Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-фз "О противодействии коррупции"
Скачать (7 kb)
Содержание :
10 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон "О противодействии коррупции"
(далее - Закон), которым устанавливаются основные принципы
противодействия коррупции, правовые и организационные основы
предупреждения и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий
коррупционных правонарушений.
Определение коррупции, меры по ее профилактике, основные
направления деятельности государственных органов по повышению
эффективности противодействия коррупции
(..)
Определение коррупции дано в статье 1 Закона. Коррупция - это
злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки,
злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное
использование физическим лицом своего должностного положения вопреки
законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в
виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного
характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо
незаконное предоставление такой выгоды данному лицу другими физическими
лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах
юридического лица.
Основные меры по профилактике коррупции закреплены в статье 6 Закона.
Такими мерами, в частности, являются: антикоррупционная экспертиза
правовых актов и их проектов; установление в качестве основания для
увольнения лица с замещаемой должности государственной или
муниципальной службы непредставления либо представления заведомо
недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и
обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо
ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; внедрение
в практику кадровой работы органов государственной власти, органов
местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное,
безупречное и эффективное исполнение служащим своих должностных
обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении
его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального
звания, классного чина или при его поощрении; развитие институтов
общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства
РФ о противодействии коррупции.
Пунктом 5 статьи 5 Закона предусмотрено, что по решению Президента РФ
могут формироваться органы по координации деятельности в области
противодействия коррупции в составе представителей федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и
иных лиц. Для исполнения решений сформированных органов могут
подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента
РФ, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства РФ, а
также издаваться акты федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов РФ. При получении данных о
совершении коррупционных правонарушений органы по координации
деятельности в области противодействия коррупции передают их в
соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить
проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в
установленном законом порядке.
В Законе установлены основные направления деятельности государственных
органов по повышению эффективности противодействия коррупции (статья 7
Закона). Эти направления включают в себя, в частности: введение
антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей
области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений,
обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификацию
прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для
государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные
должности РФ; неукоснительное соблюдение принципов независимости судей
и невмешательства в судебную деятельность; устранение необоснованных
запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных
и муниципальных служащих.
Меры, направленные на предупреждение коррупции
(..)
Законом (статья 8) определено, что гражданин, претендующий на замещение
должности государственной или муниципальной службы, включенной в
перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, а также
служащий, замещающий должность государственной или муниципальной
службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми
актами РФ, обязаны представлять работодателю сведения о своих доходах,
имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги
(супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление установленных
сведений может являться основанием для отказа в приеме гражданина на
государственную или муниципальную службу, для освобождения служащего от
замещаемой должности либо привлечения его к иным видам дисциплинарной
ответственности. Федеральными законами о видах государственной службы,
а также о муниципальной службе для государственного или муниципального
служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения,
обязательства, правила служебного поведения.
Статьей 9 Закона предусмотрено, что государственный или муниципальный
служащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие
государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц
в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Такое
уведомление является должностной (служебной) обязанностью служащего,
невыполнение которой является правонарушением, влекущим увольнение с
государственной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам
ответственности в соответствии с законодательством РФ.
В отношении граждан, замещавших должности государственной или
муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными
правовыми актами РФ, статьей 12 Закона предусмотрен ряд ограничений,
налагаемых при заключении трудового договора.
Так, в течение двух лет после увольнения с государственной или
муниципальной службы гражданин имеет право замещать должности в
коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции
государственного управления данными организациями входили в его
должностные обязанности, только с согласия соответствующей комиссии по
соблюдению требований к служебному поведению государственных
гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов. В течение
двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы
гражданин обязан при заключении трудовых договоров сообщать
представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте
своей службы. Несоблюдение указанного требования влечет прекращение
заключенного трудового договора. Также установлено, что работодатель,
при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности
государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его
увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в
десятидневный срок сообщать о заключении такого договора по последнему
месту его службы.
Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения
(..)
Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные
правонарушения предусмотрена статьями 13 и 14 Закона. В частности, в
статье 14 Закона определено, что, если от имени или в интересах
юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение
коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для
совершения коррупционных правонарушений, к такому юридическому лицу
могут быть применены меры ответственности в соответствии с
законодательством РФ. Применение мер ответственности к юридическому
лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное
правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к
уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение
физического лица не освобождает от ответственности за данное
коррупционное правонарушение юридическое лицо.
О внесении изменений в некоторые законодательные акты
(..)
В связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"
Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ, (вступившим в
силу 10 января 2009 года, за исключением отдельных положений), был
внесен ряд взаимоувязанных изменений в отдельные законодательные акты
РФ, в частности, в Закон РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе
судей в Российской Федерации", в Федеральный закон от 8 мая 1994 года N
3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в
Федеральный закон от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате
Российской Федерации", в Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Данными
изменениями уточняются требования к судьям, членам Совета Федерации,
депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных
образований, членам избирательных комиссий, аудиторам Счетной палаты
РФ, служащим Банка России. В частности, определен порядок представления
сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера.
Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-фз "О противодействии коррупции", можно скачать.