Приказ Минтранса России от 25.11.2011 N 293 "Об утверждении федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации"
Скачать (68 kb)
Федеральные авиационные правила "Организация воздушного движения в Российской Федерации" были утверждены 25.11.2011 Минтрансом России в соответствии с п. 134 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (далее - Правила использования воздушного пространства), и пп. "д" и "е" п. 9 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.07.2008 N 530.
Правила подробным образом регулируют отношения по обслуживанию воздушного движения, в частности диспетчерское обслуживание воздушных потоков. В этом документе большое внимание уделяется обеспечению безопасности полетов и повышению пропускной способности воздушных потоков.
Правила вступят в силу спустя 60 дней с момента их опубликования. Однако в настоящее время документ еще не опубликован.
Предмет регулирования Правил
(..)
Рассматриваемые Правила обязательны для исполнения в выделенных зонах и районах воздушного пространства участниками гражданской авиации, а также органами обслуживания воздушного движения (далее - органами ОВД) (п. 1.2 Правил), но не применяются к участникам государственной и экспериментальной авиации, а также органам, их обслуживающим. Также Правила будут применяться при обслуживании движения воздушных судов гражданской авиации в зонах, выделенных для государственной и экспериментальной авиации.
Основным адресатом рассматриваемых Правил следует считать органы ОВД, на регулирование деятельности которых направлены большинство норм рассматриваемого нормативного акта.
За пределами воздушного пространства Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, к участникам воздушного движения должны применяться положения Конвенции о международной гражданской авиации, заключенной в г. Чикаго 07.12.1944.
Определение элементов структуры воздушного пространства
(..)
Одной из важнейших задач органов ОВД является определение или согласование границ элементов структуры воздушного пространства (п. 2.2 Правил). При этом под структурой воздушного пространства следует понимать совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскости элементов воздушного пространства, предназначенных для осуществления деятельности по использованию воздушного пространства (п. 2 Правил использования воздушного пространства). Таким образом, органы ОВД будут определять режим использования различных частей (зон, районов, коридоров) воздушного пространства, то есть определенным образом классифицировать воздушное пространство страны по способу его использования.
При определении границ элементов структуры воздушного пространства органы ОВД должны учитывать (п. 2.2.1 Правил):
- государственные приоритеты в использовании воздушного пространства;
- возможности по обеспечению приемлемого уровня безопасности полетов и безопасности использования воздушного пространства при обслуживании воздушного движения;
- интересы пользователей воздушного пространства.
В рассматриваемых Правилах безопасность пользователей воздушного пространства поставлена в прямую зависимость от пропускной способности воздушных потоков, которая рассчитывается по методике определения пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов) и районов (п. п. 2.3.5 - 2.3.6 Правил). Превышение нормативов, изложенных в этой методике, будет означать увеличение рисков использования воздушного пространства.
Среди других задач организации воздушного движения в Правилах указываются (п. п. 2.3.1 и 2.4 Правил):
1) задачи организации потоков воздушного движения, а именно:
- максимальное удовлетворение запросов пользователей воздушного пространства на использование воздушного пространства;
- защита органов ОВД от превышений пропускной способности;
- обеспечение необходимого уровня безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;
2) задачи обслуживания воздушного движения:
- предотвращение столкновений между воздушными судами;
- ускорение и поддержание упорядоченного потока воздушного движения;
- предоставление консультаций и информации, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов;
- уведомление соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказание таким организациям необходимого содействия.
Организация воздушного движения
(..)
Структура организации воздушного движения первоначально была установлена в Правилах использования воздушного пространства (раздел V). В рассматриваемых Правилах описана более подробная структура организации воздушного движения с указанием полномочий различных ее подразделений и способов их взаимодействия.
Под организацией воздушного движения в Правилах понимается процесс обслуживания воздушного движения, организации потоков воздушного движения и воздушного пространства, осуществляемый безопасным, экономичным и эффективным образом, путем предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон и с использованием бортовых и наземных функций (п. 2.1 Правил). Данное определение соответствует пониманию организации воздушного движения, изложенному в п. 128 Правил использования воздушного пространства.
Под обслуживанием воздушного движения понимается (п. 3.1 Правил, п. 130 Правил использования воздушного пространства):
- диспетчерское обслуживание;
- полетно-информационное обслуживание;
- аварийное оповещение.
- Диспетчерское обслуживание
Диспетчеры в соответствии с рассматриваемыми Правилами должны предотвращать столкновения между воздушными судами, а также ускорять и поддерживать упорядоченный поток воздушного движения (п. 3.1.1 Правил).
Согласно п. 131 Правил использования воздушного пространства диспетчерское обслуживание воздушного движения включает:
- районное диспетчерское обслуживание;
- диспетчерское обслуживание подхода;
- аэродромное диспетчерское обслуживание.
Правила устанавливают многочисленные и подробные требования к организационной структуре органов ОВД, занимающихся диспетчерским обслуживанием. Цель требований - не допустить снижения уровня безопасности из-за высокой нагрузки на сотрудников соответствующих органов ОВД. В первую очередь это касается диспетчеров.
В качестве базового требования к организации диспетчерского обслуживания установлено, что воздушное пространство должно быть распределено между различными диспетчерскими пунктами (секторами), которые имеют свою зону ответственности (п. 3.2.1 Правил).
Особо подчеркивается, что диспетчерское обслуживание предоставляется пользователям воздушного пространства без каких-либо ограничений, круглосуточно (п. 3.2.8 Правил и т.п.). На диспетчеров не могут возлагаться обязанности по выполнению иной работы, не связанной с предоставлением диспетчерского обслуживания (п. 3.2.7 Правил).
Диспетчерское обслуживание осуществляется в пределах ответственности диспетчеров, то есть на контролируемых аэродромах, в пределах контролируемых зон полета в соответствии с установленной классификацией воздушного пространства (п. 3.1.9 Правил). Указанные специалисты осуществляют свою деятельность путем передачи диспетчерских указаний, разрешений, рекомендаций и информации (п. 3.1.8 Правил).
Правила также устанавливают нормативные требования для особых случаев участия диспетчеров в управлении летательным аппаратом в виде передачи контроля (п. 3.5.8 Правил). При этом особое внимание уделяется способу передачи контроля с использованием "контрактного" автоматического зависимого наблюдения - АЗН-К (п. 3.5.9 и раздел VII Правил).
- Полетно-информационное и аварийное обслуживание
Организации полетно-информационного обслуживания должны предоставлять консультации и информацию, необходимые для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов, а организации аварийного оповещения - уведомлять соответствующие организации о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказывать им необходимое содействие.
Правилами установлены многочисленные и подробные требования к организационной структуре органов ОВД, занимающихся полетно-информационным и аварийным обслуживанием (разделы VIII - IX Правил).
Интересно отметить, что в силу п. 8.1.1 Правил диспетчерское обслуживание воздушных судов приоритетно, если полетно-информационное и диспетчерское обслуживание осуществляются в отношении конкретного судна одновременно.
Множество технических правил касаются обслуживания воздушного судна на основе систем наблюдений (раздел VI Правил). Так, согласно п. 6.1 Правил обслуживание воздушного движения должно осуществляться с применением таких систем наблюдения, как первичный обзорный радиолокатор, вторичный обзорный радиолокатор, включая использование моноимпульсного метода или режима S, АЗН-В.
В п. 8.2 Правил установлено, что орган полетно-информационного обслуживания передает на борт воздушных судов информацию с использованием одного или нескольких определяемых им способов:
- направленная передача информации воздушному судну по инициативе органа полетно-информационного обслуживания с обязательным подтверждением приема (в Правилах указывается, что этот способ является предпочтительным);
- общий вызов, передача информации всем соответствующим воздушным судам с подтверждением приема;
- радиовещательная передача информации;
- передача информации по линии передачи данных.
При возникновении аварийной ситуации с воздушным судном орган диспетчерского обслуживания подхода или орган аэродромного диспетчерского обслуживания должен немедленно уведомить об этом соответствующий орган районного диспетчерского обслуживания, который, в свою очередь, уведомляет координационный центр поиска и спасания (п. 9.1.2 Правил).
Органы аварийного обслуживания уведомляют координационные центры поиска о том, что воздушное судно находится в одной из стадий аварийного положения (п. 9.2 Правил):
- стадия неопределенности;
- стадия тревоги;
- стадия бедствия.
Если воздушному судну безотлагательно требуется помощь в связи с создавшейся обстановкой, соответствующий диспетчерский пункт аэродрома или диспетчерский пункт подхода должен сначала оповестить все соответствующие местные аварийно-спасательные службы, которые могут ее немедленно оказать, а затем принимает другие необходимые меры для введения их в действие (п. 9.1.3 Правил).
Уведомление координационных центров поиска должно содержать следующую имеющуюся информацию в указанном порядке (п. 9.2.1 Правил):
- аварийная стадия;
- орган, распространяющий аварийное оповещение;
- характер аварийной обстановки;
- существенная информация из плана полета;
- орган, который был на связи в последний раз, время и использованная частота;
- последнее донесение о местоположении и способ определения последнего;
- окраска и отличительная маркировка воздушного судна;
- любые действия, предпринятые органом, передающим уведомление;
- другие сведения, относящиеся к событию.
Установлено, что органы ОВД должны использовать все имеющиеся средства связи для установления и поддержания связи с воздушным судном, находящимся в аварийном положении, и для запроса сведений об этом воздушном судне (п. 9.3 Правил).
Обеспечение безопасности полетов
(..)
Помимо уже упоминавшихся норм, касающихся обеспечения безопасности воздушных полетов, в п. 12.1 Правил установлено, что безопасность обслуживания полетов обеспечивается, в том числе, путем утверждения систем управления безопасностью полетов (СУБП). СУБП утверждается каждым конкретным поставщиком аэронавигационного обслуживания.
Каждая СУБП должна предусматривать (п. 12.2.1 Правил):
- контроль за уровнями безопасности полетов и выявление любых неблагоприятных тенденций;
- анализ деятельности органов ОВД, связанный с безопасностью полетов;
- оценку безопасности полетов в связи с планируемой реорганизацией воздушного пространства, внедрением новых систем оборудования или средств и в связи с введением новых или измененных правил обслуживания воздушного движения;
- механизм определения необходимости введения мер повышения безопасности полетов.
Профилактическая деятельность по пресечению возникновения опасных ситуаций в воздушном пространстве обеспечивается путем документирования всей деятельности, а также сбора и анализа информации о фактических или потенциально опасных ситуациях, связанных с обслуживанием воздушного движения (п. п. 12.2.2 и 12.3 Правил).
Органы ОВД проводят классификацию фактических или потенциальных опасных ситуаций в соответствии с СУБП, что влечет за собой принятие специальных мер реагирования, соответствующих установленному уровню опасности (п. п. 12.5 и 12.5.1 Правил).
Документы, являющиеся героями текущего обзора - Приказ Минтранса России от 25.11.2011 N 293 "Об утверждении федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации", можно скачать.
(По
материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант
Плюс )
| О фирме | КонсультантПлюс
| Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии
| Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки |
Гостевая книга | Поиск по сайту |