Фемида
Наши телефоны. Адрес. E-mail.
Текущий прайс на программы семейства Консультант Плюс. Заявка на демонстрацию программ и покупку программ.
Прайс на антивирусные программы. Заявка на приобритение антивирусов.
Прайс листы на программное обеспечение !C, Microsoft и др.
Недельные обзоры законодательства РФ (с 1999 года).
Комментарии важнейших документов (с 1999 года) специалистами Консультант Плюс.
Новости правовых систем. Информация о скидках. Акции по правовой поддержке юридических и физических лиц. Объявления о вакансиях в нашей компании.
Напишите нам письмо !
Маленькие хитрости - настройка и оптимизация программ Консльтант Плюс.
Ссылки на страницы, где можно найти нормативные документы.
 
Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru


Комментарии важнейших нормативных документов законодательства РФ.

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Федеральный закон от 03.06.2011 N 122-фз "О внесении изменений в федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статьи 214.1 и 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Скачать (4 kb)

Рынок корпоративных облигаций в России преимущественно составляют документарные облигации на предъявителя с обязательным централизованным хранением. Выплаты доходов по таким ценным бумагам эмитент осуществляет в соответствии со списком их владельцев, который получает от депозитария. По указанным выплатам эмитент также осуществляет функции налогового агента (п. 1 ст. 226 и п. 1 ст. 310 НК РФ).

   Эти обстоятельства значительно усложняют выплату доходов владельцам таких ценных бумаг и уплату налогов в бюджет. Всей необходимой информацией для осуществления указанных выплат располагает депозитарий, а эмитент фактически осуществляет лишь посреднические функции. В результате увеличиваются объем документооборота между эмитентом и депозитарием и сроки выплаты доходов, а стороны правоотношений несут значительные экономические издержки.

   Особенно неблагоприятная ситуация складывается для инвестора, который хранит документарные ценные бумаги различных эмитентов у одного депозитария, осуществляющего функции номинального держателя таких ценных бумаг. Такой инвестор для целей налогового учета должен предъявить каждому эмитенту определенный набор документов, подтверждающих доход и налоговый статус этого инвестора. Неполное или несвоевременное представление указанных документов может лишить инвестора права на получение дохода по ценным бумагам. Перечисленные обстоятельства отрицательно сказываются на создании в России благоприятного инвестиционного климата.

   Рассматриваемый Федеральный закон (далее - Закон N 122-ФЗ) призван упростить процедуру получения доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением. Для этой цели вносятся изменения в Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) и в Налоговый кодекс РФ.

   Изменения в Закон о рынке ценных бумаг (..)

   Законом N 122-ФЗ предлагается новая редакция ч. 13 ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг. Ранее в данной норме было указано, что депозитарий может оказывать депоненту услуги, связанные с получением выплат по ценным бумагам.

   Закон N 122-ФЗ возлагает на депозитария, ведущего учет прав на эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением, обязанность оказывать депоненту услуги, связанные с получением доходов по таким ценным бумагам в денежной форме и иных денежных выплат, причитающихся владельцам указанных ценных бумаг. В отношении депозитариев, хранящих иные документарные ценные бумаги (в частности, ценные бумаги без обязательного централизованного хранения), подобной обязанности не вводится, но за ними сохраняется возможность осуществлять выплаты по ценным бумагам.

   Другим нововведением является правило, согласно которому депозитарий, осуществляющий обязательное централизованное хранение эмиссионных ценных бумаг, по распоряжению их эмитента предоставляет ему список владельцев таких ценных бумаг один раз в год (ч. 13 ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг). За это депозитарий имеет право требовать от эмитента вознаграждение. Отметим, что для эмитента информация, содержащаяся в указанном списке, более не является важной для целей выплаты дохода по ценным бумагам. Дело в том, что он может осуществить эту обязанность, перечислив денежные средства депозитарию, который осуществляет централизованное хранение сертификата облигаций (ч. 2 ст. 7.1 Закона о рынке ценных бумаг).

   Депозитарию в отличие от эмитента согласно новеллам Закона N 122-ФЗ крайне важно знать, каким владельцам ценных бумаг необходимо произвести выплаты. В связи с этим в Законе о рынке ценных бумаг закреплен механизм предоставления депозитарию списка владельцев облигаций с обязательным централизованным хранением.

   Установлено, что номинальный держатель, который является депонентом депозитария, осуществляющего обязательное централизованное хранение эмиссионных ценных бумаг, должен предоставить указанному депозитарию список владельцев таких ценных бумаг. Это должно произойти не позднее семи дней после дня, когда от депозитария получено соответствующее требование (ч. 13 ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции). Напомним, что аналогичное правило регламентирует предоставление реестродержателю списка владельцев ценных бумаг номинальным держателем, в отношении которого он осуществляет свои полномочия (ч. 2 ст. 8 Закона о ценных бумагах).

   Правовое положение регистратора и депозитария схоже и в отношении ответственности перед инвесторами. Теперь предполагается субсидиарная ответственность эмитента перед депонентами депозитария за неперечисление соответствующих выплат по ценным бумагам с обязательным централизованным хранением (ч. 3 ст. 7.1 Закона о рынке ценных бумаг).

   Выплаты, причитающиеся владельцам эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, эмитент теперь производит путем перечисления денежных средств непосредственно депозитарию, который осуществляет централизованное хранение сертификата облигаций эмитента (ч. 2 ст. 7.1 Закона о рынке ценных бумаг). Данное правило значительно упростит эмитенту процедуру выплаты доходов по документарным облигациям с обязательным централизованным хранением. Обязанность эмитента произвести указанную выплату считается исполненной с момента поступления денежных средств на специальный депозитарный счет депозитария (счет депозитария, являющегося кредитной организацией), осуществляющего обязательное централизованное хранение ценных бумаг.

   Таким же образом депозитарий не обязан перечислять денежные средства непосредственно каждому владельцу облигаций с централизованным хранением. Он должен перечислить денежные средства номинальному держателю этих ценных бумаг, который уже осуществит выплаты конечным владельцам облигаций или другим номинальным держателям (ч. 3 ст. 7.1 Закона о рынке ценных бумаг).

   Эта обязанность депозитария, осуществляющего централизованное хранение сертификата облигаций, должна быть исполнена не позднее следующего рабочего дня после дня получения соответствующих выплат от эмитента. Иные депозитарии должны осуществить своим депонентам выплаты по ценным бумагам не позднее трех рабочих дней после дня получения денежных средств. Причем это должно произойти не позднее десяти рабочих дней со дня, когда депозитарий, осуществляющий обязательное централизованное хранение ценных бумаг, раскрыл информацию о передаче своим депонентам причитающихся им выплат по ценным бумагам (ч. 4 ст. 7.1 Закона о рынке ценных бумаг).

   Поскольку составление списка владельцев облигаций с обязательным централизованным хранением больше не имеет прежнего правового значения, Законом N 122-ФЗ устанавливаются новые правила определения лиц, имеющих право на получение дохода по таким ценным бумагам. Лицо, обладающее правом на доходы по облигациям с обязательным централизованным хранением, в соответствии с ч. 5 ст. 7.1 Закона о рынке ценных бумаг определяется как депонент депозитария, являющийся таковым на дату:

   - определенную в соответствии с решением о выпуске ценных бумаг в качестве даты надлежащего исполнения эмитентом обязанности по осуществлению выплат по ценным бумагам;

   - следующую за датой, на которую депозитарий, осуществляющий обязательное централизованное хранение ценных бумаг, раскрыл информацию о передаче своим депонентам причитающихся им выплат по ценным бумагам (если обязанность по осуществлению последней из выплат по ценным бумагам в установленный срок эмитент не исполнил или исполнил ненадлежащим образом).

   Закон N 122-ФЗ внес в законодательство о ценных бумагах важное изменение, направленное на защиту прав инвесторов. Теперь владельцы ценных бумаг вправе требовать выплаты дохода по ценным бумагам от своих депозитариев, даже если последние не получили денежные средства (абз. 2 ч. 4 ст. 7.1 Закона о рынке ценных бумаг).

   Кроме того, из ч. 2 ст. 17 Закона о рынке ценных бумаг изъято указание на то, что эмитент обязан включать в решение о выпуске облигаций с обязательным централизованным хранением информацию о дате, на которую составляется список владельцев таких ценных бумаг. В соответствии с новой редакцией Закона о рынке ценных бумаг эмитент осуществляет выплаты по облигациям с обязательным централизованным хранением непосредственно через депозитарии, поэтому такая информация более не является важной для целей выплаты доходов по указанным ценным бумагам.

   Следует обратить внимание на то, что соответствующие изменения, касающиеся правового значения списка владельцев облигаций, пока не отражены в Приказе ФСФР РФ от 25.01.2007 N 07-4/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (в частности, в п. 6.2.9 указанного документа).

   Все нововведения Закона N 122-ФЗ в отношении корпоративных облигаций с обязательным централизованным хранением также распространяются на федеральные государственные облигации с обязательным централизованным хранением (ч. 3 ст. 3 Закона N 122-ФЗ), которые будут зарегистрированы до 1 января 2012 г. Таким образом, владельцы соответствующих государственных ценных бумаг смогут требовать выплат причитающегося им вознаграждения непосредственно от своего депозитария - даже в случае, если последнему не были перечислены денежные средства от государства.

   Кроме того, Законом N 122-ФЗ установлено, что фондовая биржа вправе осуществлять листинг федеральных государственных ценных бумаг без заключения договора с эмитентом ценных бумаг. Данное правило должно упростить и ускорить выход государственных ценных бумаг на организованный рынок.

   Изменения в Налоговый кодекс РФ (..)

   Ранее депозитарии не признавались налоговыми агентами в отношении владельцев облигаций, которым перечисляли денежные средства в качестве дохода по таким ценным бумагам (Письмо Минфина России от 17.06.2010 N 03-04-06/2-122). Данная правовая позиция основывалась на том, что ст. 214.1 НК РФ не включала депозитариев в число лиц, являющихся налоговыми агентами.

   Теперь же в отношении владельцев эмиссионных ценных бумаг с централизованным хранением депозитарии наделяются полномочиями налоговых агентов (ст. 2 Закона N 122-ФЗ). На лиц, занимающихся депозитарной деятельностью, возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и уплате налогов с выплат в денежной форме, связанных с получением доходов по облигациям с обязательным централизованным хранением.

   Исключением являются выплаты в погашение номинальной стоимости ценных бумаг (абз. 5 п. 18 ст. 214.1 НК РФ в новой редакции). В этом случае налогоплательщики должны уплатить налог самостоятельно в соответствии со ст. 228 НК РФ.

   При уплате налога на прибыль аналогичное правило действует в отношении депозитариев, депоненты которых являются иностранными организациями (п. 1 ст. 310 НК РФ в новой редакции).

   Положения Закона N 122-ФЗ, изменяющие Закон о рынке ценных бумаг, вступят в силу с 1 января 2012 г., а изменения в Налоговый кодекс РФ - не ранее 7 июля 2011 г. и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

   Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный закон от 03.06.2011 N 122-фз "О внесении изменений в федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статьи 214.1 и 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", можно скачать.


  

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Артикс, Региональный Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва , ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86 , fax (495) 721-35-86
Артикс © 1999-2013
Design © Korotkevich B.