Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-фз "О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации"
Скачать
(10 kb)
Принятый в целях реализации государственной
политики по формированию конкурентной среды в экономике России, обеспечению
занятости и развитию самозанятости населения, Федеральный закон от 24.07.2007
N 209-ФЗ (далее - Закон) определил категории субъектов малого и среднего
предпринимательства и установил основные формы их поддержки. Закон вступает
в силу с 1 января 2008 года за исключением некоторых норм, о чем будет
сказано отдельно, а Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее
- Закон о малом предпринимательстве) с 1 января 2008 утрачивает силу.
Категории субъектов малого и среднего
предпринимательства (..)
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся
коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных
унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные
предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства при соблюдении
определенных требований к составу активов указанных организаций и предпринимателей,
численности их работников и размеру выручки от реализации товаров, работ
или услуг.
В уставном или складочном капитале либо паевом фонде субъектов
малого и среднего предпринимательства - юридических лиц доля Российской
Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан
и юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных
и иных фондов не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением
активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных
фондов). Доля участия других юридических лиц (не являющихся субъектами
малого и среднего предпринимательства) в капитале малого или среднего
предприятия также не должна превышать двадцати пяти процентов. Аналогичные
требования к уставному капиталу малого предприятия установлены и действующим
в настоящее время Законом о малом предпринимательстве.
Средняя численность работников за предшествующий календарный
год для малых предприятий не должна превышать ста человек, а для "микропредприятий",
выделенных в составе категории малых предприятий, не должна превышать
пятнадцати человек. Средняя численность работников средних предприятий
за предшествующий календарный год должна составлять от ста одного до
двухсот пятидесяти человек включительно (подп. 1, 2 п. 1 ст. 4; здесь
и далее указываются статьи, пункты и подпункты Закона).
Выручка от реализации товаров, работ или услуг без учета
налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов малых
и средних предприятий за предшествующий календарный год не должна превышать
предельных значений, установленных Правительством РФ. С 1 января 2010
года вступят в силу нормы Закона, в соответствии с которыми предельные
значения выручки от реализации товаров, работ или услуг, и балансовой
стоимости активов должны устанавливаться Правительством РФ один раз
в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью
субъектов малого и среднего предпринимательства (подп. 3 п. 1, п. 2
ст. 4, п. 2 ст. 5).
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства
определяется в соответствии с наибольшим по значению условием - численности
работников либо размера выручки от реализации товаров, работ или услуг.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется
только в случае, если численность работников или размер выручки держатся
выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих
один за другим (п. п. 3, 4 ст. 4).
Действующий Закон о малом предпринимательстве устанавливает
предельную численность работников малых предприятий, для различных отраслей
экономики, от 30 (розничная торговля и бытовое обслуживание населения)
до 100 (промышленность, строительство, транспорт) человек. Закон о малом
предпринимательстве не устанавливает требований к размеру выручки малого
предприятия. Сфера развития среднего предпринимательства в настоящее
время не регулируется.
Реестры субъектов малого и среднего
предпринимательства (..)
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку
субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов
малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки.
В реестрах содержатся сведения, в частности, о виде, форме и размере
предоставленной поддержки, сроке оказания поддержки, а также о нарушении
порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом
использовании средств поддержки. Порядок ведения реестров устанавливается
Правительством РФ (п. п. 1, 2, 4 ст. 8).
Информация, содержащаяся в реестрах субъектов малого и
среднего предпринимательства - получателей поддержки, является открытой
для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Сведения о субъектах
малого и среднего предпринимательства и оказываемой им поддержке исключаются
из реестров по истечении трех лет с даты окончания срока оказания поддержки
(п. п. 5, 6 ст. 8).
Инфраструктура поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства (..)
Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые
создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве
поставщиков, исполнителей или подрядчиков в целях размещения заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
или муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных
программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства,
государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства,
фонды содействия кредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые
паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого
и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические
центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки
субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке
экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные
организации (п. п. 1, 2 ст. 15).
Формы поддержки малого и среднего предпринимательства
(..)
В качестве обязательных форм поддержки субъектов малого
и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру
поддержки, Закон определил имущественную и информационную поддержку.
Под имущественной поддержкой понимается передача субъектам малого и
среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки
во владение или в пользование государственного или муниципального имущества,
в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых
помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных
средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной
основе или на льготных условиях.
Информационная поддержка осуществляется в виде создания
федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных
сетей в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства
и организаций инфраструктуры поддержки информацией о федеральных, региональных
и муниципальных программах развития малого и среднего предпринимательства,
о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства, об их
классификации по видам экономической деятельности, финансово-экономическом
состоянии, рабочих местах, обороте товаров, иной экономической, правовой,
производственно-технологической информацией (ст. ст. 18, 19).
В качестве возможных форм поддержки Закон определил финансовую
поддержку (за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов
путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных
и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего
предпринимательства, и организаций инфраструктуры поддержки, а также
за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов
РФ в виде субсидий на цели поддержки развития малого и среднего предпринимательства),
консультационную поддержку (в виде создания организаций, оказывающих
консультационные услуги, и компенсации затрат на оплату компенсационных
услуг), поддержку в области подготовки кадров, поддержку в области инноваций
и промышленного производства (в частности, в виде создания упоминавшихся
технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих
и научно-производственных зон, а также содействия патентованию результатов
интеллектуальной деятельности), поддержку в области ремесленной деятельности,
поддержку в осуществлении внешнеэкономической деятельности (в частности,
в виде содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских
товаров), поддержку сельскохозяйственной деятельности (ст. ст. 20, 21,
22, 23, 24, 25). Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого
и среднего предпринимательства, и организациям, образующим инфраструктуру
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются
федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов
малого и среднего предпринимательства (п. 2 ст. 16).
Кроме определения форм поддержки, Закон содержит ссылку
на специальные правовые режимы, которые могут предусматриваться в отношении
субъектов малого и среднего предпринимательства налоговым законодательством,
законодательством о бухгалтерском учете, приватизации, размещении заказов
на поставки, работы и услуги для государственных и муниципальных нужд
(ст. 7).
Субъекты малого и среднего предпринимательства,
которым поддержка не оказывается. Переходные положения (..)
Поддержка, в соответствии с Законом, не может оказываться
субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся: кредитными
организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских
кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными
фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами,
участниками соглашений о разделе продукции, предпринимателями в сфере
игорного бизнеса, а также нерезидентами Российской Федерации (п. 3 ст.
14).
Субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим
производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию
полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых,
не может оказываться финансовая поддержка (п. 4 ст. 14).
В оказании поддержки должно быть отказано, если субъект
малого или среднего предпринимательства не выполнил условия оказания
поддержки или если не истек срок оказания аналогичной поддержки, решение
о которой было принято ранее. В поддержке должно быть отказано также
в случае, если с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства
допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе
не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее
чем три года (п. 5 ст. 14).
Закон установил, что организации, осуществляющие свою деятельность
в качестве субъектов малого предпринимательства до дня вступления Закона
в силу, но не отвечающие определенным Законом условиям отнесения к субъектам
малого предпринимательства, сохраняют право на ранее оказанную поддержку
в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами
развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев
со дня вступления Закона в силу (п. 3 ст. 27).
Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный
закон от 24.07.2007 N 209-фз "О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации" можно скачать.
(По материалам аналитического обзора, подготовленного
компанией КонсультантПлюс )