Утвержденная Приказом МВД РФ от 22.09.2006
N 750 "Инструкция по работе с обращениями граждан в системе МВД России"
(далее - Инструкция) воспроизводит основные нормы вступившего в силу
Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации" и конкретизирует их с учетом особой специфики этой работы
в системе МВД.
Установленный Инструкцией порядок работы распространяется
на все обращения граждан, поступившие в подразделения системы МВД
РФ, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в ином
порядке. Указания на ряд таких исключений содержатся в Инструкции
(п. п. 5 - 11, 20, 22).
Так, например, порядок работы с заявлениями, связанными
с утратой или выдачей удостоверений, разрешений, лицензий, справок,
заключений, государственных регистрационных знаков, талонов, паспортов,
актов, документов, предоставляющих или восстанавливающих какое-либо
право, регламентирован федеральным законодательством, и положения
Инструкции на такие обращения не распространяются.
Обращения, касающиеся процессуальных вопросов по уголовным
делам либо связанные с рассмотрением гражданских исков, а также рапорты
сотрудников органов внутренних дел регистрируются в порядке, установленном
Инструкцией, но рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным
либо гражданским процессуальным законодательством или законодательством
о службе в органах внутренних дел.
Обращения военнослужащих к командованию подразделений
и учреждений внутренних войск подаются и рассматриваются в соответствии
с Дисциплинарным уставом ВС РФ.
В отдельном порядке рассматриваются сообщения о преступлениях,
административных правонарушениях и иных событиях, угрожающих личной
или общественной безопасности, - такие обращения рассматриваются в
соответствии с "Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения
в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений
и иной информации о происшествиях", утвержденной Приказом МВД РФ от
01.12.2005 N 985. Обращения граждан о противоправных деяниях, совершенных
сотрудниками органов внутренних дел, рассматриваются в порядке, предусмотренном
Инструкцией, а при обнаружении признаков состава преступления обращение
гражданина и материалы проверки направляются в прокуратуру для принятия
решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Прием, регистрация и рассмотрение
письменных обращений(..)
Поступившие в подразделение системы МВД РФ письменные
обращения регистрируются и учитываются подразделением делопроизводства
в течение трех дней с момента их поступления (п. 19).
В МВД РФ, подразделениях МВД по субъектам РФ и управлениях
внутренних дел на транспорте в доступных для граждан местах устанавливаются
ящики для приема письменных обращений граждан, выемка которых из ящиков
должна производиться не реже двух раз в день (п. 21).
Следует иметь в виду, что все конверты, направленные
гражданами в адрес подразделения системы МВД РФ, в том числе адресованные
конкретному должностному лицу с пометкой "лично", подлежат вскрытию
с соблюдением "Правил работы с почтовыми отправлениями, вызывающими
подозрение на содержание веществ или предметов, опасных для жизни
и здоровья людей", являющихся приложением к Инструкции.
Обращения в форме электронных сообщений по Интернету
распечатываются и дальнейшая работа с ними ведется как с письменными
обращениями. При этом невозможность рассмотрения какого-либо конкретного
обращения без необходимых документов и личной подписи может являться
основанием для отказа в его рассмотрении (п. 84). Письменные обращения,
представленные в орган внутренних дел непосредственно автором или
лицом, представляющим его интересы, принимаются и регистрируются в
дежурной части круглосуточно. Оперативный дежурный оформляет талон-уведомление
и выдает его лицу, представившему обращение. Письменные обращения
докладываются руководителю органа внутренних дел и в этот же день,
или в ближайший рабочий день, передаются в подразделение делопроизводства
органа внутренних дел для регистрации. В учетной форме дежурной части
оперативным дежурным делается отметка о регистрационном номере и дате
регистрации обращения в подразделении делопроизводства (п. 20).
Решение о принятии обращения к рассмотрению и направлении
его в соответствующее подразделение по подведомственности или территориальности
должно быть принято в течение семи дней с даты регистрации. По обращению
может быть принято и другое решение - о приобщении аналогичного обращения
к материалам проверки по первому обращению, а также об отказе в проведении
проверки по анонимному обращению или обращению, содержащему нецензурные,
оскорбительные выражения, либо содержащему текст, лишенный логики
и смысла, или не поддающийся прочтению (что соответствует Федеральному
закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Срок рассмотрения обращения также соответствует установленному
законом - он должен составлять не более 30 дней и в исключительных
случаях может быть продлен руководителем подразделения системы МВД
не более чем на 30 дней.
В отношении процедуры рассмотрения обращения можно отметить
норму Инструкции (п. 67.2), установившую право гражданина знакомиться
с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если
это не противоречит законодательству, не затрагивает права других
лиц, и если в материалах не содержится сведений, составляющих государственную
или иную охраняемую законом тайну. Отказ гражданину в ознакомлении
с материалами по его обращению должен быть мотивирован.
После завершения проверки, проведенной по сведениям,
изложенным в обращении, для обобщения результатов составляется мотивированное
заключение. Заключение должно содержать анализ собранных материалов
и выводы по итогам проверки, должно быть подписано лицом, производившим
проверку, и утверждено руководителем органа внутренних дел.
Ответ гражданину по существу поставленных в обращении
вопросов дается в письменной форме на официальном бланке подразделения
системы МВД РФ за подписью руководителя подразделения (п. п. 75, 76,
79).
Прием граждан в подразделениях системы МВД РФ осуществляется
во все рабочие дни и в один из общевыходных дней недели. Не менее
двух раз в неделю прием граждан осуществляется в вечернее время (после
18 часов). В дежурных частях органов внутренних дел, как уже говорилось,
граждане принимаются круглосуточно.
Руководящий состав региональных органов МВД обязан проводить
прием граждан не реже двух раз в месяц, руководители структурных подразделений
этих органов - не реже одного раза в неделю (п. п. 103, 104).
Сотрудники приемной МВД РФ осуществляют личный прием
граждан в день их обращения. Регистрация посетителей производится
с 9 до 17 часов, в субботу - с 10 до 13 часов.
Заместители министра и руководители департаментов министерства
осуществляют личный прием граждан в приемной министерства в рабочие
дни с 10 до 12 часов по ежемесячным графикам, утвержденным министром.
Министр внутренних дел РФ осуществляет личный прием граждан
в приемной Правительства РФ по графику, утвержденному руководителем
аппарата правительства (п. п. 121 - 123).
Среди норм Инструкции, регулирующих процедуру приема,
можно отметить следующие.
Прием граждан ведется в порядке очередности. Допускается
осуществление приема граждан по предварительной записи. Граждане,
имеющие льготы и преимущества, установленные законодательством, принимаются
вне очереди. Иногородние посетители во всех случаях должны приниматься
в день обращения (п. п. 105, 106).
Содержание устного обращения заносится в карточку личного
приема гражданина. В карточке, кроме некоторых других сведений, учитываются
и сведения о результатах приема.
В том случае, если поставленные посетителем вопросы требуют
дополнительного изучения или проверки, и его просьба не может быть
разрешена в процессе приема, ему должна быть разъяснена необходимость
подачи письменного обращения. Если посетитель по каким-либо причинам
не может самостоятельно изложить суть своего обращения в письменной
форме, должностное лицо, осуществляющее прием, обязано оказать ему
в этом необходимую помощь (п. 115.3).
Приказ МВД РФ от 22.09.2006 N 750 "Об
утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД
России" можно скачать.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)
Артикс, Региональный
Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва
, ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86
, fax (495) 721-35-86