Федеральный закон
от 28.07.2012 N 144-фз "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации"
Скачать
(16 kb)
Содержание :
Федеральным законом N
144-ФЗ изменяются положения
Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)", Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также ряда
других законодательных актов.
Следует отметить, что рассматриваемый Закон N 144-ФЗ закрепляет в
действующем законодательстве ряд правовых механизмов, временно
установленных Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ "О
дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в
период до 31 декабря 2014 года" (далее - Закон N 175-ФЗ). К примеру,
теперь можно передавать имущество и обязательства обанкротившейся
кредитной организации кредиторам, минуя процедуру продажи имущества с
публичных торгов, а также передавать имущество кредиторам в качестве
отступного.
Первоначальная идея законопроекта, который в итоге был принят в
качестве Закона N 144-ФЗ, была в том, чтобы придать Закону N 175-ФЗ
постоянное действие. Однако затем от этой идеи было решено отказаться,
и указанные правовые конструкции были внесены в Закон о банкротстве и в
Закон о банкротстве кредитных организаций.
Закон N 144-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступит в силу 29
октября 2012 г.
Единый
федеральный
реестр сведений о банкротстве (..)
В ст. 28 действующего Закона о банкротстве указано, что сведения,
подлежащие опубликованию в соответствии с данным федеральным законом,
должны быть размещены в Едином федеральном реестре сведений о
банкротстве. Под этим реестром понимается информационный ресурс,
размещенный в сети Интернет.
Закон N 144-ФЗ вносит в Закон о банкротстве кредитных организаций
многочисленные изменения, связанные с использованием Единого
федерального реестра сведений о банкротстве при банкротстве кредитных
организаций.
К примеру, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве
необходимо размещать информацию:
- о назначении временной администрации (п. 3 ст. 17 Закона о
банкротстве кредитных организаций в новой редакции);
- о составе временной администрации (п. 2 ст. 19 Закона о банкротстве
кредитных организаций в новой редакции);
- о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом, о
финансовом состоянии должника (п. 3 ст. 22.1 Закона о банкротстве
кредитных организаций в новой редакции);
- об итогах инвентаризации имущества должника, осуществляющего
профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (п. 4 ст. 22.2
Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции);
- о прекращении деятельности временной администрации (п. 4 ст. 31
Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции) и т.п.
Закон о банкротстве кредитных организаций был дополнен ст. 31.1, в
которой устанавливается, что сведения и документы, поступающие от
временной администрации, должны размещаться Банком России в Едином
федеральном реестре сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней
с момента их поступления.
Аналогичные изменения были внесены в ст. 50.18 Закона о банкротстве
кредитных организаций, которой устанавливаются общие правила раскрытия
информации о несостоятельности кредитных организаций. Новая редакция
указанного федерального закона предписывает раскрывать информацию через
публикацию не в печатных изданиях, а в Едином федеральном реестре
сведений о банкротстве.
В п. 2 ст. 50.18 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой
редакции указывается, что в Единый федеральный реестр сведений о
банкротстве не позднее 30 дней со дня признания кредитной организации
банкротом конкурсный управляющий должен включить:
- сведения о финансовом состоянии должника и его имуществе на день
открытия конкурсного производства;
- баланс должника на последнюю отчетную дату со счетом прибылей и
убытков;
- сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть
направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным
обязательствам, включая предварительные выплаты кредиторам первой
очереди.
Также конкурсный управляющий должен включить в указанный реестр
сведения о смете текущих расходов кредитной организации и информацию о
порядке и месте расчетов с кредиторами (п. п. 3 - 4 ст. 50.18 Закона о
банкротстве кредитных организаций в новой редакции).
Также в п. п. 6 - 7 ст. 50.18 Закона о банкротстве кредитных
организаций в новой редакции устанавливается обязанность конкурсного
управляющего публиковать в Едином федеральном реестре сведений о
банкротстве текущую информацию о банкротстве кредитной организации.
Закон N 144-ФЗ указал, что возмещение расходов на публикацию в Едином
федеральном реестре сведений о банкротстве информации о признании
кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства
осуществляется за счет имущества такой кредитной организации. Если же у
нее недостаточно средств для этого, то расходы на публикацию
возмещаются лицом, обратившимся с заявлением о возбуждении дела о
банкротстве в отношении кредитной организации (п. 4 ст. 50.17 Закона о
банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Банк России в
любом случае освобождается от взимания этой платы.
Особенности
банкротства кредитных организаций, осуществляющих профессиональную
деятельность на рынке ценных бумаг (..)
Закон о банкротстве кредитных организаций дополнен новой статьей,
посвященной особенностям функционирования временной администрации в
случае, если кредитная организация занималась профессиональной
деятельностью на рынке ценных бумаг.
В п. 1 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой
редакции указано, что после отзыва у такой кредитной организации
банковской лицензии временная администрация должна вернуть ее клиентам
ценные бумаги и (или) иное имущество, принятое и (или) приобретенное
такой кредитной организацией за их счет по договорам хранения,
доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о
брокерском обслуживании.
Для этой цели временная администрация должна произвести инвентаризацию
ценных бумаг и иного имущества, находящегося (учитываемого) на счетах в
этой кредитной организации (п. 2 ст. 22.2 Закона о банкротстве
кредитных организаций в новой редакции). Это мероприятие должно быть
осуществлено достаточно оперативно, поскольку через 14 дней после
назначения временной администрации уже должен быть составлен акт о
проведении такой инвентаризации (п. 3 ст. 22.2 Закона о банкротстве
кредитных организаций в новой редакции).
В указанной ситуации ценные бумаги и (или) иное имущество временная
администрация возвращает клиентам кредитной организации по их
заявлениям в течение шести месяцев со дня отзыва у организации
банковской лицензии. В случае признания кредитной организации банкротом
и открытия конкурсного производства такой возврат осуществляет
конкурсный управляющий (п. 5 ст. 22.2 и пп. 11.1 п. 3 ст. 50.21 Закона
о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).
Если же в такую кредитную организацию не поступило заявление ее клиента
о возврате его ценных бумаг и (или) иного имущества, принятого и (или)
приобретенного такой кредитной организацией за счет клиента по
договорам хранения, доверительного управления, депозитарным договорам и
договорам о брокерском обслуживании, такое имущество подлежат передаче
в депозит нотариуса (п. 11 ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных
организаций в новой редакции).
Следует отметить, что в общем виде обязанность по возврату клиентам
обанкротившегося профессионального участника рынка ценных бумаг
денежных средств, ценных бумаг и иного имущества была установлена ранее
в пп. 2 п. 1 ст. 185.2 Закона о банкротстве.
Последствия
открытия
конкурсного производства (..)
Законом N 144-ФЗ были внесены некоторые изменения в п. 1 ст. 50.19
Закона о банкротстве кредитных организаций, в котором указывались
правовые последствия принятия арбитражным судом решения о признании
кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.
Так, Закон N 144-ФЗ установил, что не только совершение сделок,
связанных с отчуждением имущества кредитной организации или влекущих за
собой передачу ее имущества третьим лицам во владение и в пользование,
допускается исключительно в порядке, установленном гл. VI.2 Закона о
банкротстве кредитных организаций. Закон N 144-ФЗ дополнил эту норму,
указав, что в этом порядке также должны исполняться судебные акты, акты
иных органов, должностных лиц, вынесенные в соответствии с гражданским
законодательством, уголовным и процессуальным законодательством,
законодательством о налогах и сборах.
В рассматриваемом Законе сказано, что судебные акты и акты иных органов
(должностных лиц) об обращении взыскания на денежные средства,
находившиеся на банковских счетах, во вкладах клиентов кредитной
организации, о наложении ареста и (или) иных ограничений по
распоряжению указанными средствами исполняются в порядке, установленном
для расчетов с кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного
производства (ст. 50.40 Закона о банкротстве кредитных организаций).
Пункт 1 ст. 50.19 Закона о банкротстве кредитных организаций дополнен
общим указанием на то, что в случае признания кредитной организации
банкротом и открытия конкурсного производства прекращается исполнение
исполнительных документов об обращении взыскания на имущество кредитной
организации, за исключением исполнения исполнительных документов о
взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитной организации
(пп. 7 п. 1 ст. 50.19 Закона о банкротстве кредитной организации в
новой редакции).
Следует отметить, что ранее в законодательстве существовала
неопределенность по данному вопросу. Пункт 4 ст. 96 Федерального закона
от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предписывает,
что в такой ситуации судебный пристав-исполнитель оканчивает
исполнительное производство. В то же время в п. 16 Постановления
Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики
применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в
случае возбуждения дела о банкротстве" указано, что в случае признания
должника банкротом и открытия конкурсного производства исполнительное
производство не оканчивается, но судебный пристав-исполнитель не вправе
совершать исполнительные действия по обращению взыскания на имущество
должника за отдельными исключениями.
Данная законодательная новелла позволит снять неопределенность в
законодательстве и увеличит конкурсную массу за счет указанных
требований.
Из обязанностей конкурсного управляющего Законом N 144-ФЗ исключена
обязанность привлекать независимого оценщика для оценки имущества
кредитной организации (пп. 2 п. 3 ст. 50.21 Закона о банкротстве
кредитных организаций в старой редакции). Согласно Закону N 144-ФЗ
конкурсный управляющий вправе привлекать для решения задач, возникающих
в ходе конкурсного производства, оценщиков и других специалистов (пп. 5
п. 4 ст. 50.21 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой
редакции).
Передача
имущества
кредитной организации (..)
В ст. 9 Закона N 175-ФЗ был предусмотрен такой механизм погашения
задолженности должника как передача принадлежавшего ему имущества и
обязательств. Во время экономического кризиса этот механизм
использовался как альтернатива традиционному конкурсному процессу,
предусматривающему продажу имущества банка с торгов.
Закон N 144-ФЗ закрепляет возможность использования такого механизма в
ходе процедур банкротства кредитной организации на постоянной основе, а
не только до конца 2014 г., как это предусматривалось в Законе N 175-ФЗ.
От продажи имущества передачу его кредиторам отличает большая
оперативность применения, а также возможность сохранения социально
важных функционирующих активов и договорных связей (к примеру, при
передаче обязательств по выплате банковских вкладов вместе с
соответствующими денежными средствами, переданными в качестве вкладов).
В ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитной организации были внесены
многочисленные и подробные дополнения, касающиеся передачи конкурсным
кредитором активов и обязательств кредитной организации, признанной
банкротом, приобретателям этих активов (обязательств).
Передачу соответствующих активов и обязательств осуществляет конкурсный
управляющий, функции которого выполняет государственная корпорация
"Агентство по страхованию вкладов", по согласованию с Комитетом
банковского надзора Банка России (п. 1.1 ст. 50.33 Закона о банкротстве
кредитных организаций в новой редакции).
Согласование передачи активов и обязательств кредитной организации или
их части происходит следующим образом. Согласно п. 1.2 ст. 50.33 Закона
о банкротстве кредитных организаций в новой редакции конкурсный
управляющий направляет в Банк России предложение, которое должно
содержать информацию о составе активов и обязательств, о результатах их
оценки, а также обоснование целесообразности передачи.
Комитет банковского надзора Банка России в течение 10 рабочих дней со
дня поступления такого предложения принимает решение о согласовании
предложения или об отказе в его согласовании и уведомляет конкурсного
управляющего о принятом решении в срок не позднее двух рабочих дней со
дня его принятия. При этом установлено, что Комитет банковского надзора
Банка России может отказать в согласовании указанного предложения по
основаниям, установленным нормативным актом Банка России.
Подать заявку на участие в отборе на получение активов и обязательств
кредитной организации может кредитная организация, имеющая лицензию на
привлечение денежных средств физических лиц во вклады (п. 1.4 ст. 50.33
Закона о банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Заявка
подается конкурсному управляющему в течение 10 рабочих дней с даты
включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о
согласовании передачи активов и обязательств обанкротившейся кредитной
организации.
Отказать в передаче активов и обязательств в соответствии с полученной
заявкой может Комитет банковского надзора Банка России по основаниям,
установленным в нормативных актах Банка России (п. 1.7 ст. 50.33 Закона
о банкротстве кредитных организаций в новой редакции).
Активы и обязательства обанкротившейся кредитной организации считаются
переданными приобретателю со дня подписания передаточного акта обеими
сторонами (п. 1.12 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций
в новой редакции). Эта информация должна быть опубликована в Едином
федеральном реестре сведений о банкротстве.
Если передача активов и обязательств была согласована и осуществлена,
то приобретатель обязан исполнить полученные обязательства
(обязанности) по уплате обязательных платежей на условиях, которые
существовали на день отзыва у кредитной организации лицензии на
осуществление банковских операций (п. 1.11 ст. 50.33 Закона о
банкротстве кредитных организаций в новой редакции).
Следует отметить: в судебной практике признается, что положения
гражданского законодательства о передаче товара ненадлежащего качества
могут применяться к имуществу и правам требования, переданным
кредиторам в рамках процедуры банкротства, если об этом указано в
соглашении о такой передаче (см., к примеру, Постановление Президиума
ВАС РФ от 15.11.2011 N 7763/11 по делу N А45-28119/2009).
Передача
кредиторам
отступного (..)
Пункт 10 ст. 50.40 Закона о банкротстве кредитных организаций был
существенно изменен Законом N 144-ФЗ.
Ранее в этой норме говорилось, что погашенными считаются, в частности,
те требования, в отношении которых имеются иные основания для
прекращения обязательств. Однако погашение таких требований путем
заключения соглашения об отступном, о новации обязательства, а также
путем зачета требований в ходе конкурсного производства не допускалось.
В новой редакции этой нормы указывается, что обязательства
обанкротившейся кредитной организации могут погашаться путем
предоставления отступного. Оно может предоставляться только в отношении
имущества, которое не было продано или передано в рамках процедуры
конкурсного производства. В качестве отступного может быть
предоставлено только имущество должника, не обремененное залогом.
Кроме того, предоставление отступного не должно нарушать очередности и
пропорциональности удовлетворения требований кредиторов.
Заключить соглашение об отступном можно только по согласованию с
собранием кредиторов или комитетом кредиторов, которые при этом должны
принять решения по следующим вопросам:
- о составе имущества, передаваемого в качестве отступного;
- о стоимости этого имущества;
- о порядке и сроках, которые кредиторы должны соблюдать, направляя
заявления о согласии на погашение требований путем предоставления
отступного;
- о порядке распределения имущества между кредиторами в случае, если на
одно имущество претендуют несколько кредиторов;
- о порядке заключения соглашений об отступном.
Кредитор должен дать письменное согласие на погашение своего требования
путем предоставления отступного. В противном случае он считается
отказавшимся от такого предоставления (п. 10.3 ст. 50.40 Закона о
банкротстве кредитных организаций в новой редакции). Заявление
кредитора о согласии должно содержать сведения об имуществе, на которое
он претендует.
В п. 10.5 ст. 50.40 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой
редакции указывается, что требования кредиторов не могут погашаться
путем заключения соглашения о новации обязательства, а также путем
зачета требований в ходе конкурсного производства.
Передача
оставшегося
имущества учредителям (участникам) кредитной организации (..)
Закон о банкротстве кредитных организаций дополнен новой статьей,
посвященной передаче части оставшегося имущества или суммы в размере
стоимости имущества учредителям (участникам) обанкротившейся кредитной
организации.
О том, что учредители (участники) могут претендовать на оставшееся
имущество, конкурсный управляющий извещает их или размещает
соответствующую информацию в Едином федеральном реестре сведений о
банкротстве (п. 2 ст. 50.45 Закона о банкротстве кредитных организаций
в новой редакции).
В течение месяца со дня уведомления или размещения указанной информации
в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве учредители
(участники) могут направить конкурсному управляющему заявление о
намерении получить оставшееся имущество, приложив документы,
подтверждающие их права на получение этого имущество.
Конкурсный управляющий рассматривает заявления учредителей (участников)
и в течение 10 рабочих дней со дня получения такого заявления
направляет уведомление о размере доли в оставшемся имуществе,
подлежащей выплате, или об отказе в передаче такого имущества (п. 6 ст.
50.45 Закона о банкротстве кредитных организаций).
Банкротство
принудительно ликвидируемой кредитной организации (..)
Закон о банкротстве кредитных организаций был дополнен ст. 51.1 и ст.
51.2, в которых перечислены особенности банкротства кредитной
организации, в отношении которой проводилась принудительная ликвидация.
В целом, переход от процедуры принудительной ликвидации к банкротству
был значительно упрощен, а отдельные мероприятия, проводимые в ходе
принудительной ликвидации, теперь могут быть использованы в ходе
банкротства. Их повторное проведение не потребуется, что уменьшит
затраты на проведение конкурсного производства и сократит сроки этих
мероприятий.
В соответствии со ст. 51.1 Закона о банкротстве кредитных организаций в
новой редакции дело о принудительной ликвидации кредитной организации
прекращается после того, как арбитражный суд вынесет решение о
признании ее банкротом и об открытии конкурсного производства. Как
указано в п. 3 этой статьи, собрание кредиторов или комитет кредиторов,
образовавшиеся в ходе принудительной ликвидации кредитной организации,
продолжают осуществлять свои полномочия и в ходе процедуры банкротства.
В п. 1 ст. 51.2 Закона о банкротстве кредитных организаций в новой
редакции указано, что требования кредиторов, предъявленные к кредитной
организации в ходе ее принудительной ликвидации и включенные
ликвидатором в реестр требований кредиторов, считаются установленными и
включаются в реестр требований кредиторов.
Если же какие-то кредиторы не смогли предъявить свои требования в ходе
процедуры принудительной ликвидации, то они могут сделать это в течение
одного месяца со дня, когда опубликовано объявление о признании
ликвидируемой кредитной организации банкротом (п. 2 ст. 51.2 Закона о
банкротстве кредитных организаций в новой редакции).
Хранение
информации о
деятельности кредитной организации (..)
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской
деятельности" (далее - Закон о банках) был дополнен новой ст. 40.1,
посвященной обеспечению хранения информации о деятельности кредитной
организации. В ней указывается, что кредитная организация не менее пяти
лет должна хранить на электронных носителях базы данных, включающие в
себя информацию:
- об имуществе кредитной организации;
- об обязательствах кредитной организации и их движении;
- о всех осуществленных операциях и иных сделках кредитной организации.
Должна существовать возможность извлечь из этих баз данных информацию
по состоянию на каждый операционный день.
В ст. 40.1 Закона о банках предусмотрено, что соответствующая
информация должна храниться также в виде резервных копий.
В случае возникновения у кредитной организации оснований для отзыва
лицензии Банку России должны быть предоставлены резервные копии
указанных баз данных, содержащие сведения о деятельности
обанкротившейся кредитной организации.
На руководителя кредитной организации Законом N 144-ФЗ возлагается
ответственность за несоблюдение мер по обеспечению хранения информации
о кредитной организации.
В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной
организации исполнительные органы должны передать временной
администрации среди прочего резервные копии таких баз данных с
информацией, обязательной для хранения (п. 2 ст. 23 Закона о
банкротстве кредитных организаций в новой редакции).
Удовлетворение
требований о выплате "золотых парашютов" в ходе конкурсного производства
(..)
Закон N 144-ФЗ дополнил ст. 134 Закона о банкротстве новым п. 2.1. В
данном пункте указано, что требования руководителя должника, его
заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган
должника, главного бухгалтера должника, его заместителей, руководителя
филиала или представительства должника, его заместителей, главного
бухгалтера филиала или представительства должника, его заместителей
(далее все - топ-менеджмент) о выплате выходного пособия и (или) иных
компенсаций, не относятся к числу требований кредиторов по текущим
платежам и удовлетворяются после требований кредиторов третьей очереди
в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат,
установленный трудовым законодательством.
Аналогичные правила также закреплены п. 3 ст. 136 Закона о банкротстве
в новой редакции.
В п. 4 ст. 136 Закона о банкротстве в новой редакции указывается, что
арбитражный суд вправе по заявлению конкурсного управляющего уменьшить
размер тех требований об оплате труда работающих или работавших по
трудовому договору представителей топ-менеджмента, которые подлежат
удовлетворению в составе требований кредиторов по текущим платежам и
(или) в составе требований кредиторов второй очереди. Суд уменьшает эти
требования, если установит, что в течение шести месяцев до принятия
судом заявления о признании должника банкротом размер оплаты труда
таких лиц был увеличен по сравнению с установленным до начала
указанного срока.
Если арбитражный суд примет такое решение, требования представителей
топ-менеджмента, касающиеся возмещения разницы между увеличенным
размером оплаты труда и первоначальным размером оплаты труда, будут
удовлетворены после требований кредиторов третьей очереди.
Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный
закон от 28.07.2012 N 144-фз "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации", можно скачать.
(По
материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант
Плюс )
|
О фирме | КонсультантПлюс
| Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии
| Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки |
Гостевая книга | Поиск по сайту |