Федеральный закон от 01.05.2007 N 65-ФЗ
(далее - Закон N 65-ФЗ) уточнил установленный Федеральным законом
"О техническом регулировании", действующим с 1 января 2006 года (далее
- Закон о техническом регулировании), порядок формирования новой системы
технического регулирования, т.е. правового регулирования отношений
в области установления, применения и исполнения обязательных требований
к различным промышленным, строительным, транспортным и другим технологиям
и производимой продукции, с целью обеспечения их безопасности, в том
числе уточнил полномочия государственных органов по установлению указанных
требований и контролю за их исполнением.
Изменения в общих положениях о техническом
регулировании(..)
Закон N 65-ФЗ уточнил, что Закон о техническом регулировании
распространяется на процессы проектирования (включая изыскания), строительства,
монтажа и наладки, связанные с отношениями, возникающими при разработке,
принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции.
В то же время установлено, что Закон о техническом регулировании
не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические,
лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда.
Также установлено, что Закон о техническом регулировании
не регулирует отношения, связанные с применением мер: по предотвращению
возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний
человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской
помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и
исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным
средствам, медицинской технике, пищевой продукции); по охране почвы,
атмосферного воздуха, водных объектов курортов, водных объектов, отнесенных
к местам туризма и массового отдыха (п. 1; здесь и далее указываются
пункты и подпункты Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ).
Технический регламент - основной нормативный документ
в системе технического регулирования, т.к. он устанавливает обязательные
для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования
(продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или к связанным
с требованиями к продукции процессам проектирования, включая изыскания,
процессам производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Закон N 65-ФЗ устранил некоторое противоречие между нормами
Закона о техническом регулировании, устанавливающими порядок принятия
технических регламентов, которое выражалось в том, что в определении
понятия технического регламента упоминалась возможность его принятия
федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства
РФ и международным договором, а глава о технических регламентах устанавливала
возможность и порядок принятия технических регламентов Правительством
РФ только в качестве временного документа, действующего до вступления
в силу соответствующего федерального закона. Закон N 65-ФЗ установил
возможность и порядок принятия постановлениями Правительства РФ технических
регламентов, как самостоятельных документов, в частности порядок опубликования
проектов таких постановлений.
Закон N 65-ФЗ внес изменения в порядок рассмотрения проекта
федерального закона о техническом регламенте Государственной Думой
ФС РФ, в частности увеличил сроки направления Государственной Думой
в Правительство РФ проекта федерального закона о техническом регламенте
для подготовки отзыва о нем и сроки представления отзыва Правительством
в Государственную Думу, и установил право Государственной Думы рассматривать
проект закона без отзыва Правительства, если Правительство нарушило
сроки его представления (подп. "а", "в", "г", "д" п. 7).
Закон N 65-ФЗ установил обязательность (а не возможность,
как было установлено ранее) использования международных стандартов
при разработке проектов технических регламентов, за исключением случаев,
когда такое использование невозможно вследствие климатических, географических,
технологических особенностей России, либо если Российская Федерация
выступала против принятия соответствующего международного стандарта
(подп "е" п. 5). В отличие от ранее действовавшего порядка технический
регламент должен (а не "может", как было установлено ранее) содержать
правила и формы оценки соответствия (т.е. определения соблюдения требований,
предъявляемых к объекту), предельные сроки оценки соответствия в отношении
каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии,
упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (подп.
"б" п. 5).
В Закон о техническом регулировании включен перечень
первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты
до 1 января 2010 года и к которым относятся, в частности, технические
регламенты "о безопасности машин и оборудования", "о безопасности
низковольтного оборудования", "о безопасности строительных материалов
и изделий", "о безопасности зданий и сооружений", "о безопасности
лекарственных средств" и другие технические регламенты (подп. "а"
п. 7).
Законом о техническом регулировании установлено, что
со дня вступления его в силу впредь до вступления в силу соответствующих
технических регламентов требования к объектам регулирования, установленные
нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными
документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному
исполнению в части, соответствующей установленным Законом о техническом
регулировании целям. Закон N 65-ФЗ уточнил, что Правительство РФ и
федеральные органы исполнительной власти вправе, до вступления в силу
технических регламентов, вносить в указанные акты и документы изменения.
Проекты нормативных правовых актов и нормативных документов,
вносящих изменения, должны размещаться в электронно-цифровой форме
в информационной системе общего пользования; перечень полученных в
письменной форме замечаний на эти проекты направляется в экспертную
комиссию, и решения об утверждении или отклонении проектов принимаются
на основании ее заключения (подп. "б" п. 28).
Стандарт - документ, устанавливающий характеристики продукции
и различных технологических процессов и применяемый на добровольной
основе, в частности для обеспечения конкурентоспособности и качества
продукции, работ и услуг. Национальный орган по стандартизации (в
настоящее время - Федеральное агентство по техническому регулированию
и метрологии) утверждает "национальные стандарты", в том числе национальные
стандарты, в результате применения которых, на добровольной основе,
обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
Закон N 65-ФЗ уточнил, что национальный орган по стандартизации
должен опубликовывать перечень национальных стандартов (и "сводов
правил", о которых будет сказано ниже), применением которых обеспечивается
соблюдение требований конкретного технического регламента, до дня
вступления технического регламента в силу (подп. "б" п. 13). В случае
отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям
технических регламентов или объектам технического регулирования в
целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов федеральные
органы исполнительной власти в пределах их полномочий разрабатывают
и утверждают упомянутые "своды правил" (подп. "в" п. 13).
Закон N 65-ФЗ установил, что применение на добровольной
основе национальных стандартов или сводов правил является достаточным
условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В то же время неприменение национальных стандартов или сводов правил
не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия
требованиям технических регламентов (подп. "б" п. 13).
Подтверждение соответствия - документальное удостоверение
соответствия продукции, иных объектов, различных технологических процессов
требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов
правил или условиям договоров. Как установлено Законом о техническом
регулировании, добровольное подтверждение соответствия осуществляется
в форме добровольной сертификации, обязательное подтверждение соответствия
(в случаях, установленных техническим регламентом) - в форме принятия
декларации о соответствии или в форме обязательной сертификации.
Закон N 65-ФЗ предоставил Правительству РФ право определить
федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование
и ведение единого реестра деклараций о соответствии, и федеральный
орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого
реестра сертификатов соответствия (подп. "а" п. 19, подп. "б" п. 20).
В соответствии с предыдущей редакцией Закона о техническом регулировании
реестр деклараций о соответствии и реестр сертификатов соответствия
должен был вести федеральный орган исполнительной власти по техническому
регулированию.
Правительству РФ также предоставлено право определить
перечень органов по аккредитации, осуществляющих аккредитацию органов
по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по
подтверждению соответствия (п. 21).
Органам по сертификации (ими могут быть аккредитованные
юридические лица или индивидуальные предприниматели) предоставлено
право продлять сроки действия сертификатов соответствия. Они также
вправе определять стоимость работ по сертификации, выполняемых по
договору с заявителем; при этом из Закона о техническом регулировании
изъято упоминание методики определения стоимости таких работ, которую
должно было утвердить Правительство РФ (подп. "а" п. 20).
Государственный контроль и надзор
за соблюдением технических регламентов(..)
Органам государственного контроля предоставлено право
выдавать предписания о приостановке реализации продукции, не соответствующей
требованиям технических регламентов, если необходимо принятие незамедлительных
мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан
при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда,
а также информировать в таких случаях приобретателей о несоответствии
продукции техническим регламентам через средства массовой информации.
Изготовитель или продавец вправе обжаловать указанные
действия органа государственного контроля в судебном порядке. В случае
принятия судебного решения о неправомерности этих действий причиненный
ими вред подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством
(подп. "б", "в" п. 25).
Органы государственного контроля лишены права приостанавливать
или прекращать действие сертификатов соответствия; они вправе только
направить информацию о необходимости приостановления или прекращения
действия сертификата в выдавший его орган по сертификации.
Кроме этого органы государственного контроля (а также
иные лица, в определенных случаях обратившиеся в суд с соответствующим
иском) больше не вправе самостоятельно совершать действия по исполнению
решения суда о принудительном отзыве продукции, не соответствующей
техническим регламентам; исполнение решения суда в таких случаях должно
осуществляться в порядке, установленном законодательством. При этом
истец вправе информировать приобретателей через средства массовой
информации о принудительном отзыве продукции (п. п. 23, 26).
Федеральный закон от 01.05.2007 N 65-фз "О внесении
изменений в федеральный закон "О техническом регулировании" можно
скачать.
(По материалам аналитического обзора,
подготовленного компанией КонсультантПлюс
)
Артикс, Региональный
Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва
, ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86
, fax (495) 721-35-86