Федеральный закон от 06.11.2013 N 308-фз "О внесении изменений в федеральный закон "Об электроэнергетике" и статью 81 федерального закона "Об акционерных обществах"
Скачать (6 kb)
Федеральный закон от 06.11.2013 N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и статью 81 Федерального закона "Об акционерных обществах" направлен на прекращение использования правовой конструкции "последней мили".
Закон N 308-ФЗ вступил в силу 6 ноября 2013 г. (ст. 5 Закона N 308-ФЗ).
"Последняя миля"
(..)
Под правовой конструкцией "последняя миля" следует понимать искусственный способ уменьшения тарифа на электроэнергию для населения за счет увеличения стоимости электричества для ряда конечных потребителей электроэнергии (так называемое перекрестное субсидирование), что достигается с помощью передачи в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - ФСК) территориальным сетевым организациям (далее - МРСК) объектов электросетевого хозяйства. Потребитель в этой ситуации вынужден заключать договоры на поставку электроэнергии уже с МРСК как с непосредственным владельцем участка сети высокого напряжения, что влечет за собой применение более высокого тарифа на электроэнергию, который включает в себя также стоимость аренды участка сети ("последней мили").
Структура российского электросетевого хозяйства:
Магистральные электросети в России принадлежат Федеральной сетевой компании (ОАО "ФСК ЕЭС"). Эта компания продает электроэнергию по сравнительно низким оптовым тарифам. Розничной продажей электроэнергии занимаются различные межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), продающие электроэнергию по существенно более высоким розничным тарифам.
Таким образом, сам факт заключения договора аренды между организациями электроэнергетики увеличивает для потребителя цену на поставку электроэнергии в несколько раз. В результате установление стоимости электричества для промышленного предприятия зависит только от усмотрения ФСК и МРСК, которым для этого необходима поддержка Минэнерго России (п. 5 ст. 8 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в прежней редакции, далее - Закон об электроэнергетике), что делает этот механизм установления тарифов на электроэнергию непрозрачным и нерыночным. В специальной литературе указывалось на то, что передача отдельных объектов электросетевого хозяйства в аренду МРСК противоречит общей идее реформирования РАО "ЕЭС".
Следует отметить, что с помощью этой правовой конструкции удавалось предоставлять ряду потребителей (населению) электроэнергию по ценам ниже экономически обоснованных за счет других потребителей (хозяйствующих субъектов), для которых установленные тарифы на электроэнергию были значительно выше экономически обоснованных.
Однако себестоимость продукции, произведенной компанией, которая платит за электроэнергию по более высокому тарифу, оказывается выше, чем могла бы быть, поскольку издержки производителей в этой части просто перекладываются на покупателей продукции. Таким образом, экономический и социальный эффект от использования "последней мили" для населения нивелируется.
Несмотря на критику перекрестного субсидирования с применением договоров аренды "последней мили", ВАС РФ подобную правовую конструкцию оценил как соответствующую требованиям российского законодательства. Так, в Постановлении от 12.03.2013 N 12435/12 по делу N А76-10850/2011 Президиум ВАС РФ признал законность получения МРСК повышенного тарифа на электроэнергию, поскольку услуги потребителю были оказаны в полном объеме.
В последнее время суды отмечают, что МРСК владеет объектами "последней мили" на законных основаниях, а денежные средства по повышенному тарифу уплачиваются потребителем в качестве встречного предоставления за получаемую энергию. В связи с этим потребители, по мнению арбитражных судов, не могут говорить о неосновательном обогащении, а также указывать на то, что электроэнергия подается непосредственно ФСК, а МРСК владеет арендованными участками сети высокого напряжения лишь формально.
Судебная практика, подтверждающая законность предоставления электроэнергии посредством заключения договоров аренды "последней мили":
- Определение ВАС РФ от 18.10.2013 N ВАС-14032/13 по делу N А40-116750/11-58-728;
- Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 13083/08 по делу N А40-40559/07-91-375;
- Постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2008 N 16070/07 по делу N А76-33041/2006-9-739/174;
- Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2013 по делу N А40-116750/11-58-728.
Примечательно, что до появления указанного Постановления Президиума ВАС РФ судебная практика по этому вопросу была противоречивой и суды часто обязывали МРСК вернуть полученные от потребителей суммы по розничному тарифу за электроэнергию, как неосновательное обогащение.
Судебная практика об обязанности вернуть переплату за электричество, возникающую при использовании правовой конструкции "последней мили":
- Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 N 09АП-9666/2012 по делу N А40-60340/11-9-515. Отметим, что в данном судебном акте суд так оценил практику передачи в аренду отдельных объектов электросетевого хозяйства: "Все элементы, выступающие предметом аренды, являются технологически взаимосвязанными, и самостоятельное функционирование их невозможно, переданное в аренду имущество в целях передачи электрической энергии не отвечает признакам самостоятельной вещи, поскольку ячейки, разъединители, трансформаторы являются конструктивными элементами подстанции и согласно статье 607 ГК РФ не могут использоваться (как самостоятельный объект) отдельно от иного оборудования подстанции";
- Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011 по делу N А33-2631/2011.
Использование правовой конструкции "последней мили" прекращается с 1 января 2014 г. (п. 5 ст. 8 Закона об электроэнергетике, ст. 4 Закона N 308-ФЗ), если законом не предусмотрено иное.
По общему правилу для передачи отдельных объектов электросетевого хозяйства ФСК в аренду МРСК необходимо будет получить предварительное согласие потребителей (п. 6 ст. 8 Закона об электроэнергетике).
Однако полное прекращение перекрестного субсидирования в некоторых регионах России породило бы значительный и одномоментный рост тарифов на электроэнергию для населения. В этой связи Законом N 308-ФЗ предусматривается возможность использования механизма "последней мили" для отдельных субъектов РФ (п. 7 ст. 8 Закона об электроэнергетике):
- Республики Карелия;
- Республики Марий Эл;
- Республики Хакасия;
- Белгородской области;
- Волгоградской области;
- Вологодской области;
- Курской области;
- Липецкой области;
- Нижегородской области;
- Ростовской области;
- Тамбовской области;
- Томской области;
- Тюменской области;
- Челябинской области;
- Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- Ямало-Ненецкого автономного округа.
В этих регионах перекрестное субсидирование с использованием механизма "последней мили" может продолжаться, но лишь в отношении тех объектов электросетевого хозяйства, которые уже были переданы в аренду МРСК на 1 сентября 2013 г. Окончательно эта практика в перечисленных субъектах РФ должна быть прекращена к 1 июля 2017 г. (п. 9 ст. 8 Закона об электроэнергетике).
Действие "последней мили" еще более длительное время сохранится для недавно (после 1 января 2007 г.) подключенных к сети потребителей в следующих субъектах РФ (п. 8 ст. 8 Закона об электроэнергетике):
- Республике Бурятия;
- Забайкальском крае;
- Амурской области;
- Еврейской автономной области.
Полностью эта практика в указанных субъектах РФ должна быть прекращена лишь к 1 июля 2029 г. (п. 9 ст. 8 Закона об электроэнергетике).
Среди других изменений законодательства, вводимых Законом N 308-ФЗ, отметим то, что передача объектов электросетевого хозяйства в аренду МРСК не требует согласования в качестве сделки с заинтересованностью (абз. 8 п. 2 ст. 81 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Перекрестное субсидирование
(..)
В рассматриваемом Законе введено понятие величины перекрестного субсидирования (абз. 18 ст. 3 Закона об электроэнергии). Установлено, что электрическая энергия может предоставляться по двум типам тарифов:
- для населения и приравненных к нему категорий потребителей, для которых тарифы устанавливаются на уровне ниже экономически обоснованных;
- для других категорий потребителей, в отношении которых тарифы установлены в размере, обеспечивающем компенсацию выпадающих доходов от субсидирования поставки электроэнергии населению.
Особо подчеркивается, что применение таких тарифов является взаимообусловленным, то есть субсидирование поставки электроэнергии населению возможно лишь в ситуации, если другие потребители (хозяйствующие субъекты) платят за электричество по повышенным ценам.
Величина перекрестного субсидирования может уменьшаться, если необходимые денежные средства для снижения тарифов на электроэнергию для населения предоставляются за счет бюджетов российской бюджетной системы (абз. 9 п. 1.3 ст. 23.2 Закона об электроэнергетике).
Кроме того, в Законе N 308-ФЗ закреплены полномочия Правительства РФ по утверждению порядка определения, распределения и учета размера перекрестного субсидирования между потребителями (покупателями) на розничных рынках электрической энергии. Оно будет устанавливать критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, а также определять величину перекрестного субсидирования по отдельным субъектам РФ (абз. 41 - 42 п. 1 ст. 21 Закона об электроэнергетике).
Законом N 308-ФЗ предусмотрено постепенное снижение величины перекрестного субсидирования, что означает постепенное увеличение тарифов на электроэнергию для населения и параллельное снижение тарифов для хозяйствующих субъектов (п. 1.4 ст. 23.2 Закона об электроэнергетике).
Необходимость проведения этой реформы была обоснована в Распоряжении Правительства РФ от 03.04.2013 N 511-р "Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации".
Напоминаем, что от механизма перекрестного субсидирования планировалось отказаться еще в 2011 г., но его действие было продлено до 2014 г. (п. 5 ст. 8 Закона об электроэнергии в различных редакциях).
Порядок расчета величины перекрестного субсидирования установлен в п. п. 1.2 - 1.4 ст. 23.2 Закона об электроэнергетике.
Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный закон от 06.11.2013 N 308-фз "О внесении изменений в федеральный закон "Об электроэнергетике" и статью 81 федерального закона "Об акционерных обществах", можно скачать.