Соглашение от 09.12.2010 "О государственных (муниципальных) закупках"
Скачать (18 kb)
Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества, который является Высшим органом Таможенного союза, Решением от 09.12.2010 N 65 утвердил ряд соглашений в рамках формирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Одним из них является Соглашение от 09.12.2010 "О государственных (муниципальных) закупках".
Для вступления данного Соглашения в силу требуется, чтобы Межгосударственный Совет ЕврАзЭС на уровне глав правительств принял соответствующее решение. Кроме того, все Стороны должны выполнить внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу (ст. 20 Соглашения).
В п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) предусматривается, что нормы Закона N 94-ФЗ не применяются, если международным договором РФ установлены иные правила. Такое же положение содержится в п. 2 ст. 2 Закона Республики Казахстан от 21.07.2007 N 303-3 "О государственных закупках".
Виды государственных закупок
(..)
Под государственными (муниципальными) закупками в Соглашении понимается приобретение заказчиками товаров, работ, услуг и иные закупки за счет бюджетных средств, а также иных средств, если это предусмотрено законодательством Сторон, а также отношения, связанные с исполнением договоров о закупках.
Закупки проводятся любым из следующих способов:
- открытый конкурс;
- запрос ценовых предложений (запрос котировок);
- открытый аукцион;
- биржевые торги;
- закупки из одного источника, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) либо с применением особенностей размещения конкретной закупки на основании акта Стороны.
При этом лишь конкурс и аукцион объявляются универсальными способами проведения закупок. Запрос ценовых предложений, биржевые торги и закупки из одного источника могут использоваться только при условии, что они предусмотрены соответствующим законодательством Стороны.
В п. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ установлены все указанные способы осуществления государственных закупок. Отметим, что законодательство Республики Беларусь разрешает осуществлять государственные закупки также посредством оформления конкурентного листа (этот способ Соглашением не предусмотрен).
В отношении конкурса и аукциона в Соглашении установлено, что они могут проводиться только в электронном формате. Победителем конкурса признается потенциальный поставщик, предложивший лучшие условия исполнения договора (контракта) о закупке (п. 1 ст. 8 Соглашения). Победителем аукциона признается потенциальный поставщик, предложивший наименьшую цену договора (контракта) о закупке (п. 1 ст. 10 Соглашения).
Аукцион может проводиться только в отношении закупки товаров (работ, услуг) из перечня, установленного в Приложении N 2 к Соглашению. Законодательства Сторон могут дополнять данный перечень.
Следует отметить, что Закон Республики Казахстан от 21.07.2007 N 303-3 "О государственных закупках" не предусматривает проведение государственных закупок путем проведения аукциона. Вместо этого он предполагает осуществление закупок по конкурсу или на организованных электронных торгах.
Что касается белорусского законодательства, то основные положения об аукционах содержатся в Указе Президента РБ от 30.12.2010 N 708 "О проведении электронных аукционов" и в Постановлении Совета Министров РБ от 31.12.2010 N 1923 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. N 708". Данные нормативные акты не противоречат положениям Соглашения.
Впрочем, в отношении закупки способом аукциона товаров (работ, услуг) из перечня, указанного в Приложении N 2 к Соглашению, все же возможны исключения. Дело в том, что законодательством Сторон может быть предусмотрено осуществление закупок способом запроса ценовых предложений (запроса котировок). Однако в п. 4 ст. 9 Соглашения установлено, что Стороны должны стремиться к переходу от указанного способа проведения закупок к проведению их посредством аукциона в электронной форме.
В законодательстве Стороны должно быть установлено, что закупки способом запроса ценовых предложений (запроса котировок) могут осуществляться только при непревышении определяемой в соответствии с законодательством Стороны начальной (максимальной) цены договора (контракта) о закупке. Впрочем, Соглашение в п. 1 ст. 9 предусматривает и отход от этого правила в исключительных случаях. Что может пониматься под исключительными случаями, в Соглашении не поясняется.
Победителем запроса ценовых предложений (запроса котировок) признается потенциальный поставщик, предложивший наименьшую цену договора (контракта) о закупке в соответствии с национальным законодательством Стороны.
Товары (работы, услуги), перечисленные в Приложении N 2 к Соглашению, могут закупаться и путем проведения биржевых торгов. Законодательством Стороны могут предусматриваться государственные закупки и других товаров (работ, услуг) указанным способом. Основным принципом осуществления закупок путем проведения биржевых торгов является законодательное ограничение числа товарных бирж, на которых могут осуществляться такие закупки (вплоть до единственной). На это указано в ст. 12 Соглашения.
Закупки способом из одного источника (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика) могут осуществляться в случаях, установленных Приложением N 1 к Соглашению. Однако это должно быть предусмотрено национальным законодательством Стороны. Отметим, что дополнить указанный перечень возможных случаев закупки способом из одного источника (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика) Стороны могут, лишь уведомив Комиссию Таможенного союза и каждую из Сторон (ст. 13 Соглашения). В соответствии со ст. 4 Соглашения дополнения к указанному перечню могут быть отменены в порядке отмены изъятий из национального режима в сфере государственных закупок.
Требования к законодательству Сторон
(..)
Статьей 3 Соглашения установлено, что законодательство Сторон должно соответствовать следующим требованиям:
1) отношения в сфере закупок регулируются исключительно законодательством Стороны о закупках;
2) обеспечивается оптимальное и эффективное расходование средств, используемых для закупок в государствах Сторон;
3) для товаров (работ, услуг) и поставщиков других Сторон в определенные в Соглашении сроки предоставляется режим наибольшего благоприятствования, а затем и национальный режим;
4) обеспечивается информационная открытость и прозрачность закупок;
5) ограничено число электронных торговых площадок, на которых могут проводиться закупки;
6) закупки проводятся способами, предусмотренными Соглашением;
7) потенциальным поставщикам для участия в закупках, проводимых в электронной форме, беспрепятственно предоставляется электронная цифровая подпись. Напомним, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" в качестве электронной цифровой подписи и наравне с ней могут быть использованы квалифицированные электронные подписи;
8) установлен запрет на:
- закрепление в условиях закупок любых неизмеряемых количественно и (или) неадминистрируемых требований к поставщикам и потенциальным поставщикам;
- произвольный допуск потенциальных поставщиков к закупкам;
- отказ потенциальным поставщикам в допуске к закупкам по основаниям непредставления ими документов и сведений, требование о представлении которых не было установлено в извещении и (или) документации о закупке;
- установление условий закупок, которые влекут за собой ограничение количества поставщиков и потенциальных поставщиков;
- односторонний отказ заказчиков и поставщиков от исполнения договорных обязательств;
- изменение условий исполнения договорных обязательств, в том числе изменение цены договора о закупке (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Стороны о закупках);
- установление критериев оценки, а также порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, влекущих за собой необъективное и (или) неадминистрируемое определение победителя;
9) обеспечиваются права и законные интересы поставщиков и потенциальных поставщиков;
10) создан или определен национальный контролирующий орган в сфере закупок;
11) установлена ответственность за нарушение законодательства Стороны о закупках;
12) развивается конкуренция;
13) идет борьба с коррупцией и другими злоупотреблениями в сфере закупок.
Стороны должны привести свои законодательства в соответствие с указанными требованиями к 1 января 2012 г. (ст. 17 Соглашения).
Реализация Соглашения
(..)
В соответствии со ст. 17 Соглашения оно должно реализовываться поэтапно.
На первом этапе все Стороны должны привести свое законодательство в соответствие с требованиями, изложенными в Соглашении. Российская Федерация и Республика Беларусь до 1 января 2012 г. должны внести в свое законодательство изменения, направленные на внедрение информационных систем, обеспечивающих процесс проведения закупок в электронном формате, и на введение национального режима для этих двух государств. Предоставление национального режима иностранным поставщикам уже предусмотрено (ст. 13 Закона N 94-ФЗ).
На втором этапе аналогичным образом Республика Казахстан должна привести свое законодательство в соответствие с Соглашением - до 1 июля 2012 г.
На третьем этапе все Стороны должны ввести национальный режим для всех Сторон - до 1 января 2014 г.
Если же одна из Сторон не выполнит указанные обязательства, то другие Стороны вправе инициировать процесс признания факта нарушения Соглашения. В случае если соответствующее решение будет вынесено, но выполняться при этом не будет, каждая другая Сторона по истечении двух месяцев с момента официального признания нарушения сможет в одностороннем порядке принять ответные меры. Такие меры могут заключаться в том, что Стороны не будут распространять обязательства, предусмотренные Соглашением, на нарушившую его Сторону (п. 5 ст. 17 Соглашения).
Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования
(..)
Под режимом наибольшего благоприятствования в Соглашении понимается предоставление товарам (работам, услугам), происходящим с территорий государств Сторон, а также поставщикам и потенциальным поставщикам государств Сторон не менее благоприятного режима, чем предоставляется товарам (работам, услугам), происходящим с территорий третьих стран, а также поставщикам и потенциальным поставщикам третьих стран. Таким образом, ни одна из сторон не вправе устанавливать какие-либо ограничения по отношению к товарам и поставщикам Сторон, не предусмотренные для товаров и поставщиков из других стран.
Более того, в Соглашении устанавливается, что Стороны обязаны предоставить друг другу не только режим наибольшего благоприятствования, но и национальный режим. В определенные сроки, указанные в ст. 17 Соглашения, Стороны обязаны распространить на товары (работы, услуги) и поставщиков других Сторон тот же правовой режим, что и для национальных товаров (работ, услуг) и поставщиков. Очевидно, что реализация этого положения потребует гармонизации национальных законодательств Сторон о государственных закупках.
В исключительных случаях Стороны смогут на срок не более двух лет в одностороннем порядке законодательно устанавливать изъятия из национального режима. Однако это потребует обоснования перед другими Сторонами (ст. 4 Соглашения).
Поставщики и потенциальные поставщики, обеспечение их прав и законных интересов
(..)
В Соглашении под потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) понимается любое юридическое или физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель). При этом установлено, что любая из Сторон вправе ограничить в национальном законодательстве о закупках возможность участия в закупках физических лиц и (или) государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных организаций, в том числе учреждений всех государств Сторон. Данное положение Соглашения полностью соответствует п. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ.
В соответствии с положениями ст. 6 Соглашения участие потенциальных поставщиков в проведении государственных закупок может быть ограничено только в случае, если они включены в реестр недобросовестных поставщиков (ст. 15 Соглашения). Взимание платы за участие в закупках недопустимо. При этом национальным законодательством Стороны может предусматриваться предоставление обеспечения исполнения заявки на участие в закупке и (или) исполнения договора о закупке. Размер обеспечения исполнения заявки не должен превышать 5 процентов начальной (максимальной) цены договора (контракта) о закупке, а обеспечения исполнения договора о закупке - 30 процентов начальной (максимальной) цены договора о закупке. Данные правила не применяются, если договором о закупке предусмотрена выплата аванса: в этом случае размер обеспечения исполнения договора не может быть менее размера аванса.
Поставщик (исполнитель, подрядчик) в соответствии с Соглашением о государственных закупках - это лицо, с которым заключен договор (контракт) о закупках.
Согласно ст. 16 Соглашения права и законные интересы потенциальных поставщиков и поставщиков должен защищать особый контролирующий орган, который должен быть определен законодательством каждой Стороны Соглашения. Данный орган должен рассматривать жалобы и обращения в отношении действий заказчиков, осуществлять проверки, предупреждать и выявлять нарушения в сфере государственных закупок, а также вести реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" таким органом в Российской Федерации является ФАС России.
Договор о закупке и информационная открытость
(..)
В ст. 14 Соглашения установлено обязательное требование к договорам о закупке: они должны содержать условие об ответственности всех сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных договором обязательств. Это правило предусмотрено и российским законодательством (п. 10 ст. 9 Закона N 94-ФЗ). Кроме того, в соответствии с положениями Соглашения указанный договор должен содержать обязательное условие о порядке оплаты и осуществления приемки результата закупки на его соответствие.
В соответствии со ст. 14 Соглашения каждая из Сторон должна размещать на веб-портале реестр договоров о закупках, включающий, в частности, сведения о договорах о закупках и о дополнительных соглашениях, заключенных к таким договорам, а также сведения об актах сдачи-приемки результатов закупки, перечень которых определен законодательством государства Стороны о закупках. Под веб-порталом понимается интернет-сайт каждой Стороны, предоставляющий единое место доступа к информации о закупках и размещения указанной информации, а также единое место доступа к электронным услугам (закупкам) в случае, если это предусмотрено законодательством государства Стороны (пп. 2 п. 1 ст. 1 Соглашения).
Стороны стремятся к переходу на заключение договоров о закупках в электронной форме, а также к включению договоров о закупках, дополнительных соглашений, сведений об оплате и актов сдачи-приемки результатов закупки в реестр договоров о закупках.
В п. 5 ст. 3 Соглашения установлено, что обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок может осуществляться Сторонами, в том числе, посредством:
- создания веб-портала с беспрепятственным и бесплатным доступом к информации о закупках, обеспечивающего максимально широкий поиск информации;
- публикации на веб-портале нормативных правовых актов Сторон в области закупок.
Документы, являющиеся героями текущего обзора - Соглашение от 09.12.2010 "О государственных (муниципальных) закупках", можно скачать.
(По
материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант
Плюс )
| О фирме | КонсультантПлюс
| Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии
| Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки |
Гостевая книга | Поиск по сайту |