Фемида
Наши телефоны. Адрес. E-mail.
Текущий прайс на программы семейства Консультант Плюс. Заявка на демонстрацию программ и покупку программ.
Прайс на антивирусные программы. Заявка на приобритение антивирусов.
Прайс листы на программное обеспечение !C, Microsoft и др.
Недельные обзоры законодательства РФ (с 1999 года).
Комментарии важнейших документов (с 1999 года) специалистами Консультант Плюс.
Новости правовых систем. Информация о скидках. Акции по правовой поддержке юридических и физических лиц. Объявления о вакансиях в нашей компании.
Напишите нам письмо !
Маленькие хитрости - настройка и оптимизация программ Консльтант Плюс.
Ссылки на страницы, где можно найти нормативные документы.
 
Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru

Комментарии важнейших нормативных документов законодательства РФ.

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Федеральный закон от 28.07.2012 N 144-фз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Скачать (16 kb)

Содержание :

 Федеральным законом N 144-ФЗ изменяются положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также ряда других законодательных актов.

   Следует отметить, что рассматриваемый Закон N 144-ФЗ закрепляет в действующем законодательстве ряд правовых механизмов, временно установленных Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года" (далее - Закон N 175-ФЗ). К примеру, теперь можно передавать имущество и обязательства обанкротившейся кредитной организации кредиторам, минуя процедуру продажи имущества с публичных торгов, а также передавать имущество кредиторам в качестве отступного.

   Первоначальная идея законопроекта, который в итоге был принят в качестве Закона N 144-ФЗ, была в том, чтобы придать Закону N 175-ФЗ постоянное действие. Однако затем от этой идеи было решено отказаться, и указанные правовые конструкции были внесены в Закон о банкротстве и в Закон о банкротстве кредитных организаций. Закон N 144-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступит в силу 29 октября 2012 г.

   Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (..)

   В ст. 28 действующего Закона о банкротстве указано, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с данным федеральным законом, должны быть размещены в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Под этим реестром понимается информационный ресурс, размещенный в сети Интернет.

   Закон N 144-ФЗ вносит в Закон о банкротстве кредитных организаций многочисленные изменения, связанные с использованием Единого федерального реестра сведений о банкротстве при банкротстве кредитных организаций. К примеру, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве необходимо размещать информацию:

   - о назначении временной администрации (п. 3 ст. 17 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции);

   - о составе временной администрации (п. 2 ст. 19 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции);

   - о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом, о финансовом состоянии должника (п. 3 ст. 22.1 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции);

   - об итогах инвентаризации имущества должника, осуществляющего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (п. 4 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции);

   - о прекращении деятельности временной администрации (п. 4 ст. 31 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции) и т.п.

   Закон о банкротстве кредитных организаций был дополнен ст. 31.1, в которой устанавливается, что сведения и документы, поступающие от временной администрации, должны размещаться Банком России в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с момента их поступления.

   Аналогичные изменения были внесены в ст. 50.18 Закона о банкротстве кредитных организаций, которой устанавливаются общие правила раскрытия информации о несостоятельности кредитных организаций. Новая редакция указанного федерального закона предписывает раскрывать информацию через публикацию не в печатных изданиях, а в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

   В п. 2 ст. 50.18 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции указывается, что в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее 30 дней со дня признания кредитной организации банкротом конкурсный управляющий должен включить:

   - сведения о финансовом состоянии должника и его имуществе на день открытия конкурсного производства;

   - баланс должника на последнюю отчетную дату со счетом прибылей и убытков;

   - сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, включая предварительные выплаты кредиторам первой очереди.

   Также конкурсный управляющий должен включить в указанный реестр сведения о смете текущих расходов кредитной организации и информацию о порядке и месте расчетов с кредиторами (п. п. 3 - 4 ст. 50.18 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

   Также в п. п. 6 - 7 ст. 50.18 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции устанавливается обязанность конкурсного управляющего публиковать в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве текущую информацию о банкротстве кредитной организации.

   Закон N 144-ФЗ указал, что возмещение расходов на публикацию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется за счет имущества такой кредитной организации. Если же у нее недостаточно средств для этого, то расходы на публикацию возмещаются лицом, обратившимся с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в отношении кредитной организации (п. 4 ст. 50.17 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Банк России в любом случае освобождается от взимания этой платы.

   Особенности банкротства кредитных организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (..)

   Закон о банкротстве кредитных организаций дополнен новой статьей, посвященной особенностям функционирования временной администрации в случае, если кредитная организация занималась профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.

   В п. 1 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции указано, что после отзыва у такой кредитной организации банковской лицензии временная администрация должна вернуть ее клиентам ценные бумаги и (или) иное имущество, принятое и (или) приобретенное такой кредитной организацией за их счет по договорам хранения, доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании.

   Для этой цели временная администрация должна произвести инвентаризацию ценных бумаг и иного имущества, находящегося (учитываемого) на счетах в этой кредитной организации (п. 2 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Это мероприятие должно быть осуществлено достаточно оперативно, поскольку через 14 дней после назначения временной администрации уже должен быть составлен акт о проведении такой инвентаризации (п. 3 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

   В указанной ситуации ценные бумаги и (или) иное имущество временная администрация возвращает клиентам кредитной организации по их заявлениям в течение шести месяцев со дня отзыва у организации банковской лицензии. В случае признания кредитной организации банкротом и открытия конкурсного производства такой возврат осуществляет конкурсный управляющий (п. 5 ст. 22.2 и пп. 11.1 п. 3 ст. 50.21 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

   Если же в такую кредитную организацию не поступило заявление ее клиента о возврате его ценных бумаг и (или) иного имущества, принятого и (или) приобретенного такой кредитной организацией за счет клиента по договорам хранения, доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании, такое имущество подлежат передаче в депозит нотариуса (п. 11 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

   Следует отметить, что в общем виде обязанность по возврату клиентам обанкротившегося профессионального участника рынка ценных бумаг денежных средств, ценных бумаг и иного имущества была установлена ранее в пп. 2 п. 1 ст. 185.2 Закона о банкротстве.

   Последствия открытия конкурсного производства (..)

   Законом N 144-ФЗ были внесены некоторые изменения в п. 1 ст. 50.19 Закона о банкротстве кредитных организаций, в котором указывались правовые последствия принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

   Так, Закон N 144-ФЗ установил, что не только совершение сделок, связанных с отчуждением имущества кредитной организации или влекущих за собой передачу ее имущества третьим лицам во владение и в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном гл. VI.2 Закона о банкротстве кредитных организаций. Закон N 144-ФЗ дополнил эту норму, указав, что в этом порядке также должны исполняться судебные акты, акты иных органов, должностных лиц, вынесенные в соответствии с гражданским законодательством, уголовным и процессуальным законодательством, законодательством о налогах и сборах.

   В рассматриваемом Законе сказано, что судебные акты и акты иных органов (должностных лиц) об обращении взыскания на денежные средства, находившиеся на банковских счетах, во вкладах клиентов кредитной организации, о наложении ареста и (или) иных ограничений по распоряжению указанными средствами исполняются в порядке, установленном для расчетов с кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства (ст. 50.40 Закона о банкротстве кредитных организаций).

   Пункт 1 ст. 50.19 Закона о банкротстве кредитных организаций дополнен общим указанием на то, что в случае признания кредитной организации банкротом и открытия конкурсного производства прекращается исполнение исполнительных документов об обращении взыскания на имущество кредитной организации, за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитной организации (пп. 7 п. 1 ст. 50.19 Закона о банкротстве кредитной организации в новой редакции).

   Следует отметить, что ранее в законодательстве существовала неопределенность по данному вопросу. Пункт 4 ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предписывает, что в такой ситуации судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство. В то же время в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" указано, что в случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства исполнительное производство не оканчивается, но судебный пристав-исполнитель не вправе совершать исполнительные действия по обращению взыскания на имущество должника за отдельными исключениями.

   Данная законодательная новелла позволит снять неопределенность в законодательстве и увеличит конкурсную массу за счет указанных требований.

   Из обязанностей конкурсного управляющего Законом N 144-ФЗ исключена обязанность привлекать независимого оценщика для оценки имущества кредитной организации (пп. 2 п. 3 ст. 50.21 Закона о банкротстве кредитных организаций в старой редакции). Согласно Закону N 144-ФЗ конкурсный управляющий вправе привлекать для решения задач, возникающих в ходе конкурсного производства, оценщиков и других специалистов (пп. 5 п. 4 ст. 50.21 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

   Передача имущества кредитной организации (..)

   В ст. 9 Закона N 175-ФЗ был предусмотрен такой механизм погашения задолженности должника как передача принадлежавшего ему имущества и обязательств. Во время экономического кризиса этот механизм использовался как альтернатива традиционному конкурсному процессу, предусматривающему продажу имущества банка с торгов. Закон N 144-ФЗ закрепляет возможность использования такого механизма в ходе процедур банкротства кредитной организации на постоянной основе, а не только до конца 2014 г., как это предусматривалось в Законе N 175-ФЗ.

   От продажи имущества передачу его кредиторам отличает большая оперативность применения, а также возможность сохранения социально важных функционирующих активов и договорных связей (к примеру, при передаче обязательств по выплате банковских вкладов вместе с соответствующими денежными средствами, переданными в качестве вкладов).

   В ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитной организации были внесены многочисленные и подробные дополнения, касающиеся передачи конкурсным кредитором активов и обязательств кредитной организации, признанной банкротом, приобретателям этих активов (обязательств).

   Передачу соответствующих активов и обязательств осуществляет конкурсный управляющий, функции которого выполняет государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", по согласованию с Комитетом банковского надзора Банка России (п. 1.1 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Согласование передачи активов и обязательств кредитной организации или их части происходит следующим образом. Согласно п. 1.2 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции конкурсный управляющий направляет в Банк России предложение, которое должно содержать информацию о составе активов и обязательств, о результатах их оценки, а также обоснование целесообразности передачи.

   Комитет банковского надзора Банка России в течение 10 рабочих дней со дня поступления такого предложения принимает решение о согласовании предложения или об отказе в его согласовании и уведомляет конкурсного управляющего о принятом решении в срок не позднее двух рабочих дней со дня его принятия. При этом установлено, что Комитет банковского надзора Банка России может отказать в согласовании указанного предложения по основаниям, установленным нормативным актом Банка России.

   Подать заявку на участие в отборе на получение активов и обязательств кредитной организации может кредитная организация, имеющая лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (п. 1.4 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Заявка подается конкурсному управляющему в течение 10 рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о согласовании передачи активов и обязательств обанкротившейся кредитной организации.

   Отказать в передаче активов и обязательств в соответствии с полученной заявкой может Комитет банковского надзора Банка России по основаниям, установленным в нормативных актах Банка России (п. 1.7 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

   Активы и обязательства обанкротившейся кредитной организации считаются переданными приобретателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами (п. 1.12 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Эта информация должна быть опубликована в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

   Если передача активов и обязательств была согласована и осуществлена, то приобретатель обязан исполнить полученные обязательства (обязанности) по уплате обязательных платежей на условиях, которые существовали на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (п. 1.11 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

   Следует отметить: в судебной практике признается, что положения гражданского законодательства о передаче товара ненадлежащего качества могут применяться к имуществу и правам требования, переданным кредиторам в рамках процедуры банкротства, если об этом указано в соглашении о такой передаче (см., к примеру, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 7763/11 по делу N А45-28119/2009).

   Передача кредиторам отступного (..)

   Пункт 10 ст. 50.40 Закона о банкротстве кредитных организаций был существенно изменен Законом N 144-ФЗ. Ранее в этой норме говорилось, что погашенными считаются, в частности, те требования, в отношении которых имеются иные основания для прекращения обязательств. Однако погашение таких требований путем заключения соглашения об отступном, о новации обязательства, а также путем зачета требований в ходе конкурсного производства не допускалось.

   В новой редакции этой нормы указывается, что обязательства обанкротившейся кредитной организации могут погашаться путем предоставления отступного. Оно может предоставляться только в отношении имущества, которое не было продано или передано в рамках процедуры конкурсного производства. В качестве отступного может быть предоставлено только имущество должника, не обремененное залогом.

   Кроме того, предоставление отступного не должно нарушать очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов.

   Заключить соглашение об отступном можно только по согласованию с собранием кредиторов или комитетом кредиторов, которые при этом должны принять решения по следующим вопросам:

   - о составе имущества, передаваемого в качестве отступного;

   - о стоимости этого имущества;

   - о порядке и сроках, которые кредиторы должны соблюдать, направляя заявления о согласии на погашение требований путем предоставления отступного;

   - о порядке распределения имущества между кредиторами в случае, если на одно имущество претендуют несколько кредиторов;

   - о порядке заключения соглашений об отступном.

   Кредитор должен дать письменное согласие на погашение своего требования путем предоставления отступного. В противном случае он считается отказавшимся от такого предоставления (п. 10.3 ст. 50.40 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Заявление кредитора о согласии должно содержать сведения об имуществе, на которое он претендует.

   В п. 10.5 ст. 50.40 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции указывается, что требования кредиторов не могут погашаться путем заключения соглашения о новации обязательства, а также путем зачета требований в ходе конкурсного производства.

   Передача оставшегося имущества учредителям (участникам) кредитной организации (..)

   Закон о банкротстве кредитных организаций дополнен новой статьей, посвященной передаче части оставшегося имущества или суммы в размере стоимости имущества учредителям (участникам) обанкротившейся кредитной организации.

   О том, что учредители (участники) могут претендовать на оставшееся имущество, конкурсный управляющий извещает их или размещает соответствующую информацию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (п. 2 ст. 50.45 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

   В течение месяца со дня уведомления или размещения указанной информации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве учредители (участники) могут направить конкурсному управляющему заявление о намерении получить оставшееся имущество, приложив документы, подтверждающие их права на получение этого имущество. Конкурсный управляющий рассматривает заявления учредителей (участников) и в течение 10 рабочих дней со дня получения такого заявления направляет уведомление о размере доли в оставшемся имуществе, подлежащей выплате, или об отказе в передаче такого имущества (п. 6 ст. 50.45 Закона о банкротстве кредитных организаций).

   Банкротство принудительно ликвидируемой кредитной организации (..)

   Закон о банкротстве кредитных организаций был дополнен ст. 51.1 и ст. 51.2, в которых перечислены особенности банкротства кредитной организации, в отношении которой проводилась принудительная ликвидация.

   В целом, переход от процедуры принудительной ликвидации к банкротству был значительно упрощен, а отдельные мероприятия, проводимые в ходе принудительной ликвидации, теперь могут быть использованы в ходе банкротства. Их повторное проведение не потребуется, что уменьшит затраты на проведение конкурсного производства и сократит сроки этих мероприятий.

   В соответствии со ст. 51.1 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции дело о принудительной ликвидации кредитной организации прекращается после того, как арбитражный суд вынесет решение о признании ее банкротом и об открытии конкурсного производства. Как указано в п. 3 этой статьи, собрание кредиторов или комитет кредиторов, образовавшиеся в ходе принудительной ликвидации кредитной организации, продолжают осуществлять свои полномочия и в ходе процедуры банкротства.

   В п. 1 ст. 51.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции указано, что требования кредиторов, предъявленные к кредитной организации в ходе ее принудительной ликвидации и включенные ликвидатором в реестр требований кредиторов, считаются установленными и включаются в реестр требований кредиторов. Если же какие-то кредиторы не смогли предъявить свои требования в ходе процедуры принудительной ликвидации, то они могут сделать это в течение одного месяца со дня, когда опубликовано объявление о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом (п. 2 ст. 51.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

   Хранение информации о деятельности кредитной организации (..)

   Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) был дополнен новой ст. 40.1, посвященной обеспечению хранения информации о деятельности кредитной организации. В ней указывается, что кредитная организация не менее пяти лет должна хранить на электронных носителях базы данных, включающие в себя информацию:

   - об имуществе кредитной организации;

   - об обязательствах кредитной организации и их движении;

   - о всех осуществленных операциях и иных сделках кредитной организации.

   Должна существовать возможность извлечь из этих баз данных информацию по состоянию на каждый операционный день.

   В ст. 40.1 Закона о банках предусмотрено, что соответствующая информация должна храниться также в виде резервных копий.

   В случае возникновения у кредитной организации оснований для отзыва лицензии Банку России должны быть предоставлены резервные копии указанных баз данных, содержащие сведения о деятельности обанкротившейся кредитной организации.

   На руководителя кредитной организации Законом N 144-ФЗ возлагается ответственность за несоблюдение мер по обеспечению хранения информации о кредитной организации.

   В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации исполнительные органы должны передать временной администрации среди прочего резервные копии таких баз данных с информацией, обязательной для хранения (п. 2 ст. 23 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).

   Удовлетворение требований о выплате "золотых парашютов" в ходе конкурсного производства (..)

   Закон N 144-ФЗ дополнил ст. 134 Закона о банкротстве новым п. 2.1. В данном пункте указано, что требования руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера должника, его заместителей, руководителя филиала или представительства должника, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства должника, его заместителей (далее все - топ-менеджмент) о выплате выходного пособия и (или) иных компенсаций, не относятся к числу требований кредиторов по текущим платежам и удовлетворяются после требований кредиторов третьей очереди в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством.

   Аналогичные правила также закреплены п. 3 ст. 136 Закона о банкротстве в новой редакции.

   В п. 4 ст. 136 Закона о банкротстве в новой редакции указывается, что арбитражный суд вправе по заявлению конкурсного управляющего уменьшить размер тех требований об оплате труда работающих или работавших по трудовому договору представителей топ-менеджмента, которые подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов по текущим платежам и (или) в составе требований кредиторов второй очереди. Суд уменьшает эти требования, если установит, что в течение шести месяцев до принятия судом заявления о признании должника банкротом размер оплаты труда таких лиц был увеличен по сравнению с установленным до начала указанного срока. Если арбитражный суд примет такое решение, требования представителей топ-менеджмента, касающиеся возмещения разницы между увеличенным размером оплаты труда и первоначальным размером оплаты труда, будут удовлетворены после требований кредиторов третьей очереди.

   Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный закон от 28.07.2012 N 144-фз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", можно скачать.


(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Артикс, Региональный Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва , ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86 , fax (495) 721-35-86
Артикс © 1999-2013
Design © Korotkevich B.