14 августа 2007 года вступит в силу
Федеральный закон, направленный на создание правовых и организационных
основ транспортной безопасности, эффективной системы государственного
управления, защиту интересов личности, общества и государства, а также
транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Транспортная безопасность характеризует собой состояние
защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
от актов незаконного вмешательства. Согласно статье 1 Закона, акт
незаконного вмешательства представляет собой противоправное действие
(бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной
деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение
вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу
наступления таких последствий.
Объекты транспортной инфраструктуры включают в себя железнодорожные,
трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные
дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные
станции, метрополитены, аэродромы и аэропорты, объекты систем связи,
навигации и управления движением транспортных средств, а также иные
обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения,
устройства и оборудование.
К транспортным средствам относятся воздушные суда, железнодорожный
подвижной состав, суда, используемые в целях торгового мореплавания
или судоходства, подвижной состав автомобильного и электрического
городского наземного пассажирского транспорта.
Требования по обеспечению транспортной безопасности для
различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных
средств устанавливаются Правительством РФ и являются обязательными
для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры (статья
8 Закона).
В соответствии со статьей 4 Закона, безопасность объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств должны обеспечивать
субъекты транспортной инфраструктуры, то есть юридические и физические
лица, являющиеся их собственниками или использующие их на ином законном
основании. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства,
обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно федеральными
органами исполнительной власти, определяются федеральными законами
и нормативными правовыми актами Правительства РФ. Статьей 12 Закона
установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры имеют право
получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти
информацию по вопросам обеспечения транспортной безопасности, а также
вносить предложения по ее обеспечению.
В то же время на них возлагается ряд обязанностей, в
частности, незамедлительно информировать уполномоченные федеральные
органы исполнительной власти об угрозах совершения и о совершении
актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры
и транспортных средствах; выполнять предписания, постановления должностных
лиц об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной
безопасности; оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении
актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий,
установлении причин и условий их совершения.
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут
ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной
безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Оценка уязвимости, то есть определение степени защищенности
транспортного комплекса, проводится специализированными организациями,
а также организациями и подразделениями органов исполнительной власти
на основе публичного договора по установленным тарифам. Результаты
проведенной оценки должны быть утверждены компетентными органами в
области обеспечения транспортной безопасности (статья 5 Закона).
Сведения об уязвимости объектов транспортной инфраструктуры
и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа.
При этом сведения о степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры
и транспортных средств, обеспечение транспортной безопасности которых
осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной
власти, являются сведениями, составляющими государственную тайну.
На основании результатов проведенной оценки субъектами транспортной
инфраструктуры разрабатываются планы с указанием мер по обеспечению
транспортной безопасности. Реализация утвержденных компетентными органами
планов осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры самостоятельно,
либо, в отдельных случаях, совместно с органами государственной власти
или органами местного самоуправления или исключительно органами государственной
власти.
Содержащиеся в планах сведения могут быть отнесены к
информации ограниченного доступа либо к сведениям, составляющим государственную
тайну.
Ограничения при приеме на работу,
непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности(..)
Статьей 10 Закона установлен ряд ограничений при приеме
на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности.
Так, на указанную работу не могут быть приняты лица,
имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного
преступления, состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения
по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, а
также граждане, в отношении которых имеется заключение органов внутренних
дел о невозможности их допуска к осуществлению деятельности, связанной
с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья
человека и для окружающей среды. Досрочное прекращение полномочий
по государственной должности или увольнение с государственной службы,
связанное с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим
нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного
служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения
полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года, также
будет являться основанием в приеме на работу по обеспечению транспортной
безопасности.
Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно
связанных с обеспечением транспортной безопасности, устанавливается
Правительством РФ.
Информационная система обеспечения
транспортной безопасности(..)
Согласно статье 11 Закона, в целях осуществления мер
по обеспечению транспортной безопасности создается единая государственная
информационная система. Указанная система является собственностью
РФ и состоит, в том числе, из автоматизированных централизованных
баз персональных данных о пассажирах.
Установлено, что такие базы формируются при осуществлении
внутренних и международных воздушных перевозок, железнодорожных перевозок
в дальнем следовании, международных перевозок морским, внутренним
водным и автомобильным транспортом, а также перевозок железнодорожным,
морским, внутренним водным и автомобильным транспортом по отдельным
маршрутам, определенным Правительством РФ.
Автоматизированные централизованные базы персональных
данных о пассажирах будут формироваться на основании информации, предоставляемой
субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, федеральными
органами исполнительной власти, а также иностранными государствами
и организациями в рамках международного сотрудничества.
К сведениям, которые подлежат передаче в автоматизированные
централизованные базы персональных данных о пассажирах при оформлении
проездных документов (билетов), относятся фамилия, имя, отчество пассажира,
дата и место его рождения, вид и номер документа, удостоверяющего
личность, по которому приобретается билет, пункты отправления и назначения,
вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный) и дата поездки.
Информационные ресурсы единой государственной информационной
системы обеспечения транспортной безопасности являются информацией
ограниченного доступа.
Контроль за соблюдением порядка передачи сведений в автоматизированные
централизованные базы персональных данных о пассажирах осуществляется
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по контролю и надзору в сфере транспорта.
Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-фз "О транспортной
безопасности" можно - скачать.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)
Артикс, Региональный
Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва
, ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86
, fax (495) 721-35-86