Федеральный закон
от 27.10.2008 N 175-фз "О дополнительных мерах для укрепления
стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"
Скачать
(9 kb)
Федеральный закон (далее - Закон) разработан в целях поддержания
стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков
и кредиторов банков при наличии признаков неустойчивого финансового
положения банков, выявлении ситуаций, угрожающих стабильности
банковской системы. В соответствии со статьей 1 Закона меры по
предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы
обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, вправе
осуществлять Центральный банк РФ (далее - Банк России) и
государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее -
Агентство).
Меры по
предупреждению банкротства банков, осуществляемые Агентством (..)
В соответствии с Законом (пункт 1 статья 3) Банк России вправе
предложить Агентству принять участие в осуществлении мер по
предупреждению банкротства банка. Решение о направлении в Агентство
предложения об участии в предупреждении банкротства банка принимается
Комитетом банковского надзора Банка России.
Со дня направления Банком России в Агентство предложения об участии в
предупреждении банкротства банка и до дня окончания срока осуществления
мер по его предупреждению Банк России вправе принять, в частности,
следующие решения: не вводить запрет на привлечение во вклады денежных
средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц; не
отзывать у банка лицензию на осуществление банковских операций;
предоставить банку отсрочку (рассрочку) по внесению суммы недовнесенных
средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок
осуществления плана участия Агентства в предупреждении банкротства
банка (пункт 3 статьи 3 Закона).
В статье 2 Закона перечислены меры по предупреждению банкротства
банков, которые могут осуществляться Агентством в соответствии с
согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении
банкротства. К таким мерам, в частности, относятся: оказание финансовой
помощи банкам, приобретающим имущество и обязательства банка или их
часть; оказание финансовой помощи банку при условии приобретения
Агентством и (или) инвесторами акций (долей в уставном капитале) банка
в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным
к компетенции общего собрания его учредителей (участников); организация
торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения
обязательств банка, в том числе перед Банком России; исполнение функций
временной администрации на основании решения Банка России.
Оценка финансового
положения банка и порядок принятия решения об участии Агентства в
предупреждении его банкротства (..)
Банк России вправе принять решение о проведении оценки финансового
положения банка для решения вопроса о целесообразности участия
Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства этого
банка. Такая оценка проводится совместно с представителями Банка России
и Агентства в соответствии с нормативным актом Банка России (статья 4
Закона). Согласно статье 5 Закона Агентство не позднее 10 дней со дня
получения предложения Банка России об участии Агентства в
предупреждении банкротства банка уведомляет Банк России о принятии
решения об участии в предупреждении банкротства банка либо об отказе от
такого участия. Решение Агентства об отказе от участия в предупреждении
банкротства банка должно быть мотивировано. В этом случае Банк России
применяет к банку меры, предусмотренные федеральными законами.
Предусмотренные Законом меры по предупреждению банкротства банка с
участием Агентства осуществляются на основании плана. Комитет
банковского надзора Банка России принимает решение о согласовании
(утверждении) плана или об отказе в его согласовании (утверждении).
Порядок согласования (утверждения) плана участия Агентства в
предупреждении банкротства банка устанавливается нормативным актом
Банка России (статья 6 Закона).
Изменение размера
уставного капитала банка (..)
В соответствии со статьей 7 Закона Банк России после направления в
Агентство предложения об участии в предупреждении банкротства банка
вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала банка
до величины собственных средств (капитала) в случае, если к моменту
принятия данного решения учредители (участники) банка не приняли
решение об уменьшении размера уставного капитала банка. Величина
собственных средств (капитала) банка рассчитывается по правилам,
установленным в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года
N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Законом детально регламентирована процедура изменения размера уставного
капитала банка.
На основании решения об уменьшении размера уставного капитала банка
временная администрация, в том числе назначенная Банком России в
соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций", обязана совершить действия, направленные на
приведение учредительных документов банка в соответствие с принятым
решением. Уполномоченный регистрирующий орган в течение одного рабочего
дня с момента получения необходимых сведений и документов вносит в
Единый государственный реестр юридических лиц сведения об уменьшении
размера уставного капитала банка на основании документов, направленных
временной администрацией (пункт 6 статьи 7 Закона).
Пунктом 7 статьи 7 Закона установлено, что при уменьшении по решению
Банка России размера уставного капитала банка до величины собственных
средств (капитала) не применяются положения федеральных законов об
обязательном уведомлении кредиторов об их праве требовать от банка
прекращения или досрочного исполнения им обязательств и возмещения
связанных с этим убытков; о праве заявления кредиторами требований к
банку о прекращении или досрочном исполнении им обязательств и
возмещении связанных с этим убытков; о ликвидации банка, если величина
его собственных средств (капитала) становится меньше минимального
размера уставного капитала, установленного федеральным законом и
нормативным актом Банка России на дату государственной регистрации
банка.
Временной администрацией может быть принято решение о размещении
дополнительного выпуска акций (внесении дополнительного вклада в
уставный капитал). В случае принятия такого решения на акционеров
(участников) банка не распространяется преимущественное право
приобретения акций (долей).
Пунктом 14 статьи 7 установлено, что на приобретение Агентством либо
инвестором акций (долей) банка в соответствии с мерами по
предупреждению банкротства банка не распространяются положения
федеральных законов, регламентирующие, в частности, порядок: получения
предварительного согласия Банка России на приобретение акций (долей)
банка; получения согласия на осуществление сделки с акциями (долями)
банка федерального антимонопольного органа; соблюдения минимального
размера уставного капитала банка, установленного федеральным законом и
нормативными актами Банка России на дату государственной регистрации
банка; привлечения государственного финансового контрольного органа для
определения цены размещения акций.
Уполномоченный регистрирующий орган вносит в Единый реестр юридических
лиц информацию об увеличении уставного капитала банка на основании
документов, направленных временной администрацией.
Дополнительный выпуск акций может быть полностью или частично
приобретен Агентством. Агентство вправе внести вклад в уставный капитал
банка.
Особенности эмиссии и регистрации ценных бумаг банков при осуществлении
Агентством мер по предупреждению банкротства банков устанавливаются
нормативным актом Банка России.
Реализация Агентством
функций и полномочий временной администрации (..)
По решению Банка России в случае получения согласия Агентства на
участие в предупреждении банкротства банка функции временной
администрации могут быть возложены на Агентство. В этом случае Закон
наделяет Агентство, в частности, такими правами: осуществлять
полномочия, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций" и изданными в соответствии с ним
нормативными актами Банка России для временной администрации при
приостановлении полномочий исполнительных органов банка; принимать
решения о реорганизации банков; осуществлять продажу имущества банка,
включая приобретение его Агентством; принять решение о ликвидации Банка.
В рамках реализации полномочий временной администрации Агентство вправе
осуществить комплекс мер по передаче имущества и обязательств банка или
их части приобретателям (статья 9 Закона).
Приобретатель имущества и обязательств банка или их части определяется
временной администрацией путем закрытого отбора из числа банков,
имеющих лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во
вклады (пункт 7 статьи 9 Закона). Порядок и условия проведения
закрытого отбора устанавливаются советом директоров Агентства. Условием
допуска банка-кандидата к участию в закрытом отборе приобретателя
имущества и обязательств банка является финансовое положение
банка-кандидата, достаточное для исполнения банком-кандидатом
получаемых обязательств, а также для выполнения им обязательных
нормативов и обязательных резервов, установленных Банком России (пункт
8 статьи 9 Закона).
Приобретателю могут передаваться все обязательства банка или их часть.
После передачи имущества и обязательств банка приобретатель обязан
исполнить полученные обязательства и обязанности по уплате обязательных
платежей на условиях, которые существовали на день передачи. Имущество
и обязательства банка считаются переданными приобретателю со дня
передачи акта обеими сторонами. Одновременно с подписанием
передаточного акта Агентство направляет для опубликования в печатном
издании, определенном в установленном порядке, информацию о передаче
приобретателю обязательств банка.
Финансирование
мероприятий по предупреждению банкротства банков (..)
В соответствии со статьей 10 Закона мероприятия по предупреждению
банкротства банков осуществляются за счет средств инвесторов,
Агентства, Банка России, а также могут осуществляться за счет средств
федерального бюджета, предоставленных в качестве имущественного взноса
Российской Федерации в имущество Агентства.
Для осуществления мероприятий по предупреждению банкротства банка
Агентство вправе обратиться в Банк России с заявлением о предоставлении
кредита. Кредит Банка России может быть предоставлен Агентству без
обеспечения на срок до пяти лет (пункт 2 статьи 10 Закона).
Агентство вправе осуществлять финансирование мероприятий по
предупреждению банкротства банка за счет средств фонда обязательного
страхования вкладов. Предельный размер указанного финансирования
утверждается в порядке, установленном советом директоров Агентства.
Заключительные
положения Закона (..)
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и действует
до 31 декабря 2011 года включительно. Пунктом 2 статьи 11 Закона
установлено, что Федеральный закон от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О
банках и банковской деятельности", Федеральный закон от 26 декабря 1995
года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральный закон от 8
февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной
ответственностью", Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный
закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон
от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)" и Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О
страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
применяются с учетом положений данного Федерального закона N 175-ФЗ.
Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный
закон от 27.10.2008 N 175-фз "О дополнительных мерах для укрепления
стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года",
можно скачать.