Информационное письмо ФСФР России от 28.12.2011 N 11-дп-10/37974 "О разъяснении отдельных вопросов практики применения федерального закона от 27.07.2010 N 224-фз "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Скачать (6 kb)
Пунктом 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что ФСФР России уполномочена давать разъяснения по вопросам практики применения российского законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Рассматриваемое Информационное письмо (далее - Информационное письмо ФСФР России от 28.12.2011) разъясняет некоторые положения Закона об инсайдерской информации, уточняя некоторые технические моменты его применения, а также изменяя собственные правовые позиции по ряду вопросов.
Особое внимание в Информационном письме ФСФР России от 28.12.2011 уделяется установлению состава инсайдеров, а также информации, которая является инсайдерской. Указанные вопросы наиболее важны при определении недопустимых случаев использования инсайдерской информации на организованном финансовом рынке.
Обращаем внимание, что рассматриваемый акт не является нормативным.
Список инсайдеров
(..)
Значительное количество разъяснений в Информационном письме ФСФР России от 28.12.2011 касается состава лиц, которые должны быть включены в список инсайдеров.
В Законе об инсайдерской информации не дается определения таких лиц, но приводится исчерпывающий перечень лиц, которые относятся к инсайдерам (ст. 4 Закона об инсайдерской информации). Перечень лиц, относящихся к инсайдерам, можно разделить на три группы:
- "первичные" инсайдеры (лица, непосредственно получающие инсайдерскую информацию);
- "вторичные" инсайдеры (лица, получающие информацию от "первичных" инсайдеров);
- инсайдеры - физические лица.
Список инсайдеров обязаны составлять все юридические лица, указанные в качестве инсайдеров в ст. 4 Закона об инсайдерской информации, за исключением органов государственной или муниципальной власти, иных организаций, осуществляющих функции данных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона об инсайдерской информации).
Состав лиц, которые должны быть включены в список инсайдеров, содержится в ч. 2 и 3 ст. 9 Закона об инсайдерской информации и является исчерпывающим (п. 1 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011).
В такой список должны быть включены организации и физические лица, которые имеют доступ к инсайдерской информации. Установлено следующее правило: в список инсайдеров, который составляется "первичными" инсайдерами, должны быть включены "вторичные" инсайдеры и инсайдеры - физические лица; в список, составляемый "вторичными" инсайдерами, включаются лишь физические лица.
В п. 2 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011 специально поясняется, что в список инсайдеров не включаются работники и должностные лица организаций, имеющих доступ к инсайдерской информации. В качестве исключения из этого правила установлено, что в такой список должна быть включена управляющая организация вместе с членами ее органов управления и органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.
Физические лица не попадают в указанный список автоматически. В п. 2 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011 установлено, что они могут быть включены в список инсайдеров, только если между юридическим лицом - составителем списка и физическим лицом заключен договор, предусматривающий доступ к инсайдерской информации (за исключением случая, когда физические лица входят в органы управления или ревизионную комиссию такого юридического лица).
Отметим, что рассматриваемым Информационным письмом установлена необходимость заключенного договора, в соответствии с которым физическое лицо получало доступ к инсайдерской информации, как одно из обязательных условий признания лица инсайдером (см., к примеру, п. 2 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011).
Ранее указывались случаи возможного сохранения статуса инсайдера, если соответствующие договоры признаны незаключенными (п. 1.11 Письма ФСФР России от 27.06.2011 N 11-АС-05/16551 "О требованиях Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Письмо ФСФР России от 27.06.2011).
Договор, предусматривающий возможность ознакомления с инсайдерской информацией, может быть как трудовым, так и гражданско-правовым. На это прямо указывают, к примеру, п. п. 5, 13 ст. 4 Закона об инсайдерской информации. Аналогичные разъяснения раньше давались ФСФР России в п. 1.5 Письма ФСФР России от 27.06.2011.
Относительно п. 5 ст. 4 Закона об инсайдерской информации ФСФР России также дала свое разъяснение. В п. 3 Информационного письма указывается, что в список инсайдеров не должны включаться клиенты профессиональных участников рынка ценных бумаг, предоставляющие последним информацию, которая является инсайдерской. Этот вывод был сделан на основе того обстоятельства, что какое-либо лицо не может признаваться инсайдером в отношении инсайдерской информации, которую оно же и предоставило.
Правило о возможности признания инсайдерами лишь тех лиц, которые получают инсайдерскую информацию на основании договоров, действует в отношении депозитариев и кредитных организаций, осуществляющих расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли (п. 3 ст. 4 Закона об инсайдерской информации). Указанные лица могут быть признаны инсайдерами только в том случае, если они осуществляют расчеты на основании договора с организатором торговли и (или) клиринговыми организациями (п. 5 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011).
Таким образом, создается по сути двухступенчатая система списков инсайдеров, на первом уровне которого находятся списки инсайдеров, составляемые "первичными" инсайдерами, а на втором - составляемые "вторичными" инсайдерами.
Пункт 2 ч. 1 ст. 6 Закона об инсайдерской информации содержит общий запрет на передачу инсайдерской информации лицам, не включенным в список инсайдеров, за исключением случаев, если такая информация предоставляется им в связи с исполнением:
- обязанностей, установленных федеральными законами;
- трудовых обязанностей;
- договора.
ФСФР России разъяснила, что каждое из названных выше оснований является самостоятельным основанием для законной передачи инсайдерской информации (п. 11 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011).
Также в рассматриваемом Информационном письме разъясняется, что третье лицо, получившее инсайдерскую информацию в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо исполнением договора и не относящееся к лицам, указанным в п. п. 7 и 13 ст. 4 Закона об инсайдерской информации, не включается в список инсайдеров, составляемый "вторичным" инсайдером (п. 11 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011).
Включение лица в список инсайдеров без достаточных к тому оснований может быть обжаловано этим лицом путем письменного обращения в организацию, допустившую неправомерное включение лица в такой список, и (или) непосредственно в суд (п. 12 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011).
Следует отметить, что ФСФР России пересмотрела свою позицию по этому вопросу. Ранее в п. 1.4 Письма ФСФР России от 27.06.2011 указывалось на то, что включение в список инсайдеров не может быть оспорено, так как процедура оспаривания факта включения в этот список не предусмотрена Законом об инсайдерской информации.
Обращаем внимание, что согласно Приказу ФСФР России от 21.01.2011 N 11-3/пз-н "Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях" списки инсайдеров должны передаваться организаторам торговли, которые будут их использовать для контроля за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах, в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.
Перечень информации, относящейся к инсайдерской
(..)
Ряд разъяснений, содержащихся в рассматриваемом Информационном письме, касается определения того, относится ли та или иная информация к инсайдерской. В целом из таких разъяснений можно сформулировать общее правило: выставление заявок посреднику на финансовом рынке на совершение какой-либо операции само по себе не является предоставлением инсайдерской информации.
Так, не являются инсайдерами посредники, совершающие операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами в интересах других посредников (п. 3 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011). Однако это правило действует, только если первый посредник совершает лишь технические операции в интересах второго, не получая от него инсайдерской информации, предоставляемой его клиентами. Само же выставление вторым посредником заявок на совершение операций не является предоставлением инсайдерской информации клиента, в интересах которого (чем прослеживается в итоге цепочка посреднических сделок) эта операция и совершается.
Также и организаторы торговли не являются инсайдерами посредников, совершающих операции на организованных торгах. Иное возможно лишь в случае прямого указания в договорах, заключенных между организатором торговли и посредником, о передаче организатору торговли инсайдерской информации, полученной посредником от своих клиентов (п. 3 Информационного письма).
В отношении управляющих компаний также установлено правило о том, что выставление заявок (подача поручения) на совершение операции с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, само по себе не является предоставлением инсайдерской информации (п. 4 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011).
Это разъяснение также касается положения пп. 4 п. 1 Приказа ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н "Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а такжеинсайдерской информации порядка и сроков раскрытия такой информации" (далее - Перечень инсайдерской информации). В нем установлено, что к инсайдерской информации управляющих компаний относятся в том числе сведения о принятии работниками управляющей компании решений, связанных с совершением сделок за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд.
Тем самым ФСФР России разъяснила, что с момента подачи соответствующей заявки на совершение операции с имуществом паевого инвестиционного фонда информация о принятии решения на совершение данной сделки перестает быть инсайдерской в отношении того посредника, которому была передана эта заявка.
Особые разъяснения дала ФСФР России в отношении инсайдерской информации доверительных управляющих. В пп. 3 п. 7.1 Перечня инсайдерской информации указано, что к инсайдерской информации доверительных управляющих относятся, помимо прочего, сведения, составляющие существенные условия договоров доверительного управления, если осуществление доверительного управления в соответствии с данными условиями может оказать значительное влияние на цены соответствующих ценных бумаг.
В отношении этого правила ФСФР России дала следующие разъяснения. Доверительный управляющий должен самостоятельно определять, какие существенные условия договоров доверительного управления относятся к случаям, когда осуществление доверительного управления в соответствии с указанными условиями может оказать существенное влияние на цены соответствующих ценных бумаг (п. 6 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011).
Аналогичное разъяснение дано в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг, участников биржевой торговли, биржевых посредников, биржевых брокеров, кредитных организаций, осуществляющих в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами (п. 7 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011). В п. п. 7.1 - 7.3 Перечня инсайдерской информации указано, что к инсайдерской информации должны быть отнесены поручения на совершение операций, получаемые перечисленными выше лицами от клиентов, которые могут оказать существенное влияние на цены соответствующих финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.
В указанных случаях профессиональные участники рынка ценных бумаг, участники биржевой торговли, биржевые посредники, биржевые брокеры, кредитные организации должны самостоятельно определять те поручения клиентов, которые могут оказать существенное влияние на цены соответствующих финансовых инструментов, иностранной валютой и (или) товаров.
Следует учитывать, что инсайдеры не могут повлиять на цену производных финансовых инструментов, базисным (базовым) активом которых являются фондовые и иные индексы, если эта цена зависит от цен нескольких финансовых инструментов (товаров) или курсов нескольких иностранных валют (п. 9 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011). ФСФР России указала, что изменение цен на такие финансовые инструменты не может зависеть от получения инсайдерской информации и от изменения цен на иные товары или ценные бумаги.
Уведомления инсайдеров о совершенных операциях
(..)
ФСФР России в рассматриваемом Информационном письме дала широкое толкование положениям п. 5 ст. 4 и п. 4 ст. 10 Закона об инсайдерской информации, касающихся уведомлений о совершении инсайдерами операций (п. 8 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011).
В соответствии с этими разъяснениями необходимость уведомлять лица, являющиеся источником инсайдерской информации, а также ФСФР России возлагается на всех, кто совершит операции с использованием инсайдерской информации, полученной от "первичных" инсайдеров на основании любого гражданско-правового договора.
Инсайдеры обязаны уведомлять об операциях, совершенных ими от собственного имени и за свой счет (п. 10 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011). Таким образом, при совершении операций посредником последний не обязан направлять уведомления о ней в соответствии с ч. 1 - 4 ст. 10 Закона об инсайдерской информации. О совершенной посредником операции в интересах клиента, включенного в список инсайдеров, должен уведомлять сам клиент-инсайдер.
Раскрытие инсайдерской информации
(..)
В рассматриваемом Информационном письме разъясняются также некоторые правила, касающиеся раскрытия перечня информации, относящейся к инсайдерской.
В ч. 4 ст. 3 Закона об инсайдерской информации указывается, что инсайдеры должны раскрывать перечни данной информации на своих официальных сайтах в сети Интернет. В связи с этим в п. 13 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011 установлено, что под официальным сайтом следует понимать такой сайт в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этому лицу.
Также в рассматриваемом Информационном письме ФСФР России рекомендует размещать ссылку на раздел сайта, содержащего перечень информации, относимой к инсайдерской, на главной (начальной) странице официального сайта инсайдера.
Порядок раскрытия инсайдерской информации урегулирован в Перечне инсайдерской информации, предусматривающем раскрытие такой информации в форме сообщений о существенных фактах эмитентов эмиссионных ценных бумаг, если иное не установлено в Перечне инсайдерской информации или иных актах ФСФР России (п. 2 - 4 Положения ФСФР России о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденного Приказом ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н).
Обращаем внимание, что согласно п. 2 Информационного письма ФСФР России от 28.07.2011 N 11-ДП-10/19563 "Об особенностях исполнения отдельных требований Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в переходный период" организациям надлежало привести свою деятельность в соответствие с требованиями Перечня инсайдерской информации до 1 января 2012 г.
Порядок и сроки раскрытия информации в виде сообщений о существенных фактах установлен в Приказе ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".
В п. 14 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011 указывается, что если инсайдерская информация не была раскрыта в виде сообщений о существенных фактах, то она должна быть в ленте новостей хотя бы одного из информационных агентств (в срок до 10.00 последнего дня, в течение которого должно быть осуществлено такое опубликование).
Установлено, что сообщение об инсайдерской информации лиц, являющихся инсайдерами, должно быть опубликовано в следующие сроки с даты наступления соответствующего факта (события, действия) или с даты, в которую лицо, являющееся инсайдером, узнало или должно было узнать о его наступлении:
- в ленте новостей - не позднее одного дня;
- на странице в сети Интернет - не позднее двух дней.
Также ФСФР России указала, что если сообщение о сведениях, относящихся к инсайдерской информации, по названию совпадает с сообщением о существенных фактах, то не требуется двойное раскрытие информации и в том, и в другом виде (п. 14 Информационного письма ФСФР России от 28.12.2011).
Следует обратить внимание: согласно разъяснениям ФСФР России если требования к содержанию сообщения о сведениях, относящихся к инсайдерской информации, не установлены какими-либо нормативными правовыми актами, то объем информации, подлежащей раскрытию в этом сообщении, определяется инсайдером самостоятельно.
Документы, являющиеся героями текущего обзора - Информационное письмо ФСФР России от 28.12.2011 N 11-дп-10/37974 "О разъяснении отдельных вопросов практики применения федерального закона от 27.07.2010 N 224-фз "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", можно скачать.
(По
материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант
Плюс )
| О фирме | КонсультантПлюс
| Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии
| Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки |
Гостевая книга | Поиск по сайту |