда (за исключением сверхлегких
воздушных судов авиации общего назначения) подлежат государственной
регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ
с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном
реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии
заключения соглашения о поддержании летной годности между РФ и государством
регистрации (возможность заключения таких соглашений предусмотрена Конвенцией
о международной гражданской авиации). В свою очередь, сверхлегкие гражданские
воздушные суда авиации общего назначения подлежат государственной регистрации
в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской
авиации. Понятие уполномоченных органов приводится в статье 6 Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 регистрация гражданских
воздушных судов возложена на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Здесь следует пояснить, что в соответствии с дополнением, внесенным
в статью 32 Кодекса, критерием отнесения воздушных судов к категории
"легкие" или "сверхлегкие" является их максимальный взлетный вес: менее
5 700 кг - для легкого воздушного судна (а для вертолета - менее 3 100
кг), не более 495 кг (без учета веса авиационных средств спасания) -
для сверхлегкого.
По-прежнему статьей 36 Кодекса предусматривается, что гражданские
воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной
годности (удостоверения о годности к полетам). Это требование распространяется
как на воздушные суда коммерческой гражданской авиации, так и на воздушные
суда авиации общего назначения. Вместе с тем, новая редакция пункта
1 статьи 36 Кодекса закрепляет возможность выдачи сертификата летной
годности (удостоверения о годности к полетам) воздушного судна не только
на основании "сертификата типа" (аттестата о годности к эксплуатации),
но и на основании акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие
его требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным
требованиям. Такое дополнение имеет принципиальное значение, ведь сертификат
типа выдается в том случае, если в ходе проведения сертификации гражданского
воздушного судна нового типа будет установлено, что оно соответствует
предъявляемым к нему обязательным требованиям, а его конструкция признается
в качестве типовой (пункт 1 статьи 37 Кодекса). Однако существует достаточное
количество воздушных судов (значительное число которых может быть отнесено
именно к авиации общего назначения), не имеющих сертификатов типа, в
том числе и по причине отсутствия у них "типовой конструкции" (например,
летательные аппараты индивидуальной постройки, собранные "своими руками").
При этом, правда, использование гражданского воздушного
судна, сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам)
которого выдан на основании акта оценки, для осуществления коммерческих
воздушных перевозок не допускается, но применительно к авиации общего
назначения запрет на выполнение таких перевозок вытекает, собственно,
из самого определения этой авиации.
При эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов
не обязательно наличие на их борту руководства по летной эксплуатации,
а также бортового и санитарного журналов (подпункт 1 пункта 1 статьи
67 Кодекса).
Эксплуатанты. Объекты имущества авиации
Эксплуатант - это гражданин или юридическое лицо, имеющие
воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином
законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов
и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (пункт 3 статьи 61
Кодекса).
В соответствии со статьями 24 и 61 Кодекса Минтрансом РФ
были разработаны и утверждены Приказом от 18.06.2003 N 147 (зарегистрирован
в Минюсте РФ 23.09.2003 N 5104) Федеральные авиационные правила "Эксплуатанты
авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего
назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов
авиации общего назначения" (далее - ФАП-147). Согласно пункту 2 ФАП-147
эксплуатантом авиации общего назначения (далее - эксплуатант АОН) является
гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности,
на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное
воздушное судно для полетов в целях авиации общего назначения и имеющие
свидетельство эксплуатанта АОН.
Пунктом 4 статьи 61 Кодекса от обязанности получить сертификат
(свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный этому сертификату (свидетельству)
документ теперь освобождаются не только лица, использующие воздушные
суда в целях государственной и экспериментальной авиации, что предусматривалось
и ранее, но и лица, использующие легкие и сверхлегкие гражданские воздушные
суда авиации общего назначения.
В связи с этим новой редакцией пункта 5 статьи 37 Кодекса
соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания гражданского
воздушного судна, предусмотренных эксплуатационной документацией этого
судна и обеспечивающих поддержание его летной годности, возлагается
на эксплуатанта (то есть лицо, получившее соответствующий документ,
например, свидетельство эксплуатанта АОН) или на "владельца легкого
гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого
гражданского воздушного судна авиации общего назначения", имеющих свидетельство
о государственной регистрации воздушного судна. (Следует отметить, что
пунктом 3 ФАП-147, изложенным в редакции Приказа Минтранса РФ от 28.05.2005
N 55, исключение из общего правила о недопустимости использования воздушных
судов для полетов в целях авиации общего назначения юридическими и физическими
лицами, не имеющими свидетельств эксплуатанта АОН, было сделано лишь
для случая использования этими лицами безмоторных сверхлегких летательных
аппаратов массой конструкции до 75 кг и максимальной скоростью полета
до 100 км/ч.)
Статья 54 Кодекса дополнена пунктом 2, согласно которому
подготовка пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего
назначения может проводиться инструкторами, получившими соответствующее
разрешение уполномоченного органа в области гражданской авиации.
В статье 40 Кодекса раскрывается содержание понятия "посадочная
площадка", а также вводится определение нового термина - "вертодром"
(хотя этот термин ни в каких других статьях не упоминается). Порядок
допуска вертодромов к эксплуатации и требования к посадочным площадкам
должны быть установлены федеральными авиационными правилами.
Также следует отметить, что теперь статьей 7 Кодекса предусмотрено,
что в соответствии с законодательством РФ в собственности физических
лиц могут находиться не только гражданские воздушные суда, но и иное
имущество гражданской и экспериментальной авиации: экспериментальные
воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические и другие предназначенные
для обеспечения полетов воздушных судов средства.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)