Федеральный закон от 14.06.2011 N 142-фз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации"
Скачать (11 kb)
Федеральный закон N 142-ФЗ вносит изменения в положения о лицензировании организаций, осуществляющих деятельность в сфере СМИ, определяет порядок распространения российских и иностранных теле- и радиоканалов, а также вводит правовой институт сетевого издания.
Законом N 142-ФЗ устанавливается, что некоммерческие организации, создаваемые публично-правовыми образованиями и действующие в сфере массовой информации, могут иметь организационно-правовую форму автономных учреждений (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) в новой редакции).
Закон N 142-ФЗ также вносит изменения в Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ), в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и вступает в силу с 10 ноября 2011 г. (за исключением изменений в Закон об автономных учреждениях, вступивших в силу 17 июня 2011 г.).
Новые виды средств массовой информации
(..)
Закон N 142-ФЗ дополняет перечень средств массовой информации следующими видами: сетевое издание, телеканал, радиоканал. Данным законом установлено, что любая форма периодического распространения массовой информации должна иметь постоянное наименование (название) для того, чтобы признаваться средством массовой информации.
В новой редакции Закона о СМИ также установлено легальное определение вещателя. Вещатель - это российское юридическое лицо, которое формирует телеканал или радиоканал и распространяет его в установленном порядке на основании лицензии на теле-, радиовещание.
Под телеканалом или радиоканалом согласно нормам Закона N 142-ФЗ следует понимать сформированную в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящую в эфир под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.
Нормы российского законодательства о теле- и радиопрограммах должны также применяться в отношении радио- и телеканалов, если иное особо не оговорено Законом о СМИ (абз. 14 ст. 2 указанного Закона в новой редакции).
Кроме того, в законодательство вводится понятие "сетевое издание", под которым понимается сайт в сети Интернет, в соответствии с Законом о СМИ зарегистрированный в качестве средства массовой информации (абз. 16 ст. 2 данного Закона в новой редакции).
Лицензирование сайта в качестве сетевого издания будет добровольным. Однако сайты, соответствующим образом не зарегистрированные в качестве СМИ, не могут быть признаны средствами массовой информации (ст. 8 Закона о СМИ в новой редакции).
Какого-либо специального порядка регистрации сетевого издания, радио- и телеканала Закон о СМИ не вводит.
Регистрация СМИ и предоставление информации о них
(..)
Законом N 142-ФЗ установлено, что редакция средства массовой информации может осуществлять свою деятельность только после его регистрации (за исключением отдельных случаев, предусмотренных в Законе о СМИ).
В ст. 8 Закона о СМИ в новой редакции предусматривается следующая процедура регистрации средства массовой информации. Лицу, подавшему заявление о регистрации СМИ, высылается или выдается уведомление о приеме такого заявления и необходимых документов с указанием даты их поступления. Регистрирующий орган рассматривает заявление и принимает решение о регистрации в течение месяца с этой даты.
Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом (Роскомнадзором) решения о регистрации.
Заявителю в соответствии со ст. 8 Закона о СМИ в новой редакции выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации. С этого момента учредитель получает право приступить к производству продукции СМИ в течение одного года. Если учредитель пропустит этот срок, свидетельство о регистрации будет признано недействительным.
В соответствии со ст. 8 Закона о СМИ в новой редакции регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном Роскомнадзором. Информация, содержащаяся в данном реестре, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических и юридических лиц (за исключением случаев, установленных федеральными законами).
Сведения о конкретном СМИ регистрирующий орган предоставляет бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего заявления. Эта информация направляется запросившему ее лицу в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", либо в виде выписки из реестра. Если запрашиваемые сведения отсутствуют, об этом выдается справка.
Закон N 142-ФЗ также предполагает создание государственной информационной системы в области средств массовой информации (ст. 6.1 Закона о СМИ в новой редакции), которая должна содержать сведения:
- из реестра зарегистрированных средств массовой информации;
- из реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание;
- о законодательстве РФ о СМИ;
- иные установленные Правительством РФ сведения в области СМИ.
Лицензирование в сфере средств массовой информации
(..)
В Закон о СМИ вводится понятие универсальной лицензии. В соответствии с ней вещатель имеет право распространять теле- или радиоканал на всей территории РФ в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное, спутниковое, кабельное вещание. Обладателем универсальной лицензии может быть только редакция теле- или радиоканала (ч. 3 ст. 31 Закона о СМИ в новой редакции).
В Законе N 142-ФЗ говорится, что в лицензии на осуществление вещания теле- и радиоканалов может быть указана позиция радио- или телеканала в мультиплексе. Легальное определение понятия "мультиплекс" в данном Законе отсутствует. Напомним, что в Распоряжении Правительства РФ от 29.11.2007 N 1700-р "О Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" мультиплекс (пакет телевизионных каналов, радиоканалов) определяется как перечень теле- и радиоканалов, телерадиотрансляция которых осуществляется с использованием одного радиочастотного канала.
Особые правила Закон N 142-ФЗ устанавливает в отношении теле- и радиовещания.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (вступает в силу 3 ноября 2011 г.) в ч. 4 ст. 1 допускает, что могут быть установлены особенности лицензирования деятельности в области телевизионного и радиовещания, в том числе и в отношении срока действия соответствующих лицензий. Законом N 142-ФЗ предусмотрен десятилетний срок действия лицензии на такие виды вещания (ст. 31.1 Закона о СМИ в новой редакции), если меньший срок не был указан в заявлении о выдаче лицензии.
В ч. 8 ст. 31 Закона о СМИ установлено, что в лицензии на теле- или радиовещание должна быть указана следующая информация:
- сведения, предусмотренные законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности;
- наименование (название) распространяемого теле- или радиоканала;
- программная направленность теле-, радиоканала (основные тематические направления вещания - информационный, музыкальный, спортивный и подобные);
- территория распространения теле- или радиоканала;
- объем вещания (в часах);
- дата начала вещания;
- срок действия лицензии на теле-, радиовещание, отметка о продлении срока ее действия (если необходимо);
- сведения о среде вещания теле- или радиоканала (наземное эфирное, спутниковое, кабельное вещание, иные среды вещания), если это предусмотрено Законом о СМИ;
- сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции теле- или радиоканала в мультиплексе, параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (если необходимо).
Лицензии, выданные до вступления в силу Закона N 142-ФЗ, действуют до истечения срока их действия или до получения вещателем новой лицензии на вещание того же СМИ (ч. 4 ст. 5 Закона N 142-ФЗ).
Распространения российских и иностранных телевизионных и радиоканалов
(..)
В ч. 1 ст. 19.1 Закона о СМИ в новой редакции вводится запрет на учреждение теле-, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм следующими лицами:
- иностранным юридическим лицом;
- российским юридическим лицом с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более;
- гражданином РФ, имеющим двойное гражданство.
Указанные лица, а также иностранные граждане и лица без гражданства не вправе учреждать юридические лица, осуществляющие вещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения России (ч. 2 ст. 19.1 Закона о СМИ в новой редакции).
Кроме того, не допускается приобретение иностранного участия, составляющего 50 процентов и более акций (долей), в таких организациях (ч. 3 ст. 19.1 Закона о СМИ в новой редакции). Следует отметить, что понятие "иностранного участия" исчерпывающим образом в Законе о СМИ не раскрыто.
В отношении деятельности иностранных теле- и радиоканалов устанавливаются те же правила, что и для отечественных: такие каналы должны быть зарегистрированы в России в качестве средств массовой информации (ч. 2 ст. 54 Закона о СМИ в новой редакции).
Зарубежные периодические печатные издания могут распространяться на территории России, если на это будет получено разрешение от Роскомнадзора (ч. 3 ст. 54 Закона о СМИ в новой редакции).
Закон N 142-ФЗ устанавливает, что перечень общероссийских обязательных общедоступных теле- и радиоканалов утверждается Президентом РФ (ч. 1 ст. 32.1 Закона о СМИ в новой редакции). Вещателю таких каналов выдается универсальная лицензия на теле- и радиовещание, а также (без проведения торгов) право на осуществление наземного эфирного теле- и радиовещания на всей территории страны (ч. 3 ст. 32.1 Закона о СМИ в новой редакции).
Вещатель общероссийских обязательных общедоступных теле- и радиоканалов обязан обеспечить их распространение на территории проживания населения России без взимания платы с потребителей.
Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный закон от 14.06.2011 N 142-фз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации", можно скачать.
(По
материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант
Плюс )
| О фирме | КонсультантПлюс
| Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии
| Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки |
Гостевая книга | Поиск по сайту |