Федеральный закон от 20.04.2007 N 53-фз
(О внесении изменений в главу 1 "Общие положения" и главу 2 "Размещение
заказа путем проведения конкурса", главу 3 "Размещение заказа путем
проведения аукциона" и главу 4 "Размещение заказов путем запроса котировок"
федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в
Гражданский Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ)
Федеральный закон от 20.04.2007 N 53-ФЗ
(далее - Закон) внес многочисленные изменения в нормы Федерального
закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (далее - Закон о госзаказе) и нормы других
законодательных актов, регулирующих основные положения порядка размещения
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд. Кроме этого, изменены нормы,
регулирующие отдельные способы размещения заказа (за исключением норм,
регулирующих порядок размещения заказов на товарных биржах).
1) Правоотношения, регулируемые Законом
о госзаказе(..)
Внесенными изменениями установлено, что случаи поставки
товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных или
муниципальных нужд на сумму, не превышающую предельного размера расчетов
наличными деньгами между юридическими лицами, в отличие от ранее действовавшего
порядка относятся к правоотношениям, регулируемым Законом о госзаказе.
Поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в таких случаях
должны осуществляться в установленном Законом о госзаказе порядке
размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика),
при этом могут заключаться государственные или муниципальные контракты
либо иные гражданско-правовые договоры. Норма, предоставляющая право
бюджетным учреждениям закупать товары, работы, услуги без заключения
государственных или муниципальных контрактов на сумму, не превышающую
установленного предельного размера расчетов наличными деньгами, внесена
в Бюджетный кодекс РФ. Закон установил, что к правоотношениям, регулируемым
Законом о госзаказе, не относятся случаи оказания услуг международными
финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными
договорами, участником которых является Российская Федерация, а также
международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация
заключила международные договоры; перечень таких организаций должен
утверждаться Правительством РФ (п. 1, подп. "б" п. 46 ст. 1, ст. 3;
здесь и далее указываются статьи и пункты Федерального закона от 20.04.2007
N 53-ФЗ).
Президент РФ наделен правом предусматривать случаи, в
которых Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты,
регулирующие отношения, связанные с размещением заказов. Возможность
регулирования подзаконными актами отношений, связанных с размещением
заказов, установлена также нормами Закона, уточняющими порядок отбора
участников конкурса, аукциона либо отбора исполнителей госзаказа путем
запроса котировок, в части требований, предъявляемых к товарам, работам
и услугам (п. 2, подп. "в" п. 23, подп. "б" п. 33, п. 45 ст. 1).
Государственные внебюджетные фонды, бюджетные учреждения
и иные получатели средств федерального бюджета прямо определены Законом
в качестве государственных заказчиков, а в соответствии с предыдущей
редакцией Закона о госзаказе они являлись государственными заказчиками
только в случае наделения их такими полномочиями органами государственной
власти Российской Федерации. В соответствии с изменениями, которые
Закон внес в Гражданский кодекс РФ, указанные субъекты определены
в качестве стороны государственного контракта на выполнение подрядных
работ для государственных нужд (подп. "а" п. 4 ст. 1, ст. 2).
Закон установил, что в конкурсной документации, документации
об аукционе, а также в случае, если заказ размещается у единственного
поставщика, может быть предусмотрена возможность в ходе исполнения
контракта изменять по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком)
не более чем на десять процентов предусмотренные контрактом количество
товаров, объем работ или услуг, при изменении потребности в них, и
соответственно изменять первоначальную цену контракта. Предыдущей
редакцией Закона о госзаказе такую возможность можно было предусматривать
только в конкурсной документации, в отношении работ и услуг, изменять
объем которых можно было не более чем на пять процентов (подп. "д"
п. 8 ст. 1).
В случае, если цена государственного контракта на выполнение
работ для федеральных нужд, заключенного на срок не менее чем три
года, составляет десять миллиардов рублей и более и выполнение указанного
контракта без изменения его цены невозможно вследствие существенного
возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, такая цена может
быть изменена на основании решения Правительства РФ. В аналогичных
случаях в отношении контракта на выполнение работ для нужд субъекта
РФ ценой миллиард рублей и более, или муниципального контракта ценой
пятьсот миллионов рублей и более, цена может быть изменена соответственно
законом субъекта РФ или решением представительного органа местного
самоуправления (подп. "е" п. 8 ст. 1).
5) Ответственность сторон государственного
или муниципального контракта(..)
Закон установил ответственность поставщика, исполнителя
или подрядчика за просрочку исполнения предусмотренных государственным
или муниципальным контрактом обязательств - за каждый день просрочки
обязательства должна начисляться неустойка (штраф, пени) в размере,
установленном контрактом, но не менее одной трехсотой действующей
на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка
РФ (подп. "к" п. 8 ст. 1). Ранее Законом о госзаказе была установлена
аналогичная ответственность за просрочку исполнения обязательств,
предусмотренных контрактом, государственным (муниципальным) заказчиком.
Размер неустойки (штрафа, пени), уплачиваемой заказчиком за каждый
день просрочки не изменился, равняется одной трехсотой ставки рефинансирования,
и не может быть изменен контрактом.
Закон установил обязанность государственного или муниципального
заказчика отказаться от заключения контракта с победителем конкурса,
аукциона или победителем в проведении запроса котировок в случае установления
фактов проведения в отношении него процедуры ликвидации или процедуры
банкротства, приостановления его деятельности в административном порядке,
предоставления им ложных сведений о себе в процедурах отбора исполнителей
заказа или нахождения определенной части его имущества под арестом,
наложенным по решению суда (подп. "а" п. 8 ст. 1). В соответствии
с предыдущей редакцией Закона о госзаказе государственный или муниципальный
заказчик мог отказаться от заключения контракта в указанных случаях
по своему усмотрению.
При размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг путем проведения торгов (конкурсов или аукционов)
могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении
конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об
аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена,
сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания
услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе
или аукционе в отношении определенного лота. По каждому лоту заключается
отдельный государственный или муниципальный контракт (подп. "а" п.
9 ст. 1).
7) Размещение госзаказа у субъектов
малого предпринимательства(..)
Закон внес изменения в особенности размещения государственного
или муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства.
Государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны
страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение
заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее
чем десять и не более чем двадцать процентов (ранее - в размере пятнадцати
процентов) общего (в соответствии с внесенным уточнением - "годового")
объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг, и, в отличие
от ранее действовавшего порядка, не только путем проведения торгов,
но и путем запроса котировок. Начальная (максимальная) цена контракта
или лота при размещении заказа на поставку товара и выполнение работ
у субъектов малого предпринимательства не должна превышать три миллиона
рублей, при размещении заказа на оказание услуг не должна превышать
два миллиона рублей (подп. "б", "в" п. 13 ст. 1).
Закон установил право заказчика вносить изменение в извещение
о проведении открытого конкурса, содержащее сведения о факте, предмете
и условиях конкурса. Изменение предмета конкурса при этом не допускается,
а срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так,
чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения
на официальном сайте внесенных в извещение изменений до даты окончания
подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее
чем двадцать дней (подп. "в" п. 19 ст. 1).
Установлен запрет на включение в конкурсную документацию
требований к квалификации, опыту работы (в том числе и в форме требований
к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, потребительским
свойствам товара), деловой репутации, требований о наличии у участника
размещения заказа необходимых производственных мощностей, технологического
оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов (подп. "а" п.
20 ст. 1).
Установлена обязанность заказчика включать в конкурсную
документацию требование обеспечения исполнения контракта (лота), начальная
(максимальная) цена которого превышает пятьдесят миллионов рублей.
Размер обеспечения в таких случаях должен составлять от десяти до
тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта или лота,
на не менее чем размер аванса, если контрактом предусмотрена его выплата
(подп. "б" п. 20 ст. 1). Срок внесения заказчиком изменений в конкурсную
документацию сокращен с двадцати до пяти дней до дня окончания подачи
заявок на участие в конкурсе, но при этом установлено, что срок подачи
заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня
опубликования изменений в конкурсной документации в официальном печатном
издании и на официальном сайте до даты окончания подачи заявок на
участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней
(п. 22 ст. 1).
Участнику размещения заказа предоставлено право самостоятельно
решать вопрос - указывать или нет на конверте с заявкой на участие
в конкурсе свое фирменное наименование, почтовый адрес (для юридического
лица) или фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для
физического лица). Отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой
на участие в конкурсе, на котором не указаны сведения об участнике
размещения заказа, подавшем такой конверт, а также требование предоставления
таких сведений, в том числе в форме документов, подтверждающих полномочия
лица, подавшего конверт с заявкой, на осуществление таких действий
от имени участника размещения заказа, не допускается (подп. "б", "е"
п. 23 ст. 1).
С десяти до двадцати дней увеличен срок рассмотрения
заявок на участие в конкурсе, исчисляемый со дня вскрытия конвертов
с заявками (подп. "а" п. 25 ст. 1).
Закон установил, что государственный или муниципальный
контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня
размещения на официальном сайте протокола рассмотрения заявок на участие
в конкурсе и не ранее чем через десять дней со дня размещения на сайте
протокола оценки и сопоставления заявок, а при проведении закрытого
конкурса - со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок
(подп. "г" п. 25, подп. "б" п. 27 ст. 1).
Заказчику предоставлено право на обращение в суд с иском
о понуждении участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого
присвоен второй номер, заключить контракт, в случае уклонения такого
участника от заключения контракта и в случае, если ранее заказчик
не обращался в суд с иском о понуждении победителя конкурса заключить
контракт. Ранее Законом о госзаказе была установлена обязанность участника
конкурса, заявке которого был присвоен второй номер, заключить контракт
с заказчиком в случае, если заказчик не стал обращаться в суд с иском
о понуждении победителя конкурса заключить контракт (подп. "в" п.
27 ст. 1).
Федеральный закон от 20.04.2007 N 53-ФЗ (далее - Закон)
установил право заказчика не позднее чем за пять дней до даты окончания
подачи заявок на участие в аукционе вносить изменение в извещение
о проведении открытого аукциона (извещение содержит сведения о факте,
предмете и условиях аукциона). Изменение предмета аукциона при этом
не допускается, а срок подачи заявок на участие в аукционе должен
быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном
издании и размещения на официальном сайте внесенных в извещение изменений
до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял
не менее чем пятнадцать дней (подп. "б" п. 31 ст. 1; здесь и далее
указываются статьи и пункты Федерального закона от 20.04.2007 N 53-ФЗ).
Установлен запрет на включение в документацию об аукционе (в том числе
в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара,
работ, услуг, потребительским свойствам товара) требований к квалификации,
опыту работы участника размещения заказа, а также требований к его
деловой репутации, требований о наличии у него необходимых производственных
мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других
ресурсов (подп. "а" п. 32 ст. 1).
Установлена обязанность заказчика включать в документацию
об аукционе требование обеспечения исполнения контракта, начальная
(максимальная) цена которого превышает пятьдесят миллионов рублей.
Размер обеспечения в таких случаях должен составлять от десяти до
тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта или лота,
но не менее чем размер аванса, если контрактом предусмотрена его выплата
(подп. "б" п. 32 ст. 1).
Сокращен срок внесения заказчиком изменений в документацию
об аукционе с двадцати до пяти дней до дня окончания подачи заявок
на аукционе. При этом установлено, что срок подачи заявок на участие
в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном
печатном издании и размещения на официальном сайте внесенных в документацию
изменений до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой
срок составлял не менее чем пятнадцать дней (подп. "д" п. 32 ст. 1).
Максимальный срок рассмотрения заявок на участие в аукционе
увеличен с пяти до десяти дней, исчисляемых со дня окончания подачи
заявок (подп. "а" п. 34 ст. 1).
Установлена обязанность заказчика снизить "шаг аукциона"
(величину понижения начальной цены контракта) в случае, если после
троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни
один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить
более низкую цену контракта (подп. "в" п. 35 ст. 1). Предыдущая редакция
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд" (далее - Закон о госзаказе) решение вопроса
о снижении шага аукциона в указанном случае оставляла на усмотрение
заказчика.
Закон установил, что государственный или муниципальный
контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня
размещения на официальном сайте протокола рассмотрения заявок на участие
в аукционе и не ранее чем через десять дней со дня размещения на сайте
протокола аукциона, а при проведении закрытого аукциона (проводимого
при размещении заказа на товары, работы или услуги, сведения о которых
составляют государственную тайну) - со дня подписания протокола аукциона
(подп. "д" п. 34, подп. "б" п. 36 ст. 1).
Заказчику предоставлено право на обращение в суд с требованием
о понуждении участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение
о цене контракта, заключить контракт в случае уклонения такого участника
от заключения контракта и в случае, если ранее заказчик не обращался
в суд с требованием о понуждении победителя аукциона заключить контракт
(подп. "в" п. 36 ст. 1). Ранее Законом о госзаказе была установлена
обязанность участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение
о цене контракта, заключить контракт с заказчиком в случае, если заказчик
не стал обращаться в суд с требованием о понуждении победителя аукциона,
уклонившегося от заключения контракта, заключить контракт; при этом
право заказчика на обращение в суд с требованием об исполнении указанной
обязанности прямо не упоминалось.
С двухсот пятидесяти тысяч рублей до пятисот тысяч рублей
увеличена цена контракта, для размещения которого можно проводить
повторный аукцион либо осуществить размещение заказа путем запроса
котировок в том случае, если такой контракт не заключен с единственным
участником аукциона или участником размещения заказа, подавшим единственную
заявку на участие в аукционе (п. 37 ст. 1).
С пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей увеличена
начальная (максимальная) цена контракта, при которой аукцион может
проводиться в электронной форме на сайте в сети "Интернет" (подп.
"а" п. 30 ст. 1).
С 1 января 2008 года вступит в силу норма Закона, в соответствии
с которой размещение заказа на выполнение для государственных или
муниципальных нужд работ по строительству, реконструкции или капитальному
ремонту осуществляется путем проведения аукциона (подп. "б" п. 9 ст.
1, п. 2 ст. 4).
Закон увеличил максимальную цену государственного или
муниципального контракта, при которой размещение государственного
или муниципального заказа может осуществляться путем запроса котировок
цен товаров, работ или услуг, с двухсот пятидесяти тысяч рублей до
пятисот тысяч рублей. Так же, с двухсот пятидесяти тысяч рублей до
пятисот тысяч рублей, увеличена максимальная сумма, на которую заказчик
вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на одноименные
товары, одноименные работы или одноименные услуги, при том, что указанная
сумма подлежит уплате в течение квартала (подп. "а", "б" п. 39 ст.
1).
С четырех до семи рабочих дней увеличен срок, на который
на официальном сайте заказчика размещается извещение о проведении
запроса котировок, если сумма заказа превышает двести пятьдесят тысяч
рублей (подп. "а" п. 41 ст. 1). Заказчику предоставлено право по согласованию
с федеральным либо, соответственно, региональным или муниципальным
органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения
заказов, принять решение о размещении заказа у единственного поставщика,
исполнителя или подрядчика, если при повторном размещении заказа путем
запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка (подп. "б"
п. 42 ст. 1).
Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок больше
не требуется опубликовывать в официальных печатных изданиях (он должен
размещаться только на официальном сайте) (подп. "б", "в" п. 43 ст.
1).
Закон установил, что государственный или муниципальный
контракт по результатам запроса котировок может быть заключен не ранее
чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола
рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать
дней со дня подписания указанного протокола (подп. "г" п. 43 ст. 1).
Федеральный закон от 20.04.2007 N 53-фз (О внесении
изменений в главу 1 "Общие положения" и главу 2 "Размещение заказа
путем проведения конкурса", главу 3 "Размещение заказа путем проведения
аукциона" и главу 4 "Размещение заказов путем запроса котировок" федерального
закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в Гражданский
Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ) можно - скачать.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)
Артикс, Региональный
Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва
, ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86
, fax (495) 721-35-86