Об изменениях в Налоговом
Кодексе РФ и в налоговом администрировании
Скачать
(40 kb)
Сегодняшний обзор посвящен недавно принятому
закону от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и
часть вторую Налогового Кодекса РФ и в отдельные законодательные акты
РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
Большинство положений этого документа вступают в силу уже в новом году.
Закон вносит самые масштабные изменения в часть первую
Налогового кодекса РФ за все время ее действия (изменениям подверглось
порядка ста статей). Также внесены изменения более чем в 60 статей части
второй Налогового кодекса РФ, однако большинство из них можно отнести
к разряду технических и связаны они с уточнением исчисления сроков.
Кроме того, изменены отдельные положения Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1
"О налоговых органах Российской Федерации", Федерального закона от 15.12.2001
N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
и Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации".
Закон вступает в силу с 1 января 2007 года, за исключением
положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Изменения
направлены на совершенствование налогового контроля, упорядочение налоговых
проверок и документооборота в налоговой сфере.
Изменения, внесенные в общие положения
части первой Налогового кодекса РФ (..)
В новой редакции, в частности, изложена статья 6.1 НК РФ,
определяющая порядок исчисления сроков, установленных законодательством
о налогах и сборах. Законодатель отказался от исчисления сроков неделями.
Уточнены положения, касающиеся течения срока, определяемого днями: если
такой срок не установлен в календарных днях, то он исчисляется в рабочих
днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в
соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или)
нерабочим праздничным днем. Пункт 2 статьи 11 НК РФ дополнен понятиями
"лицевые счета", "счета Федерального казначейства", "учетная политика
для целей налогообложения" и "место пребывания физического лица". Теперь
место жительства может определяться по месту пребывания физического
лица при отсутствии у этого физического лица места жительства на территории
РФ. Из круга физических лиц, признаваемых для целей НК РФ индивидуальными
предпринимателями, исключены нотариусы, занимающиеся частной практикой,
и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
Права и обязанности налогоплательщиков
(плательщиков сборов), а также налоговых и финансовых органов (..)
Так, например, согласно новой редакции статьи 23 НК РФ,
устанавливающей обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов),
до семи дней сокращается срок, в течение которого налогоплательщики
должны сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии счетов в
банках (лицевых счетов). Уточнено, что индивидуальные предприниматели
сообщают только о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Расширен перечень обязанностей налоговых органов, закрепленный в статье
32 НК РФ. К ним, в частности, добавлены такие как: необходимость руководствоваться
письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства
РФ о налогах и сборах; сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов
и налоговым агентам сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального
казначейства, а также об их изменениях. Кроме того, налоговые органы
теперь обязаны в 5-дневный срок со дня поступления соответствующего
запроса от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента
представить справку о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням
и штрафам на основании данных налогового органа.
Изменениями, внесенными в статью 34.2 НК РФ, устанавливающую
полномочия финансовых органов в области налогов и сборов, определены
четкие сроки, в которые Минфин России и финансовые органы субъектов
РФ и муниципальных образований должны ответить на запросы налогоплательщиков.
Исполнение обязанности по уплате налогов
и сборов (..)
В новой редакции изложена статья 58 НК РФ, в которой регламентируется
порядок уплаты налогов и сборов. Так, в случае уплаты авансовых платежей
по налогу в более поздние по сравнению с установленными законодательством
о налогах и сборах сроки начисляются пени, при этом нарушение порядка
исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться
в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение
законодательства о налогах и сборах.
Четко прописаны обязанности местной администрации и организации
федеральной почтовой связи при уплате через них налога физическими лицами
при отсутствии у последних банка, а также установлена ответственность
за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей.
В статье 60 НК РФ устанавливается обязанность банка сообщить
налогоплательщику и (или) в налоговый орган о неисполнении (частичном
исполнении) в срок поручения налогоплательщика или поручения налогового
органа в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на
корреспондентском счете банка, открытом в учреждении ЦБ РФ.
Внесены существенные изменения в порядок предоставления
отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов (глава 9 НК РФ). В частности,
исключено условие о лимитах их предоставления в пределах, устанавливаемых
законами РФ и субъектов РФ о соответствующих бюджетах и правовыми актами
представительных органов муниципальных образований. Увеличен предельный
срок предоставления отсрочки (рассрочки) с шести месяцев до одного года.
При этом отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части,
зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий
три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ. Отменяется
институт налогового кредита. Кроме того, сокращен срок, в течение которого
заинтересованное лицо должно отправить копию заявления о предоставлении
отсрочки или рассрочки по уплате налога в налоговый орган по месту учета,
- теперь он составляет пять дней.
В пункте 4 статьи 69 НК РФ теперь установлен минимальный
срок, равный десяти календарным дням, в течение которого налогоплательщик
должен исполнить требование налогового органа об уплате налога.
Если налогоплательщик воспользовался ошибочными разъяснениями
финансовых, налоговых и других уполномоченных органов государственной
власти или их должностных лиц, то пени на сумму недоимки, образовавшуюся
в результате выполнения им таких разъяснений, не начисляются (пункт
8 статьи 75 НК РФ). Существенные изменения внесены в главу 12 "Зачет
и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм" НК РФ. Предусматривается
проведение зачета сумм излишне уплаченных налогов и сборов в бюджеты
разных уровней бюджетной системы РФ. Изменен срок, в течение которого
налоговый орган должен сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным
налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного
налога. Если раньше такой срок устанавливался равным месяцу, то теперь
он сокращен до 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Одновременно увеличен срок принятия налоговым органом решения
о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей,
- теперь он составляет 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика
или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта
совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка
проводилась.
Установлены конкретные сроки для принятия налоговым органом
решения о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки
по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, - такое решение
должно быть принято в течение 10 дней со дня обнаружения налоговым органом
факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом
и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если
такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения
суда. В этом случае зачет производится налоговыми органами самостоятельно,
что, однако, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый
орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога
в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). При подаче
заявления налогоплательщиком решение о зачете должно быть принято налоговым
органом в десятидневный срок со дня получения указанного заявления или
со дня подписания акта совместной сверки. Аналогичный срок установлен
и для принятия налоговыми органами решения о возврате суммы излишне
уплаченного налога.
Налоговая декларация (..)
В новой редакции статьи 80 НК РФ кроме определения налоговой
декларации приведены также определения расчета авансового платежа и
расчета сбора. Установлено, что не подлежат представлению в налоговые
органы налоговые декларации (расчеты), по которым налогоплательщики
освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных
налоговых режимов. Кроме того, при отсутствии финансово-хозяйственной
деятельности налоговые декларации представляются налогоплательщиком
по упрощенной форме.
Установлено, что налогоплательщики, среднесписочная численность
работников которых на 1 января текущего календарного года превышает
определенный лимит, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый
орган в электронном виде (так, до 1 января 2008 года этот лимит устанавливается
равным 250 человек, а после - 100 человек). Единственным исключением
из этого правила является информация, отнесенная к государственной тайне,
если для нее законодательством РФ предусмотрен иной порядок представления.
Определен закрытый перечень сведений, не связанных с исчислением
и (или) уплатой налогов и сборов, включения которых в налоговую декларацию
(расчет) налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков
сборов, налоговых агентов). К таковым относятся: вид документа; наименование
налогового органа; место нахождения и полное наименование организации
(ее обособленного подразделения) или место жительства и фамилия, имя,
отчество физического лица; номера контактного телефона налогоплательщика.
Изложена в новой редакции и статья 81 НК РФ, в которой
установлен порядок представления уточненных налоговых деклараций. Теперь
при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации
недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы
налога, подлежащей уплате, внесение необходимых изменений и представление
в налоговый орган уточненной декларации - право, а не обязанность налогоплательщика.
В качестве основания освобождения от ответственности при подаче уточненной
налоговой декларации после истечения срока подачи налоговой декларации
и срока уплаты налога добавлено представление уточненной налоговой декларации
после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый
период, если по результатам такой проверки не были обнаружены неотражение
или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки,
приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Налоговый контроль (..)
Физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями,
теперь предоставлено право не указывать идентификационные номера налогоплательщиков
в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях
или иных документах, указывая при этом свои персональные данные (пункт
7 статьи 84 НК РФ).
Устанавливается, что налоговые органы могут проводить два
типа налоговых проверок - камеральные и выездные (статья 87 НК РФ).
Встречные проверки являются только способом подтверждения информации,
для них не требуется составление соответствующего акта.
В новой редакции изложена статья 88 НК РФ, регламентирующая
порядок проведения камеральных налоговых проверок. Устанавливается,
что камеральная налоговая проверка может длиться не более трех месяцев
со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
При этом налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные
сведения и документы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
Новой статьей 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ предусмотрена
возможность проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения
налогового органа в случае, если налогоплательщик не может предоставить
помещение для ее проведения. Установлено, что выездная налоговая проверка
одного налогоплательщика не может проводиться в течение одного календарного
года более двух раз. При определении количества выездных налоговых проверок
налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных
выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
Предельный срок проведения выездной налоговой проверки
устанавливается равным двум месяцам, с возможностью его продления до
четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Исключено положение,
согласно которому срок проведения выездной налоговой проверки включал
в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого
налогоплательщика. Теперь указанный срок исчисляется со дня вынесения
решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной
проверке.
Для проведения экспертиз; истребования документов (информации);
перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком
на иностранном языке; а также для получения информации от иностранных
государственных органов в рамках международных договоров РФ налоговый
орган вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. При
этом общий срок ее приостановления не может превышать шесть месяцев,
а в случаях, связанных с получением необходимой информации от иностранных
государственных органов в рамках международных договоров РФ, этот срок
может быть дополнительно увеличен еще на три месяца.
Прописан в Законе и порядок назначения повторных выездных
налоговых проверок. Повторные выездные налоговые проверки могут производиться
только в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа
и в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации,
в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
При этом даже если по их результатам будет выявлен факт совершения налогоплательщиком
налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной
выездной налоговой проверки, налоговые санкции к нему применены быть
не могут. Единственным исключением из этого правила является случай,
когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной
выездной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком
и должностным лицом налогового органа.
Увеличен с 5 до 10 дней срок представления истребованных
налоговыми органами документов с возможностью увеличения этого срока
руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Установлены
запреты на требование нотариального удостоверения копий документов,
представляемых в налоговый орган, если иное не предусмотрено законодательством
РФ, а также на повторное истребование у налогоплательщиков документов,
ранее представленных им в налоговые органы при проведении камеральных
или выездных налоговых проверок, за исключением документов, которые
ранее представлялись в виде подлинников, и документов, которые не были
сохранены в налоговом органе вследствие непреодолимой силы (статья 93
НК РФ).
Статья 94 "Выемка документов и предметов" НК РФ дополнена
абзацем, в котором установлено, что изъятые документы должны быть пронумерованы,
прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового
агента, плательщика сбора), а в случае их отказа скрепить печатью или
подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка в
протоколе о выемке.
Унифицирован порядок оформления результатов налоговых проверок.
Результаты камеральных налоговых проверок, согласно новой редакции статьи
100 НК РФ, при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах
должны оформляться соответствующими актами.
Налоговые правонарушения и ответственность
за их совершение (..)
Изменения коснулись и порядка привлечения к ответственности
за совершение налоговых правонарушений. В частности, установлено, что
решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
вступает в силу и исполняется не сразу, а по истечении 10 дней со дня
вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.
За это время оно может быть обжаловано в апелляционном порядке путем
подачи апелляционной жалобы. Жалоба на вступившее в силу решение налогового
органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть
подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения
(статья 139 НК РФ).
Перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении
налогового правонарушения, закрепленный в пункте 1 статьи 111 НК РФ,
стал открытым. К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение
налогового правонарушения, поименованным в пункте 1 статьи 112 НК РФ,
отнесено тяжелое материальное положение привлекаемого к ответственности
физического лица.
Статья 113 НК РФ, устанавливающая правила исчисления срока
давности привлечения к ответственности, дополнена пунктом 1.1, согласно
которому течение указанного срока приостанавливается, если лицо, привлекаемое
к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало
проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием
для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих
уплате в бюджетную систему РФ.
Глава 16 Налогового кодекса РФ дополняется статьей 129.2,
в которой устанавливается ответственность за нарушение порядка регистрации
объектов игорного бизнеса.
В новой редакции изложена статья 135.1 НК РФ, устанавливающая
ответственность за непредставление банком в налоговый орган справок
по операциям и счетам. Ранее этой статьей за одно и то же правонарушение
устанавливались разные санкции, теперь это исправлено.
Изменения, внесенные в часть вторую
Налогового кодекса РФ (..)
В частности, внесены изменения в главу 21 "Налог на добавленную
стоимость" НК РФ, из существенных можно отметить переход от ежемесячной
уплаты НДС к поквартальной. Эта норма начнет действовать с 1 января
2008 года и значительно снизит объем представляемых документов. Поскольку
сам налог будет платиться реже, это даст возможность налогоплательщикам
использовать суммы налога в качестве оборотных средств.
В новой редакции изложена статья 176 "Порядок возмещения
налога" НК РФ. Так, после представления налогоплательщиком налоговой
декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной
к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки. Решение
о возмещении (полностью или частично) соответствующих сумм должно быть
принято налоговым органом в течение семи дней по окончании налоговой
проверки, если в ходе нее не были выявлены нарушения законодательства
о налогах и сборах.
При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным
федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или)
штрафам, налоговым органом самостоятельно производится зачет суммы налога,
подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности.
Если недоимка (задолженность) отсутствует, сумма налога, подлежащая
возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика
на указанный им банковский счет. Также по письменному заявлению налогоплательщика
суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих
налоговых платежей по НДС и иным федеральным налогам.
На следующий день после принятия решения о возврате налоговый
орган обязан отправить в территориальный орган Федерального казначейства
поручение на возврат суммы налога, и уже территориальный орган Федерального
казначейства в течение пяти дней со дня получения такого поручения осуществляет
возврат налогоплательщику суммы налога и в тот же срок уведомляет налоговый
орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных
средств.
Кроме того, налоговый орган обязан сообщить в письменной
форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении, о принятом
решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или
об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего
решения.
Из изменений, внесенных в главу 22 "Акцизы" Налогового
кодекса РФ, можно отметить упразднение налоговых постов. В главу 23
"Налог на доходы физических лиц" НК РФ внесены изменения, уточняющие
институт налогового резидента Российской Федерации. В настоящее время
согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ налоговыми резидентами признаются
физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183
дней в календарном году. Таким образом, статус налогового резидента
приобретается физическим лицом применительно к каждому календарному
году, и до истечения 183 дней с начала календарного года физические
лица (в том числе и российские граждане, постоянно проживающие в РФ)
не являются налоговыми резидентами, что представляется неправильным.
С момента вступления Закона в силу налоговым резидентом
будет признаваться физическое лицо, фактически находящееся в РФ не менее
183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом
период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его
выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения
и обучения. Отдельные категории лиц, а именно российских военнослужащих,
проходящих службу за границей, а также сотрудников органов государственной
власти и органов местного самоуправления, командированных на работу
за пределы РФ, предлагается признавать налоговыми резидентами РФ независимо
от фактического времени нахождения на территории Российской Федерации.
(Вверх)
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)