Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-фз "Об аудиторской деятельности"
Скачать
(18 kb)
Содержание :
1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от
30.12.2008 N 307-ФЗ (далее Закон N 307-ФЗ), предусматривающий переход к
новой системе регулирования аудиторской деятельности, отличной от ранее
действующей, установленной Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ
"Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 119-ФЗ). В частности,
Законом N 307-ФЗ предусматривается отмена с 1 января 2010 года
лицензирования данного вида деятельности с одновременным введением
обязательного членства аудиторов и аудиторских организаций в одной из
саморегулируемых организаций аудиторов (СОА), наделенных
соответствующими полномочиями по контролю за качеством предоставляемых
аудиторских услуг.
Определение аудита и
аудиторских услуг
(..)
Принятый Закон разделяет понятия аудиторской деятельности и аудита.
Устанавливается, что аудиторская деятельность включает в себя не только
аудит (осуществление независимой проверки бухгалтерской (финансовой)
отчетности аудируемого лица), но также и оказание сопутствующих аудиту
услуг, перечень которых устанавливается федеральными стандартами
аудиторской деятельности (п. п. 2 - 4 ст. 1 Закона N 307-ФЗ).
Саморегулируемые
организации аудиторов
(..)
В соответствии с Законом N 307-ФЗ с 1 января 2010 года лицензии на
осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу и аудиторские
организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые
организации аудиторов, не вправе будут проводить аудит и оказывать
сопутствующие аудиту услуги (ст. 23 Закона N 307-ФЗ).
Статус саморегулируемой организации аудиторов (СОА) приобретает
созданная на условиях членства некоммерческая организация с даты ее
включения в государственный реестр (п. 1, п. 2 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).
Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов
осуществляется уполномоченным федеральным органом (п. 1 ст. 21 Закона N
307-ФЗ).
Законом N 307-ФЗ определены требования для включения некоммерческой
организации в государственный реестр саморегулируемых организаций
аудиторов, а также определены права и обязанности таких организаций.
Некоммерческая организация включается в государственный реестр СОА при
условии объединения в ее составе не менее 700 физических лиц или не
менее 500 коммерческих организаций. То есть членами саморегулируемой
организации аудиторов могут являться физические лица и (или)
организации, не являющиеся соответственно аудиторами и аудиторскими
организациями. Для сравнения: согласно ранее действующим положениям
Закона N 119-ФЗ, профессиональное аудиторское объединение могло быть
аккредитовано при условии объединения в составе его членов не менее
1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских
организаций (п. 2 ст. 20 Закона N 119-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона N 307-ФЗ для включения
некоммерческой организации в государственный реестр СОА необходимо в
целях обеспечения дополнительной имущественной ответственности ее
членов сформировать компенсационный фонд, а также утвердить правила
осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой
организации аудиторов и принять кодекс профессиональной этики аудиторов
(п. 3 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).
Формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации
аудиторов и размещение средств такого фонда осуществляются в порядке,
установленном Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" (п.
14 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).
Помимо изложенного, саморегулируемая организация аудиторов обязана
участвовать в создании (включая финансирование) и деятельности единой
аттестационной комиссии (п. 7 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).
На СОА возлагаются также функции по ведению реестра аудиторов и
аудиторских организаций в отношении своих членов.
Законом N 307-ФЗ саморегулируемым организациям аудиторов
предоставляется право устанавливать дополнительные меры дисциплинарного
воздействия на ее членов за нарушение ими требований закона, стандартов
аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских
организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (п. 6 ст. 17
Закона N 307-ФЗ). Перечень мер дисциплинарного воздействия,
установленный Законом N 307-ФЗ, предусмотрен п. 1 ст. 20.
Контроль за соблюдением членами СОА установленных требований
осуществляют специализированные органы, созданные в саморегулируемой
организации (п. 4 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).
Для внесения сведений в государственный реестр саморегулируемых
организаций аудиторов некоммерческая организация подает в
уполномоченный федеральный орган заявление, а также представляет пакет
документов, установленный п. 2 ст. 21 Закона N 307-ФЗ.
Членство в
саморегулируемой организации
(..)
В 2009 году аудиторская деятельность будет по-прежнему осуществляться
на основании лицензий, выдаваемых Минфином РФ. Начиная с 1 января 2010
года, членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов
является обязательным (ст. 23 Закона N 307-ФЗ). Аудиторская
организация, аудитор могут являться членами только одной
саморегулируемой организации аудиторов.
Закон N 307-ФЗ устанавливает требования к членству в саморегулируемой
организации аудиторов. Дополнительно к требованиям, ранее
предусмотренным Законом N 119-ФЗ, установлены требования для аудиторов
и аудиторских организаций - наличие безупречной деловой репутации.
Также Законом N 307-ФЗ предусмотрены требования к уставному капиталу
аудиторской организации: доля уставного (складочного) капитала
коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским
организациям, должна быть не менее 51 процента (пп. 3 п. 2 ст. 18
Закона N 307-ФЗ).
Помимо требований, установленных Законом N 307-ФЗ, саморегулируемая
организация аудиторов вправе устанавливать дополнительные требования к
членству в ней аудиторских организаций и аудиторов, которые должны быть
едиными для всех ее членов (п. 6 ст. 17, п. 1 ст. 18 Закона N 307-ФЗ).
Аттестация аудиторов
(..)
До 1 января 2011 года аудиторы вправе осуществлять аудиторскую
деятельность в соответствии с типом имеющегося квалификационного
аттестата аудитора (п. 2 ст. 15 Закона 119-ФЗ, п. 16 Приказа Минфина РФ
от 12.09.2002 N 93н). С 1 января 2011 года вводится единый
квалификационный аттестат аудитора, дающий право проводить аудит в
любых отраслях экономики.
Квалификационный аттестат аудитора выдается по результатам сдачи
квалификационного экзамена. Порядок его проведения, круг вопросов,
предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов
квалификационного экзамена устанавливаются уполномоченным федеральным
органом (п. 2 ст. 11 Закона 307-ФЗ).
Законом N 307-ФЗ ужесточены требования к претенденту на получение
квалификационного аттестата. Так, в частности, установлено, что для
получения квалификационного аттестата аудитора физическому лицу ко дню
объявления результатов квалификационного экзамена необходимо иметь стаж
работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо
ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой)
отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет, из последних трех лет
указанного стажа работы, должны приходиться на работу в аудиторской
организации (пп. 2 п. 1 ст. 11 Закона N 307-ФЗ). Обязательным
требованием к претенденту на получение квалификационного аттестата
аудитора в соответствии с Законом N 119-ФЗ являлось наличие стажа
работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией,
которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями
аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом
(п. 4 ст. 11 Закона N 307-ФЗ).
Как и ранее, аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная
с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата
аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации.
Саморегулируемой организацией аудиторов утверждаются программы такого
обучения, а также устанавливается минимальная продолжительность
обучения, которая не может быть менее 120 часов за три последовательных
календарных года, и не менее 20 часов в каждый год (п. 9 ст. 11 Закона
N 307-ФЗ).
Государственное
регулирование аудиторской деятельности
(..)
Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет
уполномоченный федеральный орган, основными функциями которого являются
(ст. 15 Закона N 307-ФЗ):
- выработка государственной политики и нормативно-правовое
регулирование в сфере аудиторской деятельности;
- ведение государственного реестра саморегулируемых организаций
аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и
аудиторских организаций;
- анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ.
При уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской
деятельности, в функции которого, в частности, входит рассмотрение
проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных
нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность,
оценка деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по
осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских
организаций, аудиторов.
Закон N 307-ФЗ более детально прописывает требования к составу Совета.
Так, в частности, установлено, что в состав Совета включаются (п. 5 ст.
16 Закона N 307-ФЗ):
- 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- 2 представителя уполномоченного федерального органа;
- 1 представитель от федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской
деятельности;
- 1 представитель от федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов,
контролю и надзору в сфере финансовых рынков;
- 1 представитель от Центрального банка РФ;
- 2 представителя от саморегулируемых организаций аудиторов.
Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный
закон от 30.12.2008 N 307-фз "Об аудиторской деятельности",
можно скачать.