Федеральный закон от 30.10.2007 N 240-фз "О внесении изменений в
федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Скачать
(15 kb)
Особые экономические зоны, то есть территориальные
образования с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности,
создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных
отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры,
а также туризма и санаторно-курортной сферы. В настоящее время в Российской
Федерации существуют промышленно-производственные, технико-внедренческие
и туристско-рекреационные особые экономические зоны, но уже с 8 декабря
2007 года, то есть с даты вступления в силу Федерального закона от 30.10.2007
N 240-ФЗ (далее - Закон), начнут создаваться портовые особые экономические
зоны.
Условия создания портовых особых экономических
зон. Правовое положение резидентов. (..)
Портовые особые экономические зоны (далее - портовые ОЭЗ)
будут создаваться на территориях морских и речных портов, открытых для
международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов,
открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные
воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных для строительства,
реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта.
Портовые ОЭЗ не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные
для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания
пассажиров. Портовые ОЭЗ создаются на участках территории, которые имеют
общую границу и площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных
километров. Законом установлено, что портовая ОЭЗ может располагаться
на территориях нескольких муниципальных образований, а также включать
в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального
образования (часть 1 статьи 1 Закона).
Согласно изменениям, внесенным Законом в часть 6 статьи
6 Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических
зонах в Российской Федерации" (здесь и далее - Закон N 116-ФЗ), портовые
особые экономические зоны будут создаваться на сорок девять лет, в отличие
от других особых экономических зон, которые создаются на двадцать лет.
На момент создания портовой ОЭЗ образующие ее земельные
участки (в том числе предоставленные для размещения и использования
объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных
инфраструктур этой зоны) могут находиться во владении и (или) в пользовании
граждан или юридических лиц. На этих земельных участках могут быть расположены
находящиеся в государственной, муниципальной либо частной собственности
объекты инфраструктуры, используемые при осуществлении портовой деятельности.
В этом случае к заявке на создание портовой ОЭЗ на основе объектов инфраструктуры
морского порта, речного порта, аэропорта должно быть приложено согласие
в письменной форме владельца или владельцев этих объектов, находящихся
на территории, предназначенной для создания портовой ОЭЗ. Согласие владельцев
не может быть отозвано до момента заключения соглашения об осуществлении
деятельности в портовой особой экономической зоне (части 2 и 3 статьи
1 Закона). Частью 5 статьи 1 Закона определено, что резидентом портовой
ОЭЗ может быть признана коммерческая организация, за исключением унитарного
предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ
на территории муниципального образования, в границах которого расположена
особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми
экономическими зонами соглашение об осуществлении своей деятельности.
Резидент портовой ОЭЗ вправе осуществлять в особой экономической зоне
только портовую деятельность, а также деятельность по строительству,
реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта,
речного порта, аэропорта. Под портовой деятельностью понимаются: погрузочно-разгрузочные
работы; складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских
услуг; снабжение и снаряжение судов или воздушных судов; ремонт, техническое
обслуживание, модернизация; переработка водных биологических ресурсов;
операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке; простые
сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет
состояние товара; биржевая и оптовая торговля товарами; обеспечение
функционирования объектов инфраструктуры (часть 6 статьи 1 Закона).
Соглашение об осуществлении деятельности
в портовой особой экономической зоне, порядок его заключения и расторжения
(..)
Согласно части 8 статьи 1 Закона, в Закон 116-ФЗ включена
новая глава 6.2, в которой, в частности, определяются предмет соглашения
о деятельности в портовой ОЭЗ, объем капитальных вложений, который должен
осуществить резидент, минимальные размеры предоставляемого резидентом
обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, перечень документов,
необходимых для заключения такого соглашения.
В соответствии с соглашением об осуществлении деятельности
в портовой ОЭЗ резидент обязуется в течение срока его действия осуществлять
предпринимательскую и иную деятельность и капитальные вложения в объеме
и в сроки, предусмотренные соглашением, и (или) обеспечивать исполнение
обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в порядке, предусмотренном
таможенным законодательством РФ.
Резидент портовой ОЭЗ не вправе передавать свои предусмотренные
соглашением права и обязанности другому лицу. Органы управления особыми
экономическими зонами обязуются в указанный в таком соглашении срок
заключить с резидентом портовой ОЭЗ договор аренды земельного участка,
расположенного в границах портовой особой экономической зоны и прошедшего
кадастровый учет за счет средств резидента, на срок действия соглашения,
если меньший срок не был заявлен резидентом и ранее для данного земельного
участка не был установлен иной режим землепользования. Кроме того, органы
управления обязуются контролировать исполнение резидентом соглашения
об осуществлении им деятельности в портовой особой экономической зоне
(часть 1 статьи 31.11 главы 6.2 Закона 116-ФЗ).
Объем капитальных вложений, которые должен осуществить
резидент в течение срока действия соглашения, установлен в части 2 статьи
31.11 новой главы 6.2 Закона 116-ФЗ. Так, объем капитальных вложений
при строительстве объектов инфраструктуры нового морского порта установлен
в размере не менее ста миллионов евро; при строительстве объектов инфраструктуры
нового речного порта и нового аэропорта - не менее пятидесяти миллионов
евро; при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного
порта, аэропорта - не менее трех миллионов евро.
Осуществление резидентом портовой деятельности обусловлено
представлением им в таможенный орган обеспечения уплаты таможенных пошлин,
налогов в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ.
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении портовой
деятельности не может быть менее:
1) тридцати миллионов рублей при осуществлении портовой
деятельности, связанной со складированием любых товаров, с их хранением,
оптовой и биржевой торговлей ими, в том числе подакцизных товаров или
минерального сырья;
2) десяти миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности,
связанной со складированием товаров, не являющихся подакцизными товарами
или минеральным сырьем, с их хранением, оптовой и биржевой торговлей
ими;
3) двух с половиной миллионов рублей при осуществлении
иной портовой деятельности (часть 3 статьи 31.11 новой главы 6.2 Закона
116-ФЗ).
Согласно статье 31.12 новой главы 6.2 Закона 116-ФЗ лицо,
намеревающееся получить статус резидента, должно представить в органы
управления ОЭЗ заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности
в портовой особой экономической зоне. Заявка должна содержать сведения:
о предполагаемой деятельности заявителя; о площади земельного участка,
необходимой для осуществления предполагаемой деятельности; о предполагаемом
объеме капитальных вложений, в том числе тех, которые будут осуществлены
в течение года со дня заключения соглашения; о принятии таможенным органом
обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. К заявке необходимо приложить
ряд документов, в частности, копию свидетельства о государственной регистрации;
копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; положительное
заключение на представленный заявителем бизнес-план, подготовленное
банком или иной кредитной организацией, которые соответствуют критериям,
установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным
осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания
и функционирования особых экономических зон.
Решение о заключении соглашения либо об отказе в его заключении
должно быть принято органами управления ОЭЗ в срок не позднее десяти
рабочих дней (при строительстве объектов инфраструктуры новых морского
порта, речного порта, аэропорта - не позднее тридцати рабочих дней)
после дня получения всех установленных документов (часть 4 статьи 31.12
новой главы 6.2 Закона 116-ФЗ).
В части 5 статьи 31.12 новой главы 6.2 Закона 116-ФЗ определены
основания для отказа в заключении соглашения об осуществлении деятельности
в портовой ОЭЗ. К таким случаям, в частности, относится: непредставление
заявителем необходимых документов; отсутствие в границах портовой особой
экономической зоны свободного земельного участка, соответствующего условиям,
указанным в заявке; несоответствия бизнес-плана условиям, указанным
в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой
особой экономической зоне. Соглашение об осуществлении деятельности
в портовой ОЭЗ заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося
до прекращения ее существования (статья 31.15 новой главы 6.2 Закона
116-ФЗ).
В статье 31.19 новой главы 6.2 Закона 116-ФЗ определен
порядок расторжения соглашения. В частности, установлено, что соглашение
может быть расторгнуто сторонами либо судом в связи с существенным нарушением
условий соглашения одной из сторон, существенным изменением обстоятельств,
а также по иным основаниям. К существенным нарушениям условий соглашения
относится, в частности: неосуществление капитальных вложений в объеме
и в сроки, предусмотренные соглашением; осуществление не предусмотренной
соглашением предпринимательской или иной деятельности; наличие неисполненной
обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. При досрочном прекращении
действия соглашения в связи с существенным нарушением его условий лицо,
утратившее статус резидента портовой ОЭЗ, обязано уплатить штраф в размере,
предусмотренном таким соглашением (часть 4 статьи 31.20 новой главы
6.2 Закона 116-ФЗ).
Отдельные аспекты таможенного режима
в портовых особых экономических зонах (..)
Согласно изменениям, внесенным Законом в статью 37 Закона
116-ФЗ, свободная таможенная зона представляет собой таможенный режим,
при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах
особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную
стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений
экономического характера, установленных в соответствии с законодательством
РФ, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых
к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза
и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено
в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой особой
экономической зоне. При этом Законом установлено, что при помещении
под таможенный режим свободной таможенной зоны товаров, размещаемых
и (или) используемых в портовой ОЭЗ, акциз не уплачивается (часть 13
статьи 1 Закона).
Статья 37 Закона 116-ФЗ дополнена частью 1.2, в которой
установлено, что действие таможенного режима свободной таможенной зоны
не распространяется:
1) на транспортные средства, ввозимые в портовую ОЭЗ или
вывозимые из портовой ОЭЗ в связи с осуществлением международной и (или)
внутренней перевозки товаров, за исключением транспортных средств, ввозимых
в целях осуществления их ремонта или модернизации (такие транспортные
средства рассматриваются в качестве товаров);
2) на российские товары, размещаемые и (или) используемые
в портовой ОЭЗ органами государственной власти, портовой администрацией,
лицами, не являющимися резидентами и осуществляющими функции по обеспечению
безопасности судоходства, безопасности полетов воздушных судов, безопасной
эксплуатации объектов портовой инфраструктуры либо иные, связанные с
осуществлением деятельности в морском порту, речном порту, аэропорту
функции.
Товары, ввозимые в портовую ОЭЗ в целях строительства,
реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры портов, а также
товары, ввозимые с остальной части таможенной территории РФ и не помещенные
ранее под таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, подлежат
декларированию в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной
зоны. При этом установлено, что в отношении товаров, ввозимых с остальной
части таможенной территории РФ, помещенных ранее под таможенный режим,
применимый к вывозимым товарам, действие предыдущего таможенного режима
приостанавливается на период нахождения товаров в портовой ОЭЗ в соответствии
с таможенным режимом свободной таможенной зоны и возобновляется при
их убытии (части 9.1 и 9.2 статьи 37 Закона 116-ФЗ).
При убытии из портовой ОЭЗ товаров, помещенных под таможенный
режим, применимый к товарам, вывозимым за пределы РФ, резидент портовой
ОЭЗ должен представить в таможенный орган транспортные (перевозочные)
документы, подтверждающие, что местом разгрузки является место, находящееся
за пределами таможенной территории РФ (коносамент, морская накладная,
грузовая накладная или иной подтверждающий факт приема товаров к международной
перевозке документ). Если транспортное средство, на котором вывозятся
товары, будет совершать хотя бы одну промежуточную остановку в морском
порту, речном порту, аэропорту, расположенных на таможенной территории
РФ, резидент портовой ОЭЗ не позднее трех дней со дня убытия товаров
из последнего морского порта, речного порта, аэропорта обязан представить
в таможенный орган, выдавший разрешение на убытие товаров из портовой
особой экономической зоны, документы, подтверждающие их фактическое
убытие за пределы таможенной территории РФ (часть 31.1 статьи 37 Закона
116-ФЗ). При непредставлении таких документов либо если они не подтверждают
вывоз товаров за пределы РФ, такие товары будут рассматриваться как
вывозимые из портовой ОЭЗ на остальную часть таможенной территории РФ.
В этих случаях резидент портовой ОЭЗ, представивший документы при убытии
товаров за пределы таможенной территории РФ, должен уплатить подлежащие
уплате таможенные пошлины, налоги (часть 31.2 статьи 37 Закона 116-ФЗ).
Изменения, внесенные в отдельные законодательные
акты (..)
Статьей 5 Закона в Таможенный кодекс РФ внесено дополнение,
согласно которому исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов
обеспечивается и в случае осуществления деятельности в качестве резидента
портовой особой экономической зоны, если это установлено федеральным
законом, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного
режима свободной таможенной зоны (статья 5 Закона).
Отдельные изменения внесены в часть вторую Налогового кодекса
РФ (статья 3 Закона). В частности, установлено, что проведение работ
(оказание услуг) резидентами портовой особой экономической зоны в портовой
особой экономической зоне относится к операциям, не подлежащим налогообложению
налогом на добавленную стоимость (часть 1 статьи 3 Закона). Не будет
облагаться акцизами ввоз подакцизных товаров в портовую ОЭЗ с остальной
части территории РФ (часть 4 статьи 3 Закона). Налогоплательщик освобождается
от уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров в портовую ОЭЗ при представлении
в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. Такие
поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать
обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях
непредставления налогоплательщиком в установленные сроки документов,
подтверждающих факт ввоза в портовую особую экономическую зону подакцизных
товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны,
и неуплаты им акциза и (или) пеней (часть 5 статьи 3 Закона).
При ввозе в портовую ОЭЗ российских товаров, помещенных
под таможенный режим свободной таможенной зоны, для подтверждения обоснованности
освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов, в налоговый орган
по месту регистрации налогоплательщика в течение 180 дней со дня их
ввоза необходимо будет представить ряд документов, в том числе контракт
(его копию), заключенный с резидентом особой экономической зоны, копию
таможенной декларации с отметками таможенного органа, документы, подтверждающие
передачу товаров резиденту портовой ОЭЗ (часть 8 статьи 3 Закона).
Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный
закон от 30.10.2007 N 240-фз "О внесении изменений в федеральный закон
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные
акты Российской Федерации", можно скачать.
(По материалам аналитического обзора, подготовленного
компанией КонсультантПлюс )